Как правильно бросить фирму

Нередко руководство решает прекратить деятельность предприятия и открыть новую организацию. Чтобы со «старой» фирмы налоговики ничего не смогли взыскать, нужно привести ее баланс к нулю.

Нередко руководство решает прекратить деятельность предприятия и открыть новую организацию. Чтобы со «старой» фирмы налоговики ничего не смогли взыскать, нужно привести ее баланс к нулю.

Немногие руководители закрывают организацию в порядке ликвидации. Этот процесс довольно долгий и хлопотный. Нужно уведомить кредиторов фирмы, составить промежуточный ликвидационный баланс и т. д. Поэтому, как правило, по брошенной фирме просто перестают сдавать отчетность. Главное, чтобы к этому моменту баланс организации был нулевой или почти нулевой. Дело в том, что если предприятие перестает сдавать отчетность, она попадает в «черный» список тех, кого налоговики проверяют в первую очередь. Не исключено, что по итогам проверки инспекторы доначислят налоги, пени и штрафы. Но взыскать долги при отсутствии денег и имущества им будет довольно проблематично.

Процесс «опустошения» баланса нужно начать с инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Как ее провести, говорится в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.

Избавляемся от имущества

К тому моменту, когда от фирмы решили избавиться, на ее балансе могут «висеть» материалы, остатки готовой продукции, а также основные средства.

Чтобы списать материалы, нужно оформить документы, которые подтверждают передачу их в производство или эксплуатацию. Таковыми являются:

– лимитно-заборная карта (форма № М-8);

– требование-накладная (форма № М-11);

– накладная (форма № М-15).

Образцы этих бланков утверждены постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а.

Отметим, что списать материалы можно и без составления приведенных выше документов. Тогда запись на отпуск материалов делается в карточках складского учета (форма № М-17). Об этом говорится в пункте 109 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухгалтерском учете списание материалов оформляется записью: Дебет 20 (25, 26, 44, …) Кредит 10

– списаны материалы.

Готовую продукцию обычно продают. Отпуск ее со склада оформляют накладной (форма № М-15). На основании этого документа бухгалтер делает запись: Дебет 90-2 Кредит 43

– списана готовая продукция.

Далее нужно подумать, что делать с основными средствами. Например, их можно списать в результате морального износа. В этом случае последовательность действий будет следующая.

Вначале нужно оформить приказ руководителя на создание комиссии, которая осмотрит оборудование и сделает вывод о причине его списания. Такое правило установлено в пункте 77 методички по бухгалтерскому учету основных средств, которая утверждена приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н. Приказ может выглядеть следующим образом:

ООО «Альфа»

ПРИКАЗ

29 сентября 2004 г. № 125

О создании комиссии

для списания основных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

Для списания с баланса токарного станка создать комиссию в составе:

– председатель комиссии: директор В.В. Лавров;

– члены комиссии: главный бухгалтер Т.П. Никитина;

технический директор А.Р. Иванов.

1. Возложить на комиссию следующие обязанности:

– осмотр токарного станка, подлежащего списанию (с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета);

– установление причин списания токарного станка;

– составление акта на списание токарного станка.

2. Акт на списание токарного станка, утвержденный руководителем организации, подлежит передаче в бухгалтерию ООО «Альфа».

Директор Лавров В.В. Лавров

Решение комиссии о списании основного средства нужно оформить актом, который утверждает руководитель фирмы. Для этого предусмотрена форма № ОС-4. В случае списания сразу группы объектов основных средств – форма № ОС-4б. Эти бланки утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

На основании акта на списание оборудования бухгалтер делает запись в инвентарной карточке о его выбытии.

Отметим, что списание морально устаревших основных средств уменьшает бухгалтерскую и налоговую прибыль. Это следует из пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Еще один способ избавиться от оборудования – реализовать его. В этом случае продажную стоимость станков, машин и т. п. лучше приравнять к остаточной. Тогда реализация основных средств не увеличит налог на прибыль. То же самое касается и реализации готовой продукции. Ее продажную стоимость нужно приравнять к сумме затрат, связанных с изготовлением, а также упаковкой, транспортировкой и т. п.

Освобождаемся от денег

При наличии у фирмы чистой прибыли деньги можно потратить на выплату премий или дивидендов учредителям. Для этого нужно оформить протокол общего собрания. В частности, в протоколе указывают:

– место, дату и время проведения общего собрания;

– фамилии председателя и секретаря собрания;

– повестку дня и решения, принятые на собрании.

Премии и дивиденды, которые выплачены за счет чистой прибыли, не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК). А вот налог на доходы физлиц заплатить придется. Премии облагаются этим налогом по ставке 13 процентов, а дивиденды – 6 процентов (с 1 января 2005 года – 9 процентов).

Кроме того, деньги можно потратить на выплату работникам материальной помощи. Такие траты не уменьшают облагаемую налогом прибыль (п. 23 ст. 270 НК), поэтому ЕСН начислять не надо. Однако сумма материальной помощи, которая превышает две тысячи рублей, включается в облагаемый доход работника (п. 28 ст. 217 НК).

Дебиторы и кредиторы

Дебиторская задолженность у фирмы возникает, например, если она перечислила деньги поставщику и не получила от него ценности или отгрузила товары, а покупатель за них не расплатился. По истечении трех лет (срок исковой давности) долги дебиторов списывают. Первичными документами для совершения этой операции могут служить приказ руководителя о списании просроченного долга, накладные, подтверждающие отгрузку продукции, платежные документы, свидетельствующие о перечислении денег поставщику, и т. п.

В бухгалтерском и налоговом учете дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, относят на внереализационные расходы. Об этом говорится в пункте 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункте 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса. Причем облагаемую налогом прибыль уменьшит вся сумма дебиторской задолженности, включая НДС. Такую точку зрения высказало МНС в письме от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945. Недавно позицию налоговиков поддержал и Минфин (см. письмо Минфина от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47).

Фирме следует иметь в виду, что если она списывает дебиторскую задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам, то ей придется заплатить НДС. Это правило установлено в пункте 5 статьи 167 Налогового кодекса и относится к тем предприятиям, которые считают НДС по оплате. Поэтому им списывать «дебиторку» может быть невыгодно. В этом случае лучше продлить срок исковой давности. То есть вначале его нужно прервать, чтобы после этого «исковой» срок начал отсчитываться заново (ст. 203 ГК). Такая операция освободит фирму от необходимости в ближайшее время перечислять НДС.

Cрок исковой давности прервется, когда партнер признает свой долг. Это может подтвердить подписанный сторонами акт сверки расчетов, а также получение от покупателя какой-либо суммы в счет оплаты товаров.Кредиторскую задолженность, списанную по истечении срока исковой давности, в бухгалтерском и налоговом учете относят на внереализационные доходы. Об этом говорится в пункте 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и пункте 18 статьи 250 Налогового кодекса. Следовательно, у фирмы может увеличиться налог на прибыль. Один из способов избежать этого – продлить срок исковой давности кредиторской задолженности. В таком случае нужно отправить кредитору письмо или акт сверки. Тем самым фирма признает свой долг, а «исковой» срок продлится еще на три года. Волноваться по поводу налогов по истечении этого времени уже вряд ли стоит. Дело в том, что налоговики мало интересуются фирмами, у которых стоят прочерки в «имущественных» статьях баланса.

Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию