Основные средства

Об обязательности переоценки основных средств

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы сессии вопросов и ответов после семинара «Офисные расходы: особенности учета» (лектор – Е.В. Позднякова), который был проведен издательством «Главная книга».

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы сессии вопросов и ответов после семинара «Офисные расходы: особенности учета» (лектор – Е.В. Позднякова), который был проведен издательством «Главная книга». На некоторые вопросы слушателей ответил эксперт издательства А.В. Кононенко.
Опубликовано в журнале «Главная книга. Конференц-зал», 2009, № 2  

Вопрос. лектор сказала, что у налоговых органов иногда возникают претензии к расчету налога на имущество, если балансовая стоимость основных средств существенно отличается от их рыночной стоимости. А вправе ли налоговики потребовать проведения налогоплательщиком переоценки в такой ситуации или доначислить налог на имущество, исходя из рыночной стоимости ОС?

А. К.: Нет, не вправе. Как известно, налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость основных средств. Она рассчитывается исходя из их остаточной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета <1>. Целью переоценки ОС является устранение различия между стоимостью ОС в бухгалтерском учете и их текущей (восстановительной) стоимостью.

Но согласно ПБУ 6/01 проведение переоценки ОС - это право, а не обязанность организации <2>.
Хотя если организация решила переоценивать определенные группы основных средств, то их регулярная переоценка становится обязательной. При этом организация сама определяет периодичность проведения переоценки и группы ОС, которые будут переоцениваться, например закрепив в учетной политике, что переоценка проводится раз в 2 года и только в отношении недвижимости <3>.
Стоит отметить, что отсутствие в российском законодательстве обязанности проводить переоценку основных средств налоговые органы иногда пытаются обойти, ссылаясь на положения МСФО, в частности IAS 16 "Основные средства".

Но, во-первых, несмотря на принятие Концепции развития бухгалтерского учета <4>, МСФО не относятся к актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета в РФ, а значит, применять их не обязательно <5>.
А во-вторых, IAS 16, так же как и ПБУ 6/01, предоставляет организации право выбора способа учета ОС: по первоначальной стоимости или по справедливой стоимости, то есть исходя из результатов переоценки.

При всем этом стоит учесть, что переоценка может быть выгодна организации, если остаточная стоимость основных средств значительно выше их рыночной стоимости. В этом случае переоценка позволит сэкономить на налоге на имущество.

     -------------------------------
<1> п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ
<2> п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; Постановления ФАС МО от 22.03.2007 N КА-А40/1725-07; ФАС СКО от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А
<3> п. 15 ПБУ 6/01
<4> Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180
<5> ст. 3 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал"                    2009, № 02

Начать дискуссию