НК РФ

Ваши письма: «…Нам сменили налоговую, а мы платили в старую. Обнулят пени?..»

У нас обособленное подразделение зарегистрировано в Иркутской области. Отчетность по нему мы отправляли по интернету из Москвы и через головной офис платили налоги.

«…У нас обособленное подразделение зарегистрировано в Иркутской области. Отчетность по нему мы отправляли по интернету из Москвы и через головной офис платили налоги. Неожиданно для нас налоговики заблокировали счета компании. В банке мы узнали, что решение поступило из инспекции Иркутска, но не той, где состояло на учете подразделение. Оказалось, что местную ИФНС там реорганизовали, наше подразделение перевели в другую ИФНС, но нас об этом не известили. Нам должны обнулить пени и штрафы? В Налоговом кодексе вообще ничего про такой перевод не сказано…»
Из письма главного бухгалтера Юлии Артемьевой, г. Москва

Артем Щербаков, эксперт «УНП»

Юлия, вы правы, Налоговый кодекс не содержит норм, которые обязывали бы инспекции сообщать о своей реорганизации налогоплательщиков. Зато об этом сказано в документах налоговой службы. В частности, новая инспекция должна в течение пяти дней направить в компанию уведомление по форме № 1-3-Учет, а старая инспекция должна уведомить о снятии с учета по форме № 1-5-Учет (приказ ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). Поэтому не только эксперты, но и сами чиновники утверждают, что ответственности, а также пеней можно избежать.

Минфин и ФНС: вина налогоплательщика отсутствует

Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия контрольного управления ФНС России, подчеркнул, что изменение места учета налогоплательщика не освобождает его от уплаты налогов. Поэтому необходимо будет подтвердить, что компания вовремя перечислила все платежи. Тогда санкций не будет:

– Если нет уведомления налоговой инспекции по форме № 1-3-Учет, то и вины налогоплательщика нет. Кроме того, очевидно, что ошибка при уплате налогов произошла не по вине компании. Поэтому пени в этом случае начислять не должны. Я рекомендую обратиться к оператору связи и в налоговый орган для урегулирования сложившейся ситуации.

А вот Владислав Спирин, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, считает, что формально у новой инспекции есть право привлечь компанию к ответственности:

– С точки зрения новой ИФНС компания не отчитывается и не платит налоги. В этом случае является правомерным начисление пеней и штрафов. Однако если инспекция не уведомила компанию о постановке на учет и все обязанности налогоплательщик выполнил своевременно, то суд может освободить от ответст­венности в связи с отсутствием вины.

Независимые эксперты: стоит заручиться дополнительными доказательствами

Независимые эксперты единодушны в том, что вина компании отсутствует.

Александр Елин, генеральный директор компании «Академия аудита», напоминает, что помимо уведомления о постановке на учет налоговая инспекция должна направить еще и уведомление о смене сведений, необходимых для заполнения платежных поручений на налоги:

– Такой порядок прямо предусматривает приказ ФНС России от 09.11.06 № САЭ-3-10/776@. Этот аргумент можно также использовать в споре с налоговиками.

Яна Коростылева, заместитель директора по бухгалтерскому учету, аудиту и консалтингу Аудиторского центра «Де-Конс», отмечает, что при сдаче отчетности через интернет уведомление могло прийти в электронном виде:

– Если электронное уведомление было, а налогоплательщик его проигнорировал, то в этом вина компании, а не ИФНС. Однако если компания представит доказательства своевременной сдачи отчетности, например подтверждения от старой ИФНС и от оператора связи, а также уплаты налогов, не исключено, что инспекция обнулит пени и штрафы.

Наше мнение: есть способ решить все без суда

Формально у новой налоговой инспекции есть повод для привлечения компании к ответственности и для начисления пеней – мол, налог вовремя в нужный бюджет не поступил, декларации в инспекции тоже нет. Но если налоговики действительно не уведомили компанию о том, что теперь она будет подведомственна другой ИФНС, то можно избежать ответственности и пеней. Для этого придется собрать документы, подтверждающие своевременную сдачу отчетности, уплату налогов по сроку и в полном объеме, и обратиться с ними в инспекцию по новому месту регистрации. Есть большая вероятность того, что проблема разрешится без суда. Это подтвердили опрошенные нами инспекторы.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.