Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2004 г. № 169-О появилось
в интернете только в конце июля, однако разговоры о нем среди посетителей
бухгалтерских интернет-форумов не прекращаются до сих пор. Самые активные
из них придумали сразу несколько способов обойти требования судей.
Определение суда гласит, что на вычет по НДС можно претендовать лишь в том случае, если затраты фирмы на оплату предъявленного продавцом налога являются реальными. А такими суд признал только те затраты, которые фирма оплачивает деньгами, полученными в виде выручки, либо имуществом, полученным в результате возмездной сделки. Попутно суд утончил, что расчет с поставщиком заемными или взятыми в кредит деньгами права на вычет не дает. Оно появляется только в момент погашения кредита или займа.
Наибольшее количество тем, посвященных 169-му определению, было на форуме www.taxhelp.ru . «Общее место» всех схем сводится к следующему. Для вычета по НДС нужно «замаскировать» полученные в кредит или заем деньги так, чтобы они выглядели как выручка от продажи собственной продукции или имущества.
За двумя займами погонишься, получишь НДС-вычет
Самой популярной на форумах была такая схема. Фирма берет два займа (или два банковских кредита): первый – 100 рублей, второй – 18. Затем на эти деньги фирма приобретает товар стоимостью 118 рублей, из которых НДС – 18 рублей. 100 и 18 рублей фирма перечисляет продавцу двумя отдельными платежками. В одной из них нужно сделать пометку о том, что это оплата стоимости товара, не включающей в себя НДС, по договору такому-то. В другой – о том, что это перечисление НДС, предъявленного продавцом сверх стоимости товара по договору такому-то.
После этого фирма еще одной платежкой полностью возвращает второй кредит (или заем), то есть 18 рублей. С этого момента затраты на оплату предъявленного продавцом НДС становятся по терминологии 169-го определения реальными. А затраты на оплату самой стоимости товара остались «нереальными» (поскольку второй кредит на сумму 100 рублей еще не погашен), что в принципе совершенно неважно. Главное, что фирма погасила весь кредит (или заем), который был взят на оплату НДС. Значит, теперь налог можно принять к вычету.
Следуя этой логике, участники интернет-обсуждений вывели еще более простую схему: «Оплатить товар можно с НДС или без него. Поэтому налог – это самостоятельная часть цены. Значит, для принятия налога к вычету достаточно из собственного кармана фирмы оплатить только сумму НДС, предъявленную поставщиком. Для этого счет поставщика на 118 рублей, включая 18 рублей НДС, надо оплатить двумя платежками: на 100 рублей – из заемных денег, и на 18 рублей – из собственных». Причем во второй платежке в графе «назначение платежа» нужно указать: «Сумма НДС – 18 рублей по договору №...». В этом случае налоговики не смогут доказать, что налог вы перечислили из денег, полученных в кредит.
Для большей надежности схемы нужно как-то отделять заемные деньги от остальных. Проще всего, по мнению многих участников форумов, открывать для получения и дальнейшего перечисления заемных денег отдельный расчетный счет.
В рамках этой схемы у некоторых участников форумов возник интересный вопрос: «А что будет, если брать два кредита или займа? Первый – для покупки, а второй, чтобы погасить первый». По идее – ничего, потому что по определению № 169-О вычеты по НДС нельзя получить только в том случае, если в сделке участвуют деньги непогашенных кредитов или займов. А вот об источнике денег для их погашения в определении суда ничего не сказано.
Незаметный такой предприниматель
Следующая схема, или – как говорят на форумах – «схЭма», строится на сложностях налогового контроля за деятельностью предпринимателей. ПБОЮЛ не обязан вести бухучет, поэтому налоговики не смогут узнать, откуда предприниматель взял деньги на каждую покупку товара. В своей деятельности он может использовать все суммы, которые у него есть. И неважно, лежат ли они на его расчетном счете или под подушкой, накопил он их за годы работы или вчера взял у тещи взаймы.
Получается, что фирме достаточно поставить между собой и своим поставщиком знакомого предпринимателя. Банк выдает ему деньги, на них он приобретает у поставщика товар и уже от своего имени продает вашей фирме. Другое дело, что вам придется договориться о выдаче кредита «своему» предпринимателю, потому что банки не любят иметь дело с ПБОЮЛ.
Однако возникает вопрос: «В декларациях по НДФЛ скорее всего не будет той суммы дохода, которая позволила бы предпринимателю без привлечения заемных денег купить дорогую партию товаров, вычет по которым он просит. “Откуда деньжата?” – спросит предпринимателя ласковый инспектор». А это установить не получится, потому что предприниматель не ведет бухгалтерского учета. В крайнем случае «придется раскрыть информацию, что в каком-то далеком или не очень году был получен доход в такой-то сумме от продажи принадлежащего предпринимателю имущества. Все положенные налоги он заплатил, а документы за давностью лет выкинул».
Получаем вычеты на векселях
Еще одна схема, предложенная участниками форумов – вексельная. Вексель – это ценная бумага, и его передача не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).
По разъяснениям Конституционного Суда, вексель может считаться собственным имуществом (пункт 4 определения КС от 8 апреля 2004 г. № 169-О). Но для того, чтобы расчет таким имуществом отвечал новому правилу «реальности затрат», нужно, чтобы вексель был получен в возмездной сделке и полностью оплачен на момент принятия НДС к вычету. Отсюда следует вполне логичный способ получения НДС-вычета: на заемные деньги купить ликвидный вексель и сразу его продать. А полученными от этой операции деньгами рассчитаться со своим поставщиком.
Этого будет вполне достаточно для того, чтобы превратить кредит или займ в выручку от реализации. Следовательно, можно теперь подумать и о НДС-вычетах.
Но тут всплывает другая проблема: налоговики могут не принять к вычету часть НДС по общехозяйственным расходам (аренда, телефон, комуналка и т. д.). Ведь при продаже векселя у фирмы возникает не облагаемый НДС оборот, а значит, она должна вести раздельный учет своих затрат по пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса. И весь НДС по тем затратам, которые нельзя однозначно отнести к облагаемым либо к необлагаемым операциям, фирма поставить к вычету не сможет.
На форумах тут же предложили решение. «Чтобы избежать раздельного учета затрат и дробления входного НДС на облагаемый и необлагаемый оборот, можно сделать следующее. Фирма заключает договор поручения, согласно которому доверенный (фирма или предприниматель) совершает от ее имени операции по покупке и продаже ценных бумаг. Что это дает? Имеем автоматически раздельный учет затрат, ведь все затраты по покупке и продаже векселя находятся в рамках расчетов по договору поручения. И второе: общехозяйственные расходы больше не имеют никакого отношения к продаже ценных бумаг и, следовательно, полностью относятся к облагаемым НДС операциям. А значит, весь “сидящий” в таких затратах налог можно поставить к вычету».
Артем ДРОЗДОВ
Источник материала: «Расчет»
Начать дискуссию