Кассовые операции

Исполнять бюджет следует по-новому

В январе 2009 года вступил в силу приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н. Им утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Об этих нововведениях и пойдет речь в статье.

В январе 2009 года вступил в силу приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н. Им утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Об этих нововведениях и пойдет речь в статье.

Изменилась терминология

Благодаря Порядку появились новые понятия. Приведем самые значимые из них.
Клиент казначейства — это участник бюджетного процесса, которому в установленном порядке открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (ОФК).
Бюджетные данные — это бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования.
Внебанковская операция — движение внутри одного балансового счета, лицевого счета и др.

Основания для кассовых выплат

Основание для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета — платежные документы (их представляют в том числе учреждения в ОФК). В частности, это:
— Заявка на кассовый расход;
— Заявка на получение наличных денег;
— Заявка на возврат.
В Порядке четко прописаны полномочия ОФК по проверке представленных документов. Отдельный порядок кассовых выплат предусмотрен для бюджета субъектов РФ (местных бюджетов). Он приведен в подразделе 2.2 «Основания для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета» Порядка. Заметим, что на этом уровне бюджета финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) и органом казначейства согласовываются порядок и условия обмена информацией между ними. При кассовом обслуживании исполнения бюджета могут использоваться расчетные документы как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Правила выполнения внебанковских операций

Подраздел 2.3 «Особенности проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям» Порядка посвящен внебанковским операциям. Нельзя сказать, что ОФК и учреждения ранее не проводили их. Но само понятие внебанковской операции впервые дано в правовом акте. Внебанковская операция проводится ОФК без движения средств на счете органа Федерального казначейства, открытого в банке в случае:
— если получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) перечисляет средства другому. При этом им обоим открыт лицевой счет получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) одним и тем же органом казначейства и в рамках одного и того же счета казначейства (№ 40105, № 40503 и т. д.);

Новые правила доведения сведений

Доведение сведений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, предельных объемах финансирования и особенности их предоставления участниками бюджетного процесса теперь также регулируются новым Порядком. Он утвержден приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Этот нормативный акт предусматривает порядок доведения бюджетных данных:
- до главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и администраторов с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторов и т.д.
— представления клиентом Заявки на кассовый расход для перечисления средств на открытый ему же лицевой счет.
Операции по восстановлению суммы кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой, а также поступления в бюджет накопленного купонного дохода (в соответствии со ст. 113 Бюджетного кодекса РФ) также классифицируют как внебанковские операции.
Такие операции проводят на основании представленной в орган казначейства Заявки на кассовый расход. При этом ее оформляют с учетом следующих особенностей:
— в разделе «Реквизиты контрагента» указывают реквизиты клиента;
— в графе «Код по БК плательщика» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход» указывают код бюджетной классификации, по которому увеличивается сумма кассовой выплаты;
— в графе «Код по БК получателя» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход» указывают код бюджетной классификации подлежащей восстановлению кассовой выплаты.
Заметим, что для зачисления в бюджет накопленного купонного дохода графа «Код по БК плательщика» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход» не заполняется.

Есть дополнительное бюджетное финансирование. Каков порядок кассовых операций?

В этом случае кассовые операции проводят по особым правилам. В Порядке предусмотрен подраздел 2.6 «Особенности проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования». В него вошли положения приказа Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н относительно осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду федерального имущества.
Кассовые операции за счет источника дополнительного бюджетного финансирования возможны только в пределах учтенных на лицевом счете и неиспользованных средств от этого источника. А также в рамках лимитов бюджетных обязательств по нему. Причем такие операции выполняют на основании Заявок на кассовый расход и Заявок на получение наличных денег, представленных арендодателем в орган казначейства. Он отражает на лицевом счете получателя бюджетных средств нарастающим итогом с начала года объемы кассовых выплат. Их сумма должна соответствовать кассовым расходам (произведенным в соответствии с Заявками на кассовый расход, Заявками на получение наличных денег, представленных арендодателем в орган казначейства).
Источник дополнительного бюджетного финансирования текущего финансового года увеличивается на сумму дебиторской задолженности по арендной плате прошлых лет, поступившей в доход соответствующего бюджета. Средства от этого источника направляются для использования арендодателю в соответствии с Порядком.
При возврате арендатору излишне уплаченной (взысканной) арендной платы органом казначейства уменьшается источник дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете арендодателя. Эту операцию ОФК выполняют в соответствии с Порядком учета Казначейст-вом России поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
Заметьте: сумма, подлежащая возврату, не должна превышать остаток средств по этому источнику на лицевом счете.
Арендодатель может произвести зачет суммы арендной платы, подлежащей возврату арендатору, в счет предстоящих платежей по договору аренды.

Особенности кассового обслуживания в зависимости от уровня бюджета

Положения Порядка затрагивают и особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при осуществлении ОФК отдельных функций финансовых органов по организации исполнения бюджетов.

Нормы приведены в одном акте

Новый приказ № 8н, по сути, включает в себя положения разных приказов Минфина России и Казначейства России, действующих до 2009 года. Это нормативные акты по учету средств бюджета от приносящей доход деятельности, от дополнительных поступлений по аренде и др. Теперь порядок проведения кассовых выплат с любых видов лицевых счетов прописан в одном документе.

Новым Порядком определено, что соглашение об осуществлении ОФК функций по исполнению бюджета заключается при любом порядке организации кассового обслуживания субъекта РФ и местных бюджетов.
Основанием для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта РФ или муниципального образования является Заявка на кассовый расход, которую представляют финансовые органы, получатели бюджетных средств. Кроме того, финансовые органы в соответствии с соглашением могут предусмотреть иной документ для проведения операций по кассовым выплатам — расчетный документ.
А вот основанием для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета является только Заявка на кассовый расход. Таким образом, для федерального бюджета уходит понятие «платежное поручение», его заменяет Заявка на кассовый расход.
Итак, участники бюджетного процесса будут представлять в ОФК Заявки на кассовый расход.
А вот финансовым органам дано право выбора представлять либо указанные заявки, либо расчетный документ в соответствии с соглашением.
Отметим еще и такой нюанс.
В новом приказе по кассовому обслуживанию учет операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты не определен. Поэтому необходимо руководствоваться Порядком учета Казначейством России поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Исправления в документе-основании

Если в Заявке на кассовый расход, представленной на бумажном носителе, допущены ошибки — их можно исправить. При этой процедуре зачеркивается неправильный текст или суммы и над зачеркнутым надписываются исправленные (верные) данные.

Начать дискуссию