Что изменилось в регистрации юридических лиц

С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым изменилась процедура регистрации для вновь созданных предприятий. Предприятия, созданные до 1 июля 2002 года, обязаны подать о себе сведения в налоговые инспекции, которые теперь являются регистрирующими органами. На основании этих сведений будет формироваться Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Мишустин М.В.
заместитель Министра РФ по налогам и сборам,
государственный советник налоговой службы I ранга

Опубликовано: Журнал "Российский налоговый курьер" N 18 / 2002г.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым изменилась процедура регистрации для вновь созданных предприятий. Предприятия, созданные до 1 июля 2002 года, обязаны подать о себе сведения в налоговые инспекции, которые теперь являются регистрирующими органами. На основании этих сведений будет формироваться Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На некоторые вопросы, касающиеся регистрации юридических лиц, ответил заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам Михаил Владимирович Мишустин.

Кто будет создавать и обновлять Единый государственный реестр юридических лиц и за чей счет?

Единый государственный реестр юридических лиц создается и обновляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам за счет средств федерального бюджета.

љ

Может ли юридическое лицо иметь почтовый адрес, отличный от места нахождения его исполнительного органа?

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон N 129-ФЗ) адресом, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, является адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (при отсутствии постоянно действующего исполнительного органа юридического лица -- иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности). Следовательно, почтовый адрес юридического лица не может быть отличным от адреса места его нахождения. В Федеральном законе от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"" содержатся положения о внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и в Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее -- Закон об обществах с ограниченной ответственностью). Положения о почтовом адресе, содержащиеся в этих законах, утратили силу с 1 июля 2002 года.

љ

Какую ответственность несут юридические лица, не подавшие изменившиеся сведения?

В соответствии со ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001 N 195-ФЗ (далее -- КоАП) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) информации, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном обЪеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц -- от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц -- от тридцати до пятидесяти МРОТ. [1]

љ

Какова ответственность регистрирующего органа за несоблюдение сроков регистрации?

В соответствии со ст. 14.25 КоАП несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати МРОТ.

љ

Должно ли юридическое лицо сообщать в какие-либо органы, кроме ИМНС России, о своей регистрации?

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр представляет соответствующие сведения в государственные органы. Реализация этих положений теоретически позволяет осуществить принцип "одного окна". Вместе с тем в настоящее время у юридического лица сохраняется обязанность регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации и в Фонде социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Таким образом, существует необходимость в изменении действующего законодательства.

љ

Предположим, документы юридического лица, поданные для регистрации, требуют доработки, например, ввиду несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. В статье 12 Закона N 129-ФЗ отсутствует существовавшее ранее требование о представлении документа, подтверждающего оплату уставного капитала организации. Однако согласно закону в заявлении должно быть указано, что уставный капитал оплачен полностью. Предусмотрена ли ответственность юридического лица, если в заявлении указано, что уставный капитал оплачен полностью, а фактически оплата не производилась?

Заявителем подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы и сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны. Кроме того, при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации. В установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Следует напомнить, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при его создании были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, носящие неустранимый характер, а также если имели место неоднократные либо грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

љ

Является ли свидетельство о регистрации юридического лица самостоятельным документом или регистрационный номер указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе?

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица является документом, подтверждающим факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица -- документ, подтверждающий факт постановки на учет в соответствии с положениями статьей 83 и 84 НК РФ. В настоящее время это два самостоятельных документа. Возможно, их следует обЪединить. Но прежде необходимо внести поправки в федеральные законы и постановления Правительства РФ.

љ

Какова процедура получения сведений из государственного реестра?

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде выписки из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле, справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений не может составлять более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается.

Содержащиеся в государственном реестре сведения предоставляются бесплатно один раз в год юридическому лицу о нем самом и органам государственной власти, в остальных случаях -- за плату. Для получения сведений из ЕГРЮЛ необходимо обратиться в регистрирующий орган с запросом.

љ

Что будет с предприятиями, зарегистрированными до 1 июля 2002 года, но не подавшими сведения в регистрирующий орган?

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, обязано до 1 января 2003 года представить в регистрирующий орган следующие сведения по форме N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"", предусмотренной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению":

-- полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

-- организационно-правовая форма;

-- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица -- иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

-- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

-- сведения об учредителях юридического лица;

-- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика.

После получения налоговым органом сведений, предусмотренных п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ, юридическому лицу выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года по форме N Р57001 "Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года" в соответствии с указанными выше Правилами.

Непредставление юридическим лицом указанных сведений в налоговые органы является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица по заявлению регистрирующего органа.

љ

Как отразится новый порядок регистрации на фирмах-однодневках?

В соответствии с главой 4 КоАП налоговые органы, выполняющие функции регистрирующего органа, вправе принимать решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц организации, в заявлении о государственной регистрации которых содержатся недостоверные сведения.

Согласно п. 3 ст. 327 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за предоставление заявителем заведомо подложных документов (например, паспорта), предназначенных для государственной регистрации юридических лиц, в виде штрафа в размере от ста до двухсот МРОТ или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, исправительных работ на срок до двух лет либо ареста на срок от трех до шести месяцев.

љ

Где нужно получать свидетельство о предоставлении кодов статистики: в ИМНС или в Управлении статистики?

В федеральном законодательстве не содержатся положения об обязанности юридического лица получать в органах статистики коды по общероссийским классификаторам. В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц органы статистики будут выдавать (направлять) эти коды юридическому лицу, используя сведения, полученные от налоговых органов.[2]

љ

Почему при реорганизации в форме слияния требуется участие вышестоящего регистрирующего органа (МНС России или УМНС России), в то время как при реорганизации в форме присоединения этого не требуется?

В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган.

Вышестоящим регистрирующим органом является:

-- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории различных субЪектов Российской Федерации;

-- Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории одного субЪекта Российской Федерации.

Указанные положения были введены в целях упорядочения процесса государственной регистрации юридических лиц, для предотвращения одновременной государственной регистрации одного и того же создаваемого юридического лица в нескольких налоговых органах, то есть когда подлежащие реорганизации юридические лица обращаются в различные налоговые органы по вопросам регистрации одного и того же создаваемого юридического лица.

љ

Можно ли посмотреть в реестре сведения о филиалах организации?

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительство и филиалы не являются юридическими лицами. Данные сведения можно посмотреть в учредительных документах юридического лица, которые подшиваются в регистрационное дело юридического лица. Регистрационное дело является неотЪемлемой частью ЕГРЮЛ.

љ

Какие подразделения ИМНС будут заниматься регистрацией: инспекторы или специальные органы?

В каждом территориальном регистрирующем органе МНС России создан отдел регистрации и учета налогоплательщиков. В обязанности сотрудников отдела входит выполнение процедур по государственной регистрации юридических лиц в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

љ

Что будет с организациями, ранее занимавшимися регистрацией, например с Московской регистрационной палатой?

Регистрационные палаты являются учреждениями, созданными государственными органами субЪектов Российской Федерации, поэтому вопросы осуществления деятельности данных учреждений находятся в ведении этих органов.

љ

Что будет с подлинниками учредительных документов, которые ранее предоставлялись в регистрирующие органы?

Согласно ст. 26 Закона N 129-ФЗ передача регистрационных дел будет проходить с 1 июля 2002 года до 1 января 2003 года.

Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 441. Передача регистрационных дел будет осуществляться по запросам регистрирующих органов.

Регистрационное дело (в том числе учредительные документы) передается в территориальный налоговый орган, в ведении которого находится место нахождения юридического лица. С момента принятия регистрационного дела юридического лица ответственность за его хранение возлагается на регистрирующие органы.

Учредительные документы юридического лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, считаются действительными.

љ

Предполагается ли подобный реестр для информации о ПБОЮЛ?

Предполагается. В настоящее время МНС России готовит свои предложения пољ процедуре создания такого реестра.

љ

Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в течение трех дней с момента изменения реестровых сведений юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган. Какой момент является моментом такого изменения? Какие санкции предусмотрены за нарушения данной нормы?

Моментом изменения сведений, указанных в п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, признается дата принятия решения уполномоченным органом юридического лица об этих изменениях.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

љ

Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ запрещена государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо. Что послужит основанием для отказа в регистрации, если согласно п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ таких оснований всего два?

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Если юридическое лицо обращается в регистрирующий орган для совершения указанных действий и факт принятия решения о ликвидации регистрирующим органом установлен, регистрирующим органом будет оформлено уведомление об оставлении заявления и документов без рассмотрения.

Если в регистрирующий орган поступило вступившее в законную силу решение (определение) арбитражного суда, устанавливающее запрет государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, а юридическое лицо обращается в регистрирующий орган с требованием такие изменения зарегистрировать, также будет оформлено соответствующее уведомление.

љ

Какими документами, кроме паспорта, лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица, может удостоверить свою личность (пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ)?

При отсутствии основного документа, удостоверяющего личность лица (паспорта гражданина), имеющего право действовать от имени юридического лица, личность заявителя может быть удостоверена иными документами, удостоверяющими личность заявителя (паспорт моряка, дипломатический паспорт, вид на жительство и другие). В настоящее время в Госдуме разрабатывается проект федерального закона "Об основных документах в Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. До принятия этого закона действуют следующие нормативно-правовые акты:

-- Федеральный закон от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и вЪезда в Российскую Федерацию";

-- постановление Правительства РФ от 01.12.97 N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка";

-- письмо ЦБ РФ от 05.03.98 N 18-2-6/382 "О документах, удостоверяющих личность" и т. п.

љ

Каким образом сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, будут попадать в реестр? (В Законе N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность юридического лица представлять сведения, подтверждающие наличие лицензий.)

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений сведения о лицензии, полученной юридическим лицом, представляются лицензирующим органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии. Указанная информация представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом. Сведения могут представляться на электронных носителях в порядке, предусмотренном МНС России.

љ

В течение какого срока будут храниться в реестре данные об организациях, прекративших свою деятельность?

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ при изменении содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов определяются Правительством РФ.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 Министерству Российской Федерации по налогам и сборам до 01 января 2003 года поручено внести в установленном порядке проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов.



[1] В соответствии со ст. 5 Федерального законаљ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"(с изменениями от 29 апреля 2002 г.) МРОТ для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежейљ составляет 100 руб. -Прим. ред.

[2] Согласно п. 19 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" регистрирующий орган представляет сведения в территориальный орган Государственного комитета РФ по статистике в пятидневный срок, а территориальный орган Государственного комитета РФ по статистике в недельный срок после получения сведений направляет юридическому лицу сведения о присвоенных ему кодах. - Прим. ред.љ

Начать дискуссию