Поговорим о праздниках, как способе повышения и понижения лояльности сотрудников. Руководителям полезно кое-что знать, чтобы каждый праздник работал на укрепление лояльности сотрудников.
Когда ограничено время разговора, есть два универсальных способа компенсировать дефицит времени. Первый - надо говорить лозунгами: «Даешь!», «Вперед!», «Наливай!». Второй вариант - использование метафор. Я буду использовать метафоры.
По способу снабжения сотрудников энергией, необходимой для жизни, компании делятся на три типа. При этом в конкретной компании могут присутствовать признаки разных типов в некоторой пропорции.
Компанию, которая снабжает сотрудников исключительно едой, пардон, конечно же, деньгами - будем называть «Цирк». Говоря «Цирк», я имею в виду цирк зверей, в котором тигр прыгет на другую тумбу за кусочек мяса. Ну, или боясь кнута. Понимаете, откуда в менеджмент пришла идея кнута и пряника, вознаграждения и наказания, премии и штрафа?… Главный вопрос, который занимает руководителя компании «Цирк», звучит так: насколько маленьким должен быть кусочек мяса, чтобы тигр все таки прыгнул туда, куда мне надо? Когда менеджеры «Цирков» собираются вместе, то между ними постоянно обсуждается информация о том, что кто-то слышал, что где-то есть такой «Цирк», где тигры прыгают сами, без мяса и кнута.
Компания, снабжающая сотрудников не только едой, но и эмоциями, будет называться «Театр». В такой компании есть человек, который раздает роли и обеспечивает правильное протекание бизнес-процессов. У каждого есть своя роль и свои реплики, каждый сотрудник театра знает, что и когда должен делать, когда допустима импровизация, а когда нет. Лучшей эмоцией, которая дает сотрудникам «Театра» огромное количество сил для жизни и работы, является гордость за компанию. Далеко не всем «Театрам» удается создать достойный повод для гордости, а вот наполнить жизни сотрудников деструктивными эмоциями, такими как интриги и скандалы, легко может каждая компания.
Компанию, дающую сотрудникам еду (деньги), эмоции и смысл жизни назовем «Церковь». Некоторые люди, услышав это, говорят: «Мне не нужен смысл жизни, достаточно хорошей зарплаты». То есть, для кого-то приемлема и даже желательна бессмысленная, но хорошо оплачиваемая жизнь.
Никто не проводил специальных исследований, но мой опыт общения и наблюдения говорит мне, что 80% или больше компаний России - это «Цирки», 15% - это «Театры», и оставшиеся единицы - «Церкви».
Очевидно, что праздник в «Цирке», праздник в «Театре» и праздник в «Церкви» - это совсем разные мероприятия. Если вы в «Цирке» устроите «молебен», то, мягко говоря, сильно удивите и обеспокоите своих сотрудников. Сильно обеспокоите! Вот вам ответ на вопрос, почему в некоторых компаниях корпоративная миссия - путеводная звезда, а в большинстве - бумажка, содержащая умные, но отвлеченные слова. Корпоративная миссия - это атрибут компании «Церковь». Это ее святыня, «иконостас». Когда «иконостас» появляется в «Цирке» - это глупо и смешно. Никогда миссия не будет работать, пока компания из «Цирка» не превратится сначала в «Театр», а потом в «Церковь».
Праздник в «Цирке» должен быть… сытным. Это главный критерий, по которому в компании оценивается прошедший праздник. Не единственный, но главный. Не скупитесь, пусть еда и питье останется. Такой праздник запомнится и позитивно повлияет на лояльность сотрудников «Цирка». А главная ошибка, которую совершают «Цирки» - это художественная самодеятельность с привлечением сотрудников. Художественная самодеятельность настолько неприемлема, что может обесценить застолье. Если хотите получить за корпоративный праздник высший бал, то пригласите скоморохов со стороны. Сотрудники «Цирка» и так каждый вечер на арене, но то ради денег, а тут на вечеринке придется кривляться для своих коллег и бесплатно! Нет, самодеятельность в «Цирке» не приветствуется. Где вы видели тигра, который не за мясо и не из-за боязни кнута развлекал бы жирафа и кенгуру?
Другое дело - «Театр». Тут сытное застолье может все испортить, сотрудники скажут: «Мы тут разве есть собрались?» Нет, они собрались повеселиться. К месту будет любая инициатива и даже легкая ирония над «главным режиссером «Театра». Сотрудники «Театра» с энтузиазмом берутся за создание сценария праздника, уговаривать никого не надо. Кроме застолья, праздник в «Театре» могут испортить только длинные речи лидера. Проповедям место в церкви, в театре место игре! Если ваша компания «Театр», то позвольте своим сотрудникам поиграть и подурачиться. Это весьма положительно повлияет на их лояльность. Конечно, корпоративный праздник - это только фрагмент мозаики под названием «Лояльность», но фрагмент важный.
Праздник в «Церкви»… уверен, что каждый уже понял, каким он должен быть. Сначала длинная речь лидера, потом клятвы в верности и совместное песнопение. Все должно подчеркивать особенность и избранность. На празднике должны присутствовать только посвященные. Антураж на первом месте. Обильная еда вредит лояльности сотрудников «Церкви». Театральное представление возможно, но оно должно работать на торжество идей и корпоративных ценностей.
Надеюсь, что корпоративные праздники вашей компании удаются. Если вы считаете что у вашей компании 10% от «Церкви», 30% от «Театра», а остальное - чистый «Цирк», то и программу корпоративной вечеринки сделайте в тех же пропорциях.
А если вам интересно, то подумайте о тренингах командообразования. Какой тренинг нужен «Цирку», какой «Театру», какой «Церкви»? А еще более важный вопрос звучит так: «Какой тренинг командообразования способен разрушить «Цирк», «Театр» или «Церковь»?
Комментарии
2Худшее, что там может быть это фанатичная преданность глупости и мерзости. Будет это или нет в конкретной церкви зависит от того, какие принципы заложены в основание. Надо долго думать, чтобы понять что будет важно и правильно не только в течение этого года, но и в ближайшие двести или четыреста лет... Если подходить к задаче с таким размахом, то вероятность глупости на выходе ничтожна.
Удачи вам в работе!
:)
Полностью концепция называется "Ценностное Управление"