Невыгодную для залогодателей позицию занял Минфин России. Он считает, что выбытие взысканных и проданных с аукциона ценных бумаг нужно отражать по рыночной цене вне зависимости от результата торгов. Такой подход согласуется с буквальным прочтением норм статьи 280 Налогового кодекса. Однако есть аргументы, которые позволят обосновать альтернативный, более целесообразный для компании порядок.
Письмо Министерства финансов РФ от 19.12.08 № 03-03-06/1/701
НА СУММУ ОБЛАГАЕМОГО ДОХОДА РЕЗУЛЬТАТЫ ТОРГОВ НЕ ВЛИЯЮТ
Ценные бумаги (акции) компании, находящиеся в залоге, проданы на аукционе по начальной цене, установленной решением суда.
Минфин России разъяснил, чему равен налогооблагаемый доход компании от выбытия заложенных бумаг. Определять его нужно исходя из рыночной цены на день передачи бумаг покупателю (когда они были списаны со счета депо залогодателя). В обоснование своей позиции специалисты главного финансового ведомства сослались на статью 280 НК РФ. Если толковать ее буквально, то следует, что доход от реализации или иного выбытия ценных бумаг не может быть меньше их рыночной стоимости на день реализации (выбытия).
Фактическая цена, заплаченная за бумагу покупателем, считается рыночной, если она не меньше минимальной цены, по которой на ОРЦБ были заключены сделки с этой бумагой в день ее продажи. В противном случае доход от ее реализации определяется по указанной минимальной цене. Такой порядок закреплен в пункте 5 статьи 280 НК РФ. Для ценных бумаг, которые не обращаются на ОРЦБ, доход рассчитывается исходя из рыночной стоимости идентичных (аналогичных, однородных) бумаг или же из расчетной цены бумаги, которая также отражает рыночную конъюнктуру (п. 6 ст. 280 НК РФ).
Позиция, которую занял Минфин России, залогодателям не выгодна. Ведь на торгах акции могут быть реализованы по цене ниже рыночной.
МОЖНО ПРИМЕНИТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
По нашему мнению, у залогодателя есть основания списать ценные бумаги по фактической цене продажи, даже если она не дотягивает до рыночной.
Залогодатель ценных бумаг, на которые было обращено взыскание, находится в неравном положении с организацией, добровольно отчуждающей свои бумаги. Ведь у него нет возможности повлиять на результаты продажи.
Заложенное имущество (в том числе и ценные бумаги) реализуются по особым правилам, закрепленным в гражданском законодательстве. Предмет залога продается с аукциона по максимальной цене, предложенной его участниками. Начальную цену, с которой стартуют торги, устанавливает суд, если имущество взыскивается по его решению, или договором о залоге, если залогодатель и залогодержатель договорились о внесудебном взыскании (п. 3 ст. 350 Гражданского кодекса, ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.92 № 2872-1 «О залоге»).
Таким образом, залогодатель лишен возможности продать бумаги по цене, отличной от той, которая сложилась в ходе торгов. Тогда как продавец ценных бумаг, не обремененных залогом, добровольно заключает сделку по цене, ниже рыночной, и, значит, обоснованно несет все связанные с этим налоговые потери.
Если следовать разъяснениям Минфина России, залогодателю придется заплатить налог с дохода, который он не только не получил, но и не мог получить. Такой подход противоречит положениям статей 247 и 41 НК РФ и не согласуется с позицией КС РФ, высказанной в постановлении от 28.10.99 № 14-П и определении от 07.02.02 № 29-О. Требование заплатить налог с фактически неполученного дохода несовместимо с природой налога на прибыль - платежа с полученной прибыли или дохода.
Если компания не согласна с Минфином России и отразит выбытие заложенных ценных бумаг в ином порядке, то ей наверняка предстоит отстаивать свои права в суде. Мы считаем, что шансы залогодателя на успешное разрешение спора с налоговиками существенно увеличатся, если он оспорит судебное решение, которым была установлена начальная продажная цена бумаг или результаты торгов.
Начать дискуссию