На актуальные вопросы бухгалтеров бюджетных учреждений о порядке исчисления налога на прибыль отвечает Григорий Грантович ЛАЛАЕВ, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Принтер архивного управления оказался неисправен, а потому на время его ремонта руководитель позволил применять для работы свой личный принтер. При этом был оформлен договор на предоставление учреждению права пользования имуществом работника. Можно ли в налоговом учете признать затраты, связанные с содержанием актива?
Да, признать такие расходы в налоговом учете можно. Но только при выполнении определенных условий.
Расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием такого имущества, могут учитываться для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены. Причем признать их нужно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Замечу, что такой же вывод сделан в письме Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03-03-04/4/186.
Порядок использования личного имущества работника в служебных целях установлен статьей 188 ТК РФ. Там сказано, что работнику выплачивается компенсация за использование его имущества в интересах работодателя. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Суммы компенсации также можно признать в составе налоговых расходов.
Автомобиль учреждения, приобретенный за счет предпринимательской деятельности, пострадал в дорожно-транспортном происшествии. Страховая компания выплатила компенсацию. Признаются ли такие суммы налоговыми доходами?
Да, указанные суммы следует признать в налоговом учете.
Дело в том, что в статье 251 НК РФ приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Суммы страхового возмещения по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая в указанном перечне не поименованы.В связи с этим возмещение, выплачиваемое учреждению при наступлении страхового случая, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности.
В музей поступили экспонаты, имеющие особую культурную и художественную ценность. Было решено усилить охрану, а услуги оплатить за счет предпринимательской деятельности. Можно ли признать дополнительные расходы?
Да, можно. Но также при соблюдении ряда условий.
Расходы по охране имущества могут быть приняты в уменьшение прибыли, полученной от коммерческой деятельности. Но только в том случае, если такие расходы бюджетного учреждения производились для ее осуществления и за счет доходов от такой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Если данные требования будут соблюдаться, расходы по охране имущества можно отнести на уменьшение налоговой базы музея по предпринимательской деятельности.
Дополнительно отмечу, что указанные расходы учитывают для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание — подпункт 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Библиотека оказывает платные услуги населению (делает копии документов, фонограмм и т. д.). Однако бывает так, что несколько месяцев заказов нет. За этот период доходы отсутствуют, а расходы есть (например, содержание техники, используемой в рамках предпринимательской деятельности, и т. п.). В каком порядке их можно учесть?
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признают обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Эта «обоснованность» должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате своей деятельности.
Если техника приобретена налогоплательщиком в целях осуществления предпринимательской деятельности, то расходы на ее содержание могут быть учтены в налоговом учете. Причем вне зависимости от того, что в отдельные месяцы платные услуги населению не оказываются.
Начать дискуссию