В 2009 году вступили в действие нововведения в сфере размещения заказов и госзакупок, принятые сразу несколькими законодательными актами. Изменения комментирует Андрей Александрович ХРАМКИН, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам.
Термины и понятия поправили
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — нововведение в определении статуса государственных и муниципальных заказчиков. С 1 марта 2009 года все бюджетные учреждения уровня субъекта РФ и уровня муниципалитета признаются соответственно государственными или муниципальными заказчиками в силу «буквы закона». То есть теперь для этого не требуется получения каких-либо полномочий от органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4 закона о госзакупках).
Еще одной значимой поправкой стала временная мера в идентификации одноименности товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд. С 1 марта 2009 года и до утверждения Минэкономразвития России номенклатуры таких товаров, работ, услуг в закон о госзакупках вводится новое определение.
Итак, под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги), которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65 закона о госзакупках). Они могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара (результата работ, услуг).
Порядок размещения заказа тоже изменился
Далее рассмотрим новации, которые касаются непосредственно порядка размещения госзаказа.
Порядок отбора специализированной организации
С 1 марта 2009 года выбор специализированной организации возможен всеми предусмотренными законом о госзакупках способами, включая и размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Но, разумеется, при условии, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 000 руб. Соответственно в этом случае со специализированной организацией возможно будет заключать не только контракт, но и гражданско-правовой договор (ч. 1, 2 ст. 6 закона о госзакупках).
Регламент деятельности комиссий по размещению заказов
В этой области наиболее значимым является новое требование об обязательности обучения членов такой комиссии. Теперь в ее составе обязательно должны быть специалисты, прошедшие повышение квалификации или профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов. А именно:
— не менее одного человека с 1 января 2009 года;
— не менее двух человек с 1 января 2010 года;
— не менее трех человек с 1 января 2011 года.
При этом с 2010 года требования к программам обучения также ужесточаются. Упомянутые образовательные программы должны быть утверждены в соответствии с законодательством РФ в сфере образования (ч. 3 ст. 7, ч. 20 ст. 65 закона о госзакупках).
Какими документами внесены изменения
В закон о госзакупках поправки внесены несколькими нормативными актами. Это федеральные законы от 30 декабря 2008 г. № 323-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ и от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ. Помимо этого в начале 2009 года вступили в силу изменения, предусмотренные более ранними документами — федеральными законами от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ и от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ.
Способы размещения государственных и муниципальных заказов
С 1 июля 2009 года вступят в силу положения части 4.1 статьи 10 закона о госзакупках, требующие обязательного применения исключительно процедуры аукциона при размещении заказов, касающихся автомобильных дорог общего пользования.
Правда, надо уточнить следующий момент. Размещение заказа на особо опасные, технически сложные объекты, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по-прежнему осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Государственные и муниципальные контракты
Раздел закона о госзакупках, регламентирующий государственные и муниципальные контракты, был подвергнут более значительной правке.
В первую очередь стоит отметить, что с 1 января 2009 года вступили в силу отдельные положения, предусмотренные Законом РФ № 218-ФЗ. В частности, устанавливаются ограничения на право изменять в пределах 10 процентов объем контракта. У заказчика остается право корректировать так объем только отдельных видов работ, услуг в конкурсе. При этом объем товаров может по-прежнему меняться и в конкурсе, и аукционе.
Информационное обеспечение размещения заказов
Оно претерпело не настолько значительное изменение, которое к тому же вступает в силу с 1 января 2011 года. С этого момента будет выполняться требование о едином официальном сайте для обнародования информации о размещении заказа (для всех уровней бюджетной системы).
А вот обязательность публикации сведений о размещении заказов в официальных печатных изданиях будет отменена для заказчиков регионального и местного уровня бюджетов (ст. 16 закона о госзакупках).
На этапе заключения контракта можно изменять количество закупаемого товара на сумму сделанной победителем «скидки» от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6.5. ст. 9 закона о госзакупках).
На этапе исполнения конт-ракта изменить количество поставляемого товара несколько сложнее (ч. 6 ст. 9 закона о госзакупках). Во-первых, корректировка допускается в пределах плюс или минус 10 процентов от первоначального количества (объема) контракта. Во-вторых, есть дополнительное нормативное ограничение в ситуации, когда контракт заключен по результатам конкурса. А именно: допустимы изменения для поставляемого товара и объема закупаемых либо связанных с ними дополнительных работ, услуг. Но в исключительных случаях.
В части регламентации контрактов появилась временная «антикризисная» поправка, на которую следует обратить внимание. Она заключается в том, что Правительство РФ устанавливает:
— случаи, в которых в 2009 году цена госконтракта (заключенного до 1 января 2009 года) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства должна быть снижена;
— порядок и размер такого снижения цены.
При этом убытки, причиненные в связи со снижением цены госконтракта, подрядчику не возмещаются (ч. 9.1 ст. 65 закона о госзакупках).
Кроме всего прочего, с 1 января 2009 года заказчик по согласованию с поставщиком может уменьшить цену контракта без изменения количества и объема поставляемых товаров (работ, услуг). То есть учреждения смогут учесть возможные сезонные и другие скидки (ч. 4.1 ст. 9 закона о госзакупках).
Также следует учитывать, что с 1 марта 2009 года все протоколы отказа от заключения контракта подписывают только заказчики — подписи членов комиссии по размещению заказов не требуются (ч. 3 ст. 9 закона о госзакупках).
Участники размещения заказа
В обязательные требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов с 1 марта 2009 года внесена небольшая корректива.
Теперь срок предъявления требования о неприостановлении деятельности участника установлен на день подачи заявок (п. 3 ч. 1 ст. 11 закона о госзакупках).
В части условий допуска к участию в торгах только одно изменение, вступившее в силу с 1 марта 2009 года. Напомним: раньше если в качестве обеспечения заявки средства не были внесены, то такая заявка отклонялась. Теперь же от участника требуется только представить документ или копию документа, подтверждающего внесение соответствующих средств (п. 3 ч. 1 ст. 12, подп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 25, подп. «а» п. 3 ч. 2 ст. 35 закона о госзакупках).
Кроме того, практика о представлении интересов участников размещения заказа сторонними лицами теперь законодательно закреплена (ч. 3 ст. 8, подп. «в» п. 1 ч. 3 ст. 25 закона о госзакупках в редакции, действующей с 1 марта 2009 года).
Национальный режим
Нормативно определены два случая, когда федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере размещения заказов (в данный момент это Минэкономразвития России), может устанавливать условия допуска иностранных товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 13 закона о госзакупках). Это изменение вступило в силу с 1 января 2009 года.
Для ознакомления с действующим порядком предоставления преференций (адресных льгот) участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, рекомендуем изучить приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427.
Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства
Здесь необходимо обратить внимание на два принципиальных изменения.
Во-первых, если в ранее действовавшей редакции закона о госзакупках муниципальные заказчики имели право размещать часть своего заказа у субъектов малого предпринимательства, то с 1 января 2009 года это их обязанность (ч. 1 ст. 15 закона о госзакупках).
Во-вторых, изменен нормативный порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении соответствующего заказа у субъектов малого предпринимательст-ва.
Ранее в законе о госзакупках были указаны четкие значения такой цены, теперь начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливается Правительством РФ (п. 1.1. ч. 1 ст. 15 закона о госзакупках).
На переходный период до установления Правительством РФ начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) она составляет при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства:
— на поставку товара, выполнение работ — 3 млн руб.;
— на оказание услуг — 2 млн руб.
Начать дискуссию