Бытует ошибочное мнение, что коллекторы не должны заниматься взысканием корпоративных долгов, так как в данной работе отсутствуют основополагающие принципы коллекторской деятельности.
Напомним, что на сегодняшний день в общем виде коллекторство представляет собой конвейерное, т.е. максимально формализованное и технологичное взыскание большого объема бесспорных однотипных долгов. Особенности коллекторского подхода обуславливают именно эти три свойства взыскиваемой задолженности:
- большое количество долгов;
- однотипность взысканий (одинаковые основания возникновения долга и документы с ним связанные);
- преимущественно бесспорный характер.
Именно за это и цепляется ряд представителей ортодоксальных взглядов на коллекторство, при этом они игнорируют тенденции развития данного бизнеса в России и международную практику.
Вышеописанный подход к коллекторству не выдерживает никакой критики. Посудите сами:
Во-первых, в долгах юридических лиц могут присутствовать все три вышеописанных свойства. Например, когда речь идет об истребовании задолженности за услуги связи, сети интернет или арендных платежей – там, как и при взыскании кредитов, в данных должника для целей взыскания меняется только его название, номер договора и сумма долга, а вся задолженность типовая. Аналогичным образом обстоят дела с долгами компаний, оказывающими стандартные услуги организациям (рекламные, информационные, доставка обедов и т.д.).
Мне могут возразить, что в этих долгах нет признака бесспорности. Однако это не так. Спорность, как таковая присутствует и в банковском кредитовании, поскольку иногда должники пытаются доказать, что договор они не подписывали или деньги реально не получали, либо не согласны с процентами, при этом, бремя доказывания лежит на них, если они не докажут своих доводов, то автоматически проигрывают. Аналогично обстоит с делами по взысканию телекоммуникационных долгов или плату за пользование сети интернет – есть зафиксированное биллинговой системой фактическое пользование услугами, и должник, если он не согласен с долгом, должен доказать, что услуги он не потреблял, иначе он проигрывает автоматически. В других категориях дел, как правило, имеются акты оказанных услуг, заявки должника и прочие документы, подтверждающие потребление услуги или поставку товара.
Во-вторых, есть большая категория корпоративных долгов, где нельзя говорить о массовости, так как один клиент передает от одного до десятка долгов. Тем не менее, и тут можно отладить процесс взыскания именно на коллекторских принципах, то есть максимально формализировав процесс взыскания, разработав определенные программы, типовые документы, пошаговую стратегию действий (с упором на внесудебное взыскание), переложив часть работы на коллекторские кадры. Эта работа, конечно, требует больше времени, чем кредитное коллекторство, тем нее менее она возможна.
Что самое интересное - наши иностранные коллеги придерживаются этого же подхода. Взыскание корпоративных долгов с использованием коллекторских методик за рубежом называют коммерческим коллекторством (у нас бизнес-коллекторством), там, в свое время, даже была создана международная ассоциация коммерческих коллекторов (IACC). IACC объединяет коллекторов более чем в 20 странах, являясь самой большой организацией коммерческих коллекторов в мире.
Таким образом, даже иностранные коллекторские компании, которые имеют больший опыт работы, чем российские агентства, более широко смотрят на коллекторство, чем отдельные представители отечественного коллекторского бизнеса.
Вообще, судя по всему, столь категоричное отстаивание данного мифа со стороны ряда крупнейших коллекторских агентств обусловлено большим объемом долгов физических лиц, который они могли обеспечивать себе в докризисное время. Зачастую, большой объем взятых в работу долгов обеспечивался аффилированностью данных агентств с банками. Однако сейчас, когда ожидается резкий спад платежеспособности населения и, как следствие этого, падение собираемости проблемных кредитов, данным коллекторским агентствам придется, либо начинать работать с корпоративными долгами, либо уходить с рынка.
Начать дискуссию