Создаем имидж фирмы

Для успешного продвижения на рынке своих товаров, услуг фирмы создают товарные знаки или знаки обслуживания. Однако придумать уникальную «метку» – это полдела. Ее нужно зарегистрировать.

Для успешного продвижения на рынке своих товаров, услуг фирмы создают товарные знаки или знаки обслуживания. Однако придумать уникальную «метку» – это полдела. Ее нужно зарегистрировать.

Что такое товарный знак?

Товарный знак, сопровождающий продукцию, услугу, выступает гарантом качества. Он служит активным средством привлечения внимания, позволяет потребителям сделать осознанный выбор. Именно с этой целью многие организации, чтобы выделить свой товар, проставляют на нем фирменную «метку». Товарный знак – понятие юридическое. Его определение записано в статье 1 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 о товарных знаках. А в жизни товарный знак — интересно оформленное в любом цвете и цветовом сочетании обозначение, которое может быть словесным и графическим.

Словесный знак – название фирмы либо оригинальные слова, сочетания букв, фразы или словосочетания, выполненные необычным, запоминающимся шрифтом.

К графическим обозначениям относятся абстрактные символы и изображения, значки, рисунки, орнаменты, символы, вид товара, фигуры любых форм и т. д. Они могут быть также объемными, повторять форму самих объектов, их упаковок. Например, самым известным объемным товарным знаком является форма бутылки «Coca-Cola». Кроме этого могут быть еще световые и звуковые обозначения.

Регистрация фирменной «метки»

«Раскрученный» товарный знак может принести компании немалую выгоду. Однако она не может являться полноправным владельцем собственного товарного знака и рассчитывать на правовую охрану до тех пор, пока он не зарегистрирован (ст. 2 закона о товарных знаках). Именно официальная регистрация подтверждает исключительные права фирмы. Только в этом случае она может запретить или разрешить другим организациям использовать свой знак.

Регистрация – процесс достаточно сложный и длительный. Прежде необходимо определить: как будет выглядеть знак. Для этого одни фирмы прибегают к услугам дизайнерской студии, другие обходятся собственными силами. Создавая личную «метку», организации должны помнить о том, что она должна быть не похожей ни на одну уже существующую, иначе могут быть проблемы с ее регистрацией. Поэтому имеет смысл воспользоваться услугами дизайнстудии. Она может предложить не только варианты, но и проверить в Роспатенте – нет ли уже аналогичного знака.

Как только внешний вид определен, можно подавать заявку. Она направляется в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Форма заявки и правила ее заполнения содержатся в приказе Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32. Она должна содержать;

– заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием фирмы-заявителя, а также ее местонахождения;

– заявляемое обозначение и его описание;

– перечень товаров, для которых необходима регистрация товарного знака. Список товаров группируется по классам Международной классификации товаров и услуг, утвержденных соглашением стран – участниц Ниццкой дипломатической конференции 15 июня 1957 г. С 1 января 2002 года действует ее восьмая редакция, согласно которой все товары разбиты на 45 классов. Эту классификацию можно найти на сайте www.fips.ru. Следует помнить, что заявка подается лишь на один товарный знак. Представить необходимые документы фирма может как самостоятельно, так и через патентного поверенного.

Регистрация товарного знака – услуга платная. Размеры и порядок уплаты государственной пошлины установлены Положением от 12 августа 1993 г. № 793. Документ, подтверждающий оплату, прикладывается к заявке.

Первый этап оформления прав собственности на знак начинается с так называемой формальной экспертизы, которая проводится в течение месяца (ст. 11 закона о товарных знаках). Она подразумевает проверку правильности составления и подачи заявки. Если замечаний нет, то документы принимаются к рассмотрению.

Второй этап начинается с экспертизы заявленного обозначения, при которой детально изучается сам товарный знак (ст. 12 закона о товарных знаках). Соответствует ли он требованием законодательства. В регистрации будет отказано, если знак:

– состоит только из одних элементов обозначений;

– не обладает различительной способностью;

– представляет собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальное название государств;

– вошел во всеобщее употребление, как обозначение товаров определенного вида;

– является общепринятым символом и термином;

– указывает на вид, качество, свойство, ценность товара или место производства и сбыта. Также не могут быть зарегистрированы в качестве фирменного знака обозначения, тождественные или сходные до степени смешения со знаками других фирм.

Если заявленному знаку удалось пройти экспертизу, то принимается решение о регистрации. На основании решения производится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Свидетельство выдается фирме в течение месяца после регистрации и действует она 10 лет. По истечении данного срока фирма может продлевать свое право на товарный знак. Для этого нужно подать заявление в течение последнего года действия свидетельства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 закона о товарных знаках права могут быть прекращены и до истечения установленного срока. Это может произойти в следующих случаях:

– товарный знак не использовался в течение трех лет подряд;

– прекращение деятельности фирмы и т. д.

Известность – предмет преступления

Фирма, имеющая зарегистрированный товарный знак, имеет право проставлять рядом с ним предупредительную маркировку в виде «R», обозначающую, что применяемый знак зарегистрирован данной фирмой. Не следует забывать, что сама по себе регистрация торгового знака не спасет от использования его недобросовестными конкурентами, но она позволит компании при обращении в суд защитить права собственности. В соответствии со статьей 46 закона о товарных знаках за незаконное использование торгового знака предусмотрена гражданская, административная, уголовная ответственность. Впечатляет и размер компенсационной выплаты, которую суд может взыскать с фирмы, укравшей знак, – от 100 тысяч рублей до 5 миллионов рублей.

Однако действительность такова, что ни уголовная ответственность, ни миллионные штрафы не могут остановить незаконное использование узнаваемых «меток». Желание заработать за счет репутации известной фирмы неистребимо. В связи с этим судами наработана значительная судебная практика по разрешению споров, связанных с защитой прав на товарный знак. В этих делах фигурируют мелкие предприниматели и известные торговые дома, торгующие одеждой и обувью с контрафактными торговыми знаками, редакции газет, укравшие название у другого издания, кондитерские фабрики, «списавшие» название конфет у коллег, список можно продолжать бесконечно. Результаты судебных разбирательств, как правило, завершаются в пользу законных правообладателей товарных знаков.

Бухгалтерский и налоговый учет

Товарный знак – это не только лицо фирмы, но и предмет бухгалтерского и налогового учета. Исключительное право фирмы на товарный знак признается в бухгалтерском учете нематериальным активом при условии соблюдения пункта 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Ему присваивается инвентарный номер и оформляется карточка учета по форме № НМА-1, утвержденная постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а.

На основании пункта 6 ПБУ 14/2000 товарный знак принимается к учету по первоначальной стоимости. Она определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление, в том числе оплату услуг сторонних организаций, пошлины и т. д. Стоимость погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования «метки» определяется при принятии ее к бухгалтерскому учету исходя из срока действия свидетельства на товарный знак, то есть 10 лет. Все затраты на создание товарного знака накапливаются на счете 08 субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов». После получения свидетельства он учитывается на счете 04 «Нематериальные активы».

В налоговом учете товарный знак также признается нематериальным активом и принимается к учету по первоначальной стоимости (п. 3 ст. 257 НК). Как и в бухгалтерском учете, она формируется из расходов, связанных с приобретением, регистрацией актива, за исключением сумм возмещаемых налогов. Однако следует помнить, что расходы на знак не признаются в целях начисления налога на прибыль до тех пор, пока фирма не получит свидетельство о регистрации (ст. 257 НК). В случае если фирма сделала затраты на разработку своего фирменного знака, но Роспатент по тем или иным причинам отказал в регистрации, то эти расходы нельзя учитывать в налоговом учете.

О.В. Горшенина, эксперт АГ «РАДА»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию