В условиях мирового финансового кризиса и снижения банковской активности любовь кредитных учреждений к малому и среднему бизнесу, которую они так активно демонстрировали еще в прошлом году, постепенно ослабевает. О том, что сейчас происходит в сегменте кредитования СМБ корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Ильнар Шаймарданов, начальник департамента кредитования малого бизнеса BSGV.
Ильнар, какие основные коррективы внес кризис в условия кредитования малого и среднего бизнеса?
Кризисные изменения, затронувшие все секторы экономики, не могли не повлиять на кредитную политику банков в отношении предприятий СМБ. Среди главных изменений можно выделить увеличение процентных ставок примерно на 5-8%, а также сокращение максимальных сроков кредитования и ужесточение требований к заемщикам.
Согласны ли вы с мнением, что на сегодняшний день положение СМБ в нашей стране близко к критическому?
На мой взгляд, не стоит излишне драматизировать ситуацию. Безусловно, положение предприятий малого и среднего бизнеса простым не назовешь, и они как никто сегодня нуждаются в заемных средствах для развития и укрепления своих позиций. Но у СМБ есть ряд преимуществ: таким компаниям необходим сравнительно небольшой объем заемных средств, они менее инертны, чем крупные предприятия, а значит более гибки и способны адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Все это значительно повышает шансы преодоления кризиса и выхода в новые, более интересные на сегодняшний день секторы бизнеса.
Каков сейчас спрос на кредиты СМБ?
В условиях сокращения ассортимента банковских программ, предприниматели, нуждающиеся в заемных средствах (а таких, по оценкам экспертов, около 20%), попали в условия дефицита предложения. Однако, несмотря на это, мы, в частности, констатируем стабильный приток клиентов. Как правило, предприниматели предпочитают сейчас более длинные кредиты для того, чтобы снизить размер ежемесячных платежей и сократить риски в условиях нестабильности рынков.
Вопреки ожиданиям, отраслевой характер спроса на сегодняшний день не выражен ярко. За кредитами обращаются представители самых разных областей. Некоторое снижение активности эксперты констатируют только в секторе капитального строительства и примыкающих отраслях.
Как вы оцениваете перспективы кредитования СМБ?
На сегодняшний день многие игроки рынка из числа кредитных организаций предпочли сократить спектр работ в этом секторе, в частности, из-за дороговизны заемных средств и высоких рисков. Такая политика привела к концентрации банковских продуктов и услуг для СМБ в сегменте крупных банков, которые сейчас могут позволить себе работать с СМБ в полном объеме. Однако, на мой взгляд, эта ситуация носит временный характер. Постепенно тенденция поменяется, и сектор СМБ станет интересным и прибыльным направлением для большинства банков, что приведет к расширению ассортимента программ и предоставит малым и средним предприятиям дополнительные возможности выбора.
Какие программы для СМБ действуют сейчас, например, в вашем банке?
Мы строим универсальную сервисную модель, у нас нет акцента на кредитные продукты, как в большинстве банков. Мы стремимся предложить клиенту весь спектр банковских услуг: кредиты, депозиты, дистанционное банковское обслуживание, расчетно-кассовое обслуживание, корпоративные карты, кредиты для собственников бизнеса. Для нас точкой входа клиента является расчетный счет. И уже после этого мы начинаем предлагать клиенту тот спектр услуг, который ему нужен, в котором он заинтересован. Если говорить в целом о той программе, которая действует сейчас, то это кредиты бизнесу сроком до 3-х лет, по средней ставке 21-22% годовых, это расчетно-кассовое обслуживание, дистанционное банковское обслуживание (банк-клиент) и интернет-банк для юридических лиц и предпринимателей, корпоративные карты, депозиты.
Насколько изменилась процедура получения кредита СМБ в вашем банке в связи с финансовым кризисом?
Кредитная политика BSGV изначально была достаточно взвешенной, поэтому в условиях кризиса нам не пришлось идти на кардинальные перемены. На наш взгляд, процедура получения кредита изменилась незначительно, процессы и системы оценки, требования к документам и проч. остались прежними, изменился подход к конъюнктурным рискам и анализу прогноза развития отрасли, в которой работает клиент. Однако в целом процесс принятия решений основывается на тех же схемах и аналитических моделях.
Начать дискуссию