Одна из первых инаугураций в истории американского фондового рынка увенчалась тотальным падением. 20 января 2009 года фьючерсы на американские индексы также показывали 1,5%-ное снижение к открытию биржи. Процедура «восшествия на престол» темнокожего президента должна была начаться часом позже. Выступление Обамы не внушило доверия участникам торгов, а заявка на национализацию ряда американских предприятий еще и подлила масла в огонь. В итоге снижение на бирже перекочевало за барьер 5%, а закрытие площадки произошло вблизи минимальных значений.
Скорее всего, палочкой-выручалочкой может стать только печатный станок, которому предстоит в ближайшее время удовлетворить ряд кредиторов по американским 10-летним облигациям, а также списать на напечатанные зеленые бумажки часть частного ипотечного долга перед компаниями. Впервые мне показалось, что банки только выглядят самостоятельными, и глядя на движение котировок вчерашней торговой сессии в Америке, я однозначно понял, что все только начинается...
Вспоминаю книгу Джека Швагера «Маги биржевого рынка», где автор берет интервью у многих известных и преуспевающих трейдеров прошлого столетия. Большинство из них слепили свои состояния на движениях котировок в 70-е годы. Почти в каждом интервью можно увидеть опасения по поводу повторения событий Великой Депрессии 1929-1933 г.г. Кроме всего прочего, многие из трейдеров высказали мнение, что недельный крах на американской бирже – это только сигнал к тому, что все только начинается. А крах этот произошел 20 лет назад, в октябре 1987 года. Особенно откровенен в высказываниях был некто Пол Тюдор Джонс – трейдер, использовавший в торговле интуицию в сочетании с фундаментальным анализом. Он был известен тем, что не раз ловил вершину и основание рынка и заработал миллионы долларов. Его интервью было записано в 1989 году. Я выбрал из него некоторые мысли и понял, что кризис предсказывал не только М.Хазин до его начала за 7 лет. Кризис реально ждали еще два десятилетия назад. Вот ряд логически скрепленных цитат из его интервью:
«Дуамаю, что 19 октября {1987} финансовой сфере... был нанесен роковой удар... Если экономика начнет двигаться с тем рычагом, который в ней есть сейчас, то крах наступит с головокружительной быстротой. Не хочется верить в такое, но чутье подсказывает, что именно так оно и будет. Из уроков истории я знаю, что кредит убивает любое великое общество. Мы, по существу, вытащили свои карточки «American Express» и приготовились к шикарной жизни. Рейган обеспечил великий период в экономике на срок своего президентства, оплатив наш путь к процветанию заемными деньгами. Мы взяли в долг под наше будущее и скоро нам придется платить.... Рейган дал нам почувствовать себя хорошо как стране – и это прекрасно. Но для экономики это стало самым большим из несчастий... Рейган, по сути дела, одурачил нас, пообещав сократить дефицит, а затем пустился в самый большой кутеж в истории страны. {Дефицит американского бюджета был в новинку и пугал очень многих двадцать лет назад. Это сейчас никто о нем не думает, потому что в условиях постоянного дефицита Америка живет уже второе поколение} Я не вижу никакого выхода из сложившегося тупика. Возможно есть какие-то факторы и они действуют как часть крупного суперцикла, которым мы не можем управлят. Не исключено, что мы находимся во власти того самого типа циклов, жертвой которого пало большинство развитых цивилизаций, - будь то Римская империя, Испания 16-ого века, Франция 18-ого века или Великобритания 19-ого века... Нам предстоит ряд испытаний... придется понять, что такое финансовая дисциплина... В финале мы упадем так же низко, как в 1920-е годы, но из-за легкости получения кредитов это произойдет медленнее, чем при тогдашней экономике, в которой преварировали наличные расчеты».
Остальные 20-ть лет Америка завоевывала влияние в мире, наводняя долларами международные резервы, выкачивая ресурсы из развивающихся стран, получая прибыль из вновь созданных врагов американской нации. Сегодня число таких стран подошло к концу, как и подошел к концу график платежей по мировому кредиту, выданному США от всего мира.
История повторяется, а знаменитая фраза «После нас хоть потоп», принадлежащая безответственному правителю Франции Людовику XV, теперь может обрести нового хозяина – президента США Рузвельта с его нововведенной монетарной политикой.
Начать дискуссию