Руководители российских компаний предпочитают видеть на позиции финансового директора своего же главбуха. Однако чтобы эффективно управлять финансами предприятия, необходимы специальные знания. Об этом мы побеседовали с Маргаритой Мельник, профессором кафедры экономического анализа и аудита Финансовой академии при Правительстве РФ, доктором экономических наук.
– Маргарита Викторовна, главный бухгалтер и финансовый директор компании – это две самостоятельные и достаточно высокие должности. Но все чаще в практике российских компаний главбух становится одновременно еще и управленцем. В чем выгодность такого подхода?
– Сейчас главбух действительно во многих компаниях является одним из центральных участников менеджерской команды. В его задачи входит активное участие в формировании учетной политики с целью обеспечения ее соответствия особенностям бизнеса и стратегии развития, обоснование и сравнительный анализ различных способов привлечения финансовых ресурсов, в первую очередь, долгосрочных инвестиций, организация контроля за рациональным использованием материально-вещественных и денежных ресурсов. Многие вопросы имеют несколько вариантов решения, и профессиональное мнение главного бухгалтера все чаще становится решающим для принятия окончательного решения руководителем компании. При таком подходе к работе бухгалтерско-финансовой службы главбух становится основным экспертом при принятии финансовых решений. Именно поэтому главный бухгалтер часто получает должность финансового директора. А в средних и особенно в малых компаниях служба бухгалтерско-финансового контроля принимает на себя задачи расчета заработной платы, кадровой службы, бизнес-планирования и т. п.
– Насколько специальность главбуха – финансового директора востребована рынком именно сейчас, в условиях так называемого финансового кризиса?
– В условиях недостатка финансов ее значимость еще более возрастает. Ведь именно финансовый директор управляет финансовыми потоками. Высококвалифицированный специалист по финансам способствует снижению средней стоимости привлекаемого капитала, ускорению денежных потоков, сохранности и защищенности от инфляции временно свободных денежных средств.
– Насколько известно, в вашей академии есть специальные программы обучения бухгалтеров методам управления финансовыми потоками?
– Да, это программа «Практическое управление финансами предприятия», разработанная в соответствии с требованиями Ассоциации бухгалтеров Великобритании (АССА). Уже несколько лет компании активно обучают своих бухгалтеров по этой программе.
– Что она собой представляет?
– Основной задачей программы стала переориентация работы бухгалтера с контрольно-исполнительской функции на управленческую. В частности, по определению приоритета в распределении финансов, оценке реальной потребностей контрольных подразделений в дополнительных ресурсах и их влияния на эффективность деятельности организации в целом. Любому бухгалтеру, занимающемуся финансами, необходимо четкое представление о распределении ресурсов между подразделениями компании, эффективности их использования, возможностях лучшего использования и привлечения дополнительных ресурсов. Его задача – расставить приоритеты так, чтобы обеспечить наилучший результат. А задача программы «Практическое управление финансами предприятия» - научить современного бухгалтера составлять финансовые отчёты и работать с финансовыми отчётами партнёров, налаживать управленческий учёт, управлять финансами, организовывать внутренний контроль и аудит.
– Практически все главбухи знают цену своему времени, поэтому для них важно, чтобы обучение не сильно отрывало их от основной работы. Возможно ли построить курс обучения с минимальными временными затратами?
– Мы выстроили достаточно гибкую программу обучения. Есть очно-заочная форма, когда бухгалтер посещает занятия один раз в неделю вечером в будни и в субботу в дневное время. И есть блочно-модульная схема, когда занятия разбиты на три модуля - один 15 дней и два – по 21 дню. При этом модули проходят в не самое напряженное отчетное для главбуха время. При этом мы не набираем чрезмерно больших групп – максимум 25 человек – и не объединяем группы в потоки. Кроме того, наши занятия проводятся в форме проблемных семинаров, где преподаватели- практики и слушатели обмениваются опытом, учатся совместно находить наиболее результативные решения по управленческому учету, налоговому планированию, управлению затратами, бюджетированию и т. п.
С какими еще должностями работодатели предлагают бухгалтерам совмещение
Должность | Служебные обязанности |
Зарплата от 70 000 руб. | |
Главбух - руководитель планово-экономического отдела | – контроль финансовых и операционных бюджетов подразделений группы компаний; – анализ финансово-хозяйственной деятельности, участие в разработке предложений о повышении эффективности ФХД подразделений Группы компаний; – контроль эффективности расходования денежных средств и целевого использования оборотных средств; – внутренней финансовый контроль деятельности подразделений группы компаний; – участие в разработке методической документации, регламентирующей финансовую деятельность; – руководство главными бухгалтерами подразделений группы компаний |
Зарплата от 60 000 руб. | |
Бухгалтер - внутренний аудитор | – организация и контроль работы бухгалтеров по ведению бухгалтерского и налогового учета группы предприятий клиентов; – налоговое планирование, разработка учетной политики, единой методологии бухгалтерского учета на предприятиях клиента; – рассмотрение и согласование хозяйственных договоров, внутренних регламентов; координация работы по всем финансовым вопросам курируемых компаний; – проведение камеральных проверок бухгалтерской и налоговой отчетности |
Бухгалтер - ревизор | – руководство региональной бухгалтерией – контроль бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности филиалов; – своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности в головную организацию; – осуществление контроля за исполнением бюджета филиалов |
Зарплата от 50 000 руб. | |
Бухгалтер – административный и финансовый контроллер | – проверка данных и документов бухгалтерской отчетности перед их передачей в центральный офис компании; – помощь в планировании региональных инвестиций, бюджетов, затрат; – планирование бюджета АХО; – учет и контроль расхода средств бюджета, ежемесячный отчет перед финансовым департаментом о расходовании средств; – контроль оплаты административно-хозяйственных расходов офиса; – взаимодействие с арендодателем; – оперативное решение возникающих вопросов, связанных с эксплуатацией помещения; – контроль работы сторонних обслуживающих организаций; – осуществление процесса заключения хозяйственных договоров и последующее их сопровождение, контроль исполнения; – обеспечение жизнедеятельности офиса: закупка мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, продуктов; – решение вопросов, связанных со страхованием корпоративного автотранспорта; – обеспечение сотрудников мобильной связью; – участие в организации корпоративных мероприятий |
Бухгалтер - логист | – анализ логистических затрат в управленческом и налоговом учете; – инициирование оплат транспортным договором; – контроль за отражением в управленческом и налоговом учете транспортных расходов; – контроль за ведением взаиморасчетов с транспортными контрагентами; – аудит операций и документов, получаемых от контрагентов |
Начать дискуссию