Источник: Учет в аптеках
Иногда кризис ликвидности может вынудить аптечную фирму продать имущество, взятое в кредит (например, торговое оборудование). Причем на момент продажи кредит не был погашен полностью. Скажем сразу, что такая сделка возможна далеко не всегда. Подробно об этом, а также о бухгалтерских и налоговых последствиях в этом случае – в статье.
Изучите договор покупки помещения
Для начала нужно ответить на вопрос: а имеет ли аптека вообще право на продажу недвижимости, приобретенной в кредит? Изучим договор, заключенный с продавцом помещения. Прежде всего следует обратить внимание на то, имеются ли особые условия о переходе права собственности и не находится ли данное имущество в залоге до момента полного погашения обязательств.
Ведь по общему правилу, на основании пункта 2 статьи 8 и пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ право собственности на объект недвижимости переходит с момента государственной регистрации. Поэтому если зарегистрированное на аптеку имущество не находится в залоге и в договоре нет особых условий о переходе права собственности, то продавать такое имущество можно смело.
Как отразить ситуацию в учете
Для наглядности рассмотрим ситуацию на примере.
Пример
Аптека продает торговое помещение, купленное в кредит в январе 2008 года. Цена сделки – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.
Первоначальная стоимость объекта – 1 200 000 руб. Срок полезного использования – 21 год (252 месяца). Расходы, связанные с реализацией помещения, составили 50 000 руб.
Момент ввода объекта в эксплуатацию – январь 2008 года (одновременно получено и свидетельство о регистрации права). На расходы в налоговом учете списана амортизационная премия в раз-мере 10 процентов от первоначальной стоимости – 120 000 руб.
(1 200 000 руб. x 10%). А 30 января 2009 года на основании акта приема-передачи помещение передали покупателю.
Документы для госрегистрации прав на имущество поданы 28 февраля 2009 года, регистрация произведена 30 марта 2009 года.
30 марта 2009 года в бухучете будут сделаны следующие записи:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 66 667 руб. (1 200 000 руб. : 252 мес. x 14 мес.) – списана начисленная сумма амортизации;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 1 133 333 руб. (1 200 000 – 66 667) – списана остаточная стоимость помещения;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
– 50 000 руб. – списаны расходы, связанные с реализацией помещения;
Дебет 62 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– 1 180 000 руб. – признан доход от реализации помещения;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 68
– 180 000 руб. – начислен НДС.
В налоговом учете доход от реализации помещения в сумме
1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) также будет признан 30 марта 2009 года.
Начисление амортизации в налоговом учете должно быть прекращено с февраля 2009 года.
Накопленная амортизация составит 57 143 руб. (1 200 000 руб. / 252 мес. x 12 мес.).
Доход должен быть уменьшен на сумму остаточной стоимости помещения – 1 142 857 руб. (1 200 000 – 57 143). Убыток от реализации помещения в налоговом учете – 142 857 руб. (1 000 000 – 1 142 857).
В налоговом учете он будет списываться пропорционально в течение 240 мес. (252 – 12). Ежемесячная сумма списания соответственно составит 595,24 руб. (142 857 руб. : 240 мес.).
Расходы, связанные с реализацией имущества, в размере 50 000 руб. в налоговом учете будут списаны единовременно. Аптека должна восстановить и включить в доходы амортизационную премию в сумме 120 000 руб.
Согласно требованиям ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете будут дополнительно отражены корреспонденции счетов.
В феврале и марте 2009 года:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Постоянные налоговые обязательства»
30 марта 2009 года:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Постоянные налоговые обязательства»
– 24 000 руб. (120 000 руб. x 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство с суммы восстановленной амортизационной премии;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Отложенные налоговые активы»
– 28 571,40 руб. (142 857 руб. x 20%) – начислен отложенный налоговый актив на сумму убытка от реализации помещения.
Ежемесячно в течение 240 месяцев с 30 марта 2009 года:
Дебет 68 субсчет «Отложенные налоговые активы» Кредит 09
– 119,05 руб. (142 857 руб. : 240 мес. x 20%) – списан отложенный налоговый актив, начисленный на сумму убытка от реализации основного средства.
Как правильно оформить продажу собственности?
В договор желательно включить пункт о переходе права собственности на имущество только после полной его оплаты. Таким образом, аптека обезопасит себя от недобросовестных покупателей и позволит в случае
неисполнения условий об оплате беспрепятственно заключить новую сделку. Также имеет смысл договориться и о получении задатка (ст. 380 Гражданского кодекса РФ). В этом случае, если покупатель впоследствии откажется от сделки, его сумма останется у аптеки на основании пункта 2 статьи 381 Гражданского кодекса РФ. Обратите внимание: получение задатка должно быть оформлено отдельным письменным соглашением.
В противном случае задаток будет признан авансом.
Итак, при оформлении договора продажи недвижимости необходимо будет оформить следующие документы:
– акт приема-передачи помещения № ОС-1 (его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
– свидетельство о государственной регистрации права собственности;
– договор задатка (в случае если стороны придут к соответствующему соглашению).
Начать дискуссию