Мне как психологу всегда не хватало клинического опыта. Занимаясь последние 10 лет подбором персонала и карьерными консультациями, я видела перед собой образ успешного топ-менеджера в дорогом костюме и с великолепным резюме. О наиболее интересных кандидатах с нескрываемым восторгом я рассказывала знакомой, используя эпитеты «управленец от бога», «харизматичный лидер», «всеобъемлющее образование». Знакомая работала в психиатрической больнице, проводила независимую психологическую экспертизу, и удивленно поднимала брови: «Где ты их берешь? Кругом одни невротики и психотики…»
Видимо, пришло время и мне столкнуться с другой реальностью. На кадровом рынке – массовый психоз. Бурные эмоции, переходящие в стон по поводу потери работы. Чувство уязвленного самолюбия по поводу сокращения. И, вместе с тем, неожиданная апатия, нежелание заниматься поисками работы. Или другая крайность – нереальные амбиции, требования эксклюзивных условий работы. А на завтра - отказ от так желаемого предложения в связи с планами по открытию собственного бизнеса…
Что происходит?
Безусловно, кризис вызвал у подавляющего большинства людей повышенное нервное напряжение, тревогу, страх и, как следствие, включил защитные механизмы. С одной стороны, они помогают нам не сойти с ума, с другой – отрывают нас от реальности и перемещают в мир иллюзий, мешают конструктивно решать проблемы. Опишу, как это проявляется в реальности.
Пример 1. Первые дни вхождения страны в кризис. Весь Интернет обсуждает тему, реален ли кризис или он только в головах? Один мой клиент так и сказал: «В отличие от других, у меня кризиса нет». Пока он так думал, расходы его компании значительно превысили доходы, и бизнес стал катиться в пропасть. Кандидаты же, рассуждающие о том, что кризис лишь в головах, проявляют чудеса неадекватности, общаясь с рекрутерами по поводу поиска работы. Они, как в былые времена, хотят увеличения дохода минимум на 30%. На собеседовании с потенциальными работодателями учат их жизни, демонстрируя свой непререкаемый опыт во всех областях бизнеса. Естественно, что Job Offer они не получают.
У Фрейда этот механизм носит название «отрицание». Действие его достаточно простое – человек настолько боится столкнуться с угрожающей реальностью, что отказывается признать факт ее существования.
Пример 2. Еще один механизм защитного поведения – поиск виновного. Найти виновника – значит снять ответственность за происходящее с себя, и разрешить себе не принимать никаких решений. Дебаты по поводу того, кто именно должен погашать взятый кредит – государство или сам заемщик - происходят в СМИ ежедневно. Наши герои на стороне «обманутых государством, США и мировым сообществом». Порой в телефонном разговоре с соискателем на простой вроде вопрос «Вы ранее работали в этой сфере?», можно получить в ответ обвинения в дискриминации.
Пример 3. Все слышали выражение, что китайский иероглиф, означающий «кризис», состоит из двух частей: «беда» и «возможность». Неизвестно, так ли это на самом деле (я не специалист в китайском языке), но эта расхожая в кризис фраза подтолкнула некоторых соискателей на отчаянные поступки. Они заваливают своими резюме с противоречивой информацией все существующие сайты и агентства по поиску работы. А ведь известно, что чем больше резюме находится в общедоступных источниках, тем ниже стоимость его автора в глазах работодателя!
Нередко в качестве цели резюме одновременно указывают позиции генеральный директор, финансовый директор и менеджер по продажам. Затем звонят в агентство, просят перечислить все вакансии, которые есть в наличии и дать комментарий по каждой. В период стресса этот механизм психологической защиты у многих проявляется в безудержной активности. Это именно наши герои говорят, что кризис – время новых возможностей. Они не хотят упустить свой шанс, хватаясь за разноплановую деятельность в ущерб основной. При этом тревога теряется за хаотичными действиями, вот только результат нулевой. Более того, когда появляется пауза и хочется оценить результат, наступает глубокое разочарование.
Что делать?
Говорят, что если мы не решаем возникающие перед нами проблемы, то проблемы рано или поздно начинают "решать" нас. Чтобы этого не произошло, важно осознать причины нервного напряжения (действительно ли оно связано с потерей работы или со страхом потери) и начать «психологическую работу». Итак, что делать:
1. Принять как данность - кризис есть.
2. Взять на себя ответственность, причем только за то, что происходит именно с тобой. Повлиять на кризис сколь-нибудь эффективно невозможно. А если ты не можешь изменить ситуацию - незачем тратить силы.
3. Верить в себя, но при этом быть реалистом. Адекватная самооценка – лучшее оружие в борьбе с ситуацией на кадровом рынке. Не терять надежды и веры в свою востребованность. При этом, принять тот факт, что ситуация изменилась и скорректировать свои амбиции, в первую очередь, по заработной плате.
4. Важно расставить приоритеты. Нужно понять, что следует делать в первую очередь.
5. Вспомнить варианты возможных выходов из сложной ситуации. У каждого в жизненном опыте были и маленькие и большие кризисы. И у каждого есть стратегии их переживания. Вспомнить и прожить это еще раз, используя все свои ресурсы.
Если этот сложный этап психологической работы преодолен, можно с уверенностью приступать к «инструментальной части» - собственно, искать работу.
Комментарии
1Инна, напишите, пожалуйста, в следующий раз про людей, которые второй месяц сидят без работы, потому что hh менеджеры просто не отвечают на письма, снимают вакансии в архив, путаются в показаниях, переносят встречи и т.д. А также про толпу мошенников, которые втягивают в сомнительные компании вроде Форекс, страхование жизни и сетевой маркетинг