Пить или не пить - 2

МВД России подготовило законопроект, согласно которому авиапассажирам могут запретить принимать горячительные напитки не только во время полета, но и до него. Органы считают, что «пора кончать» с пьянством на авиационном транспорте. По их мнению, случаи непристойного поведения россиян на бортах воздушных судов и в аэропортах участились.
Пить или не пить - 2
На фото Виталий Коренюгин, руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс»

МВД России подготовило законопроект, согласно которому авиапассажирам могут запретить принимать горячительные напитки не только во время полета, но и до него. Органы считают, что «пора кончать» с пьянством на авиационном транспорте. По их мнению, случаи непристойного поведения россиян на бортах воздушных судов и в аэропортах участились.

На мой взгляд, все не совсем так. Пассажиропоток в 2008 году по сравнению с 2007 годом, когда авиационным транспортом воспользовались 45,1 млн. пассажиров, увеличился всего на 11% - до 50,1 млн. человек. Не соглашусь, что количество пьяных выходок увеличилось пропорционально. Дело в другом. Просто о выходках пьяных пассажиров стали чаще писать в прессе. «Скандалы. Интриги. Расследования!» – именно эти слова Глеба Пьяных из программы «Максимум» стали формулой работы практически всех средств массовой информации в последнее время. Лишь телеканал «Культура» тут приятное исключение. А как же иначе удержать зрителя у экрана? Точно, рассказав лишь о нем самом, да еще и в неприглядном свете. Кто как не русский человек будет гневно осуждать других, продолжая делать то же самое в другое время? Это касается и употребления спиртного в дороге. Неважно, каким транспортом вы путешествуете: самолетом, поездом или автобусом. Выпить в пути – такая же святая традиция, как, например, присесть на дорожку. Тут уже не играет роли, что и сколько пить.

Конечно, невозможно не упомянуть и влияние новых медийных технологий и «народных корреспондентов», которые, пользуясь достаточно привлекательной  и всегда интересной темой «авиация», приукрасив собственными фантазиями, выкладывают в собственных дневниках душераздирающие или уморительные рассказы о приключениях нетрезвых попутчиков. В архивах авиакомпаний и линейных отделов внутренних дел также найдется немало  пикантных и курьезных случаев. В «Скай Экспресс» все помнят пассажира, который, выходя по завершении рейса из салона самолета, потерял «ориентацию» и спланировал с трапа на перрон. Чудом не пострадал. Видимо потому, что был пьяным. Находясь в трезвом состоянии, наверняка сломал бы себе что-нибудь.

Но, посмотрим, что же конкретно предлагается для сокращения или предотвращения случаев, связанных со злоупотреблением алкоголя? А предлагается просто запретить продажу алкоголя на борту воздушного судна. Хочется спросить: и все? Неужели на этом фантазия сторонников трезвых путешествий  исчерпала себя? А как все хорошо начиналось, когда вступили в силу ограничения по провозу жидкости на борту. Помимо мер по противодействию терроризму, решалась еще одна проблема – пронос на борт крепких спиртных напитков. Обрадовались авиакомпании, думали, меньше пьяных будет проходить борт. Ан нет! В зоне посадки (или как ее еще называют «стерильной зоне») практически во всех аэропортах существуют буфеты и кафе со спиртным. Именно там некоторые пассажиры набираются так, что к трапу еле доползают. А ведь именно в стерильной зоне аэропортов можно и нужно вести профилактическую работу с такими «героями». В качестве первоочередных мер можно просто ограничить предприятия общественного питания в зоне посадки в продаже крепкого алкоголя и усилить контроль со стороны правоохранительных органов.

Далее. Основная проблема с нетрезвыми пассажирами возникает на чартерных международных рейсах. Все просто. Отдых для россиянина начинается уже по дороге в аэропорт. «Подогрев» происходит после регистрации, когда вещи сданы в багаж и есть часа два до начала регистрации и посадки. Что делать? Ответ однозначен: в кафе выпить пивка. Благо в современных аэропортах выбор и пива, и кафе весьма широк. Но все бы ничего. В принципе, в аэропортах много не выпьешь: цены таковы, что не каждый себе может позволить неограниченный набор спиртного. Самый большой соблазн еще впереди. О, да! Заветное слово «Duty Free». Тут российский пассажир позволяет себе продемонстрировать всю широту русской души! Порой поражаешься количеству спиртного, которое люди берут с собой в дорогу. Уверен, большинство туристов делают это потому, что в египетских отелях качество алкоголя отвратное. Я тоже с собой беру бутылочку виски 0,7 л. Но когда я увидел, сколько и чего накупил  народ с моего рейса, мне стало не по себе. Как потом оказалось, половина взятого для употребления «на потом», было выпито за 5 часов полета. Что и говорить, отдых уже начался. Причем меры по упаковке жидкостей в специальные целлофановые пакеты и запрет на вскрытие этих пакетов во время полета, уже никого не волнуют и тем более не контролируются. Это физически невозможно.

Таким образом, одну из главных причин пьянства на борту нужно искать еще на земле.  Напомню, что большинство авиакомпаний не дают бесплатно и не продают алкоголь на борту. «Скай Экспресс» не входит в их число. Алкоголь продается, причем разный. Как раз продажа на борту, в том числе и спиртного, - одна из статей доходов авиакомпании. Но именно за счет высокой стоимости и достигается тот баланс интересов между высокой доходностью, удовлетворением запросов пассажиров и их возможностью напиться «в стельку». Не каждый может себе позволить попить вволю водочки по 230 рублей за 100 грамм.

Наверняка, только запретами вопрос не решить. Страна помнит запрет на употребление спиртных напитков в 1985 году. Какие же меры можно и нужно предпринять для обуздания этого явления? По моему мнению, действенной мерой стали бы так называемые «черные списки» авиакомпаний или Росавиации. Оставаясь пока в большей степени «пугалкой» (они не легитимны в РФ), «черные списки» могли бы стать реальным барьером. Если бы перевозчики получили право отказать в перевозке пассажиру за «старые грехи» перед авиакомпаниями, мера бы работала. Неплохо было бы наделить службы безопасности аэропортов или органы внутренних дел на транспорте  полномочиями отстранять нетрезвых пассажиров от рейса по согласованию с авиакомпанией. Пока аэропорты и ОВД абстрагируются от проблемы. По существующему порядку  они могут только задержать пассажира в аэропорту за определенные нарушения, отказать же в перевозке может только авиакомпания и ее представитель – командир воздушного судна.

Что, по вашему мнению, можно предложить в качестве меры по профилактике пьянства на бортах воздушных судов?

Проголосовали 27 человек

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию