Налоговые проверки

«Камералка» давно закончилась, а акта проверки все нет

У читателей журнала «Проверка в компании» есть уникальная возможность получить ответ на свой вопрос из уст специалистов Минфина России, ФНС России, известных консалтинговых фирм, а также от экспертов журнала.

У читателей журнала «Проверка в компании» есть уникальная возможность получить ответ на свой вопрос из уст специалистов Минфина России, ФНС России, известных консалтинговых фирм, а также от экспертов журнала.

После сдачи декларации по НДС прошло уже более шести месяцев. Мы знаем, что по этой декларации была проведена и встречная проверка контрагентов. Срок на камеральную проверку прошел, но ее результаты не оформлены. Правомочна ли налоговая инспекция так поступать? Если проверка продлена, должна ли инспекция сообщать нам об этом? Какова сложившаяся практика процедуры инициации налоговой инспекцией встречной проверки по материалам камеральной?
Арон Абович, главный бухгалтер ООО «СОРЕТ», г. Москва

— Результаты любой налоговой проверки (выездной или камеральной) оформляются актом в соответствии со статьей 100 НК РФ. Особенность камеральной проверки состоит в том, что ее результаты оформляются актом только в случае, если выявлены налоговые правонарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). При этом, согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня подачи налоговой декларации. Если по завершении этих трех месяцев инспекция не представила соответствующий акт, следовательно, камеральная проверка завершилась без налоговых претензий.

Свои особенности имеет камеральная проверка декларации по НДС, по которой предполагается возмещение налога. Последствия такой проверки урегулированы статьей 176 НК РФ: после окончания проверки (в пределах строго трех месяцев) налоговая инспекция в течение семи дней должна принять решение о возмещении НДС или об отказе в таком возмещении. Таким образом, общий срок принятия такого решения не может превышать трех месяцев и семи дней с даты подачи декларации. Причем, в отличие от акта проверки, тот или другой документ должен быть составлен в любом случае при любых результатах камеральной проверки. Приостановление проверки для получения информации от контр­агентов допустимо только лишь в отношении выездной проверки и для камеральной не допустимо (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в декларации по НДС предусмотрено возмещение налога, действия налоговой инспекции неправомерны.

Согласно складывающейся практике, при проведении камеральной налоговой проверки все встречные проверки должны быть закончены налоговым органом в пределах трех месяцев, отведенных для камеральной проверки. Никаких оснований для продления этого срока или приостановления камеральной проверки НК РФ не предусматривает.

Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики ЮК «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Налоговая декларация по НДС была представлена по каналам электронной связи в установленные сроки и в надлежащих форме и формате. Была допущена единственная ошибка в указании вида документа: вместо «1–первичный» указано «3 – корректирующий». Является ли отчет не сданным, правомерно ли применение пункта 1 статьи 119 НК РФ?
С. Коваленко, главный бухгалтер, ООО «НИК-САН», г. Раменское

— В соответствии со статьей 80 НК РФ при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Согласно Порядку представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169, дата отправки налоговой декларации в электронном виде фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи.

Эту же позицию поддерживает Минфин Рос­сии в своем письме от 1 августа 2008 г. № 03-02-07/1-331.

Если же в протоколе входного контроля, который налогоплательщик получил от налогового органа, содержится информация о том, что налоговая декларация не принята, так как в отчете содержатся ошибки, то налогоплательщик устраняет все неточности и повторяет процедуру представления (Временный регламент обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при предоставлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи, утвержденный приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. № ММ-3-6/50@. Таким образом, применение к налогоплательщику санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 НК РФ, неправомерно.

Если же компания получила по телекоммуникационным каналам связи подтверждение принятия декларации, но не как «первичной», а как «уточненной», то можно сослаться на пункт 2 статьи 81 НК РФ, по которому декларация («первичная») считается поданной в день представления «уточненки», если та подана до истечения установленных сроков для подачи основной декларации. Получается, что в день подачи «корректирующей» декларации компания исполнила и обязанность о представлении в срок «первичной» декларации.

Елена Брейгина, аудитор GSL Law & Consulting

Мы являемся московим представительством иностранной компании, которая сама заключила договор аренды нежилого помещения с арендодателем. Деньги поступают на валютный счет представительства, мы их конвертируем и пересылаем на рублевый счет арендодателя. Надо ли в этом случае платить НДС с суммы арендной платы?
О. Высоцкая, главный бухгалтер, г. Москва

— Подпунктом 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом, находящимся на территории России, включая предоставление этого имущества в аренду, признаются услугами, оказанными на территории России. Как следствие, такие услуги по аренде подлежат обложению НДС у арендодателя, который обязан выставить счет-фактуру, подтверждающий, что в сумму арендной платы включен НДС. Арендатор впоследствии при соблюдении определенных условий может включить этот налог в вычеты.

Независимо от того, каким образом заключен договор и осуществляются платежи, арендодатель должен включить НДС в состав арендной платы. Таким образом, иностранный арендатор в лице своего московского представительства уплачивает НДС в составе арендной платы и никаких других налоговых платежей в связи с такой арендой производить не обязан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождается предоставление в аренду на территории России помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ. Эта норма применяется в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении аккредитованных там граждан Российской Федерации и российских организаций либо если подобная норма предусмотрена международным договором Российской Федерации. Перечень таких иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение от НДС, установлен совместным приказом МИД и Минфина России от 8 мая 2007 г. № 6498/40н.

Таким образом, если страна, в которой зарегистрирована иностранная компания, перечислена в соответствующем перечне, то ее представительство, представив арендодателю документы, подтверждающие свою аккредитацию в России, может потребовать исключения из арендной платы НДС.

Валерий Бахтин, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

В октябре организация вела деятельность, облагаемую по общей системе налогообложения и ЕНВД. Учетной политикой для определения налогооблагаемой прибыли предусмотрено распределение общехозяйственных затрат, в том числе зарплаты административно-управленческого персонала, пропорционально доле доходов от деятельности по основной системе и ЕНВД. В октябре в компании не было доходов ни по одному из видов деятельности – ни по основной системе, ни по ЕНВД. Как в данном случае распределить общехозяйственные расходы и зарплату административно-управленческого персонала?
М. Первова, главный бухгалтер ООО «ЛесВиКо-Строй», г. Москва

— Законодательно этот вопрос не урегулирован. Поскольку принципы распределения расходов установлены учетной политикой компании, то в ней и следует искать ответы на сложные ситуации. Другими словами, вопрос должен решаться в духе тех принципов, которые заложены в идеологию учетной политики. Возможно несколько путей решения проблемы.

1. Если исходить из того, что уплата ЕНВД зависит не от выручки по этой деятельности, а только от факта ее осуществления, можно установить следующий принцип. Налог по «вмененке» за текущий месяц не начислялся, следовательно, деятельность по ЕНВД не велась. Деятельность по основной системе велась, только не было реализации. Следовательно, все расходы относятся к основной деятельности.

2. Налог по «вмененке» начислен, следовательно, деятельность велась. По основной системе выручки не было, следовательно, и деятельность не велась. Вывод – все расходы относятся к «вмененной» деятельности. Такую логику событий, кстати, может применить налоговый инспектор при проверке.

3. Поскольку выручки нет ни по ЕНВД, ни по основной системе, спорные расходы просто не распределять, присоединив их к аналогичным расходам следующего месяца, в котором появится выручка. Поскольку октябрь – первый месяц квартала, такой компромиссный вариант решения проблемы может быть наиболее оптимальным.

В любом случае, какое бы ни было принято решение, его лучше всего закрепить в учетной политике, издав дополнение к приказу.

Кристина Микаелян, старший аудитор ООО «Учет. Налоги. Аудит»

Недавно вышло постановление Правительства РФ от 13 октяб­ря 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Оно формально не отменяет действие Инструкции Минфина СССР от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках». Так как же ­теперь рассчитывать срок командировки? ­Необходимо ли учитывать ограничение до 40 дней?
Кроме того, в новом постановлении, в отличие от старой инструкции, нет запрета на оплату такси во время командировки. Получается, что теперь можно оплачивать и такси?

Т. Мардасова, бухгалтер, г. Ставрополь

— На самом деле, Инструкция Минфина СССР от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» с выходом постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» фактически прекратила свое действие.

Судите сами. В соответствии со статьей 423 ТК РФ прежние нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с действующим Трудовым кодексом РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат этому кодексу. Пока не было постановления Правительства РФ, регулирующего командировки, старая инструкция имела много норм, которые не противоречили нормам ТК РФ, поэтому она и применялась, несмотря на свой «возраст».

Теперь в полную силу вступила норма статьи 166 ТК РФ, по которой особенности направления работников в служебные командировки регулируются только Правительством РФ. Все встало на свои места – вопросы командировок решаются только непосредственно нормами Трудового кодекса и изданными в соответствии с ним постановлением Правительства РФ. Старой советской инструкции места в этом списке нет.

Таким образом, в соответствии с новым постановлением Правительства РФ продолжительность командировок не нормируется. Она определяется самим работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.

Похожая ситуация и с такси – запрета на его использование при необходимости нет. Однако не стоит забывать, что ограничение на применение этого вида транспорта есть в нормах Налогового кодекса РФ. Надо помнить, что, оплачивая такси, нужно позаботиться о получении подтверждающих документов. Они понадобятся как для НДФЛ, так и для ЕСН. А при списании в расходы для налога на прибыль, кроме документального подтверждения, понадобится и экономическое обоснование этих расходов.

Начать дискуссию