Специальные режимы налогообложения призваны облегчить налоговое бремя малого предпринимательства, в том числе инициировать развитие каких-либо направлений бизнеса, как это, например, реализуется посредством единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Столичные законодатели убеждены, что в Москве поощрение необходимо бизнесу по распространению наружной рекламы.
Меняемся именами?
Виды деятельности, которые могут быть переведены на «вмененку», определены пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Однако конкретные приоритетные направления бизнеса на той или иной территории определяются непосредственно представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. А значит, именно на этом уровне определяется и необходимость применения «вмененки» к тому или иному бизнесу.
По мнению московских властей, в столице достаточно ЕНВД лишь по одному виду предпринимательства. Так, с нового года вступил в силу Закон г. Москвы от 29 октября 2008 г. № 53, согласно которому на территории
столицы вводится «вмененка» для деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
Справедливости ради надо сказать, что данный спецрежим для рекламной «наружки» применялся в столице и раньше. Стоит лишь вспомнить действовавший до конца прошлого года Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы». Что же послужило причиной издания нового закона?
Таким образом, с начала 2009 года под ЕНВД в столице подпадает только деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. При этом в силу преобразившихся «вмененных» норм Налогового кодекса под данным видом бизнеса понимается предпринимательская деятельность по распространению «наружки», осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Причем в качестве владельца в данном случае может выступать не только непосредственный хозяин подобного технического устройства, но и лицо, обладающее правом его использования на основании договора с собственником. Иными словами, арендатор рекламных конструкций.
Следует обратить внимание, что деятельность владельца по передаче наружных приспособлений для рекламы в аренду на ЕНВД не переводится (письмо Минфина РФ от 30 октября 2008 г. № 03-11-05/264). Следовательно, если собственник осуществляет два вида деятельности (по распространению рекламы на наружных конструкциях и по сдаче их в аренду), то «вмененкой» является только первый. Логично, что предоставление во временное пользование должно облагаться в общеустановленном порядке или единым налогом при УСН (письмо УФНС по г. Москве от 14 февраля 2007 г. № 18-11/3/13710).
Кроме того, необходимо определиться, что же именно понимается под рекламной конструкцией. Согласно статье 346.27 Налогового кодекса к данной категории относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения. Главное, чтобы эти конструкции были смонтированы и расположены на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, либо на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Кстати говоря, давая разъяснения относительно необходимости перевода на уплату ЕНВД с начала 2009 года, специалисты финансового ведомства указывают, что в силу измененных норм Кодекса во «вмененную» категорию попадает размещение также и на временных ограждениях. В письме от 25 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/571 Минфин указал о необходимости применения ЕНВД к размещению наружной рекламы на щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, ремонта и реконструкции.
«Вмененные» коэффициенты
Налогоплательщики, переведенные на ЕНВД, рассчитываются с бюджетом исходя из законодательно установленной базовой доходности за месяц, а не из фактически полученных ими дохода или прибыли. При этом для разных видов бизнеса предусмотрены различные критерии — площадь, количество работников и другие.
Для распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в качестве физического показателя установлена площадь информационного поля в квадратных метрах. Что же касается базовой доходности, пунктом 3 статьи 346.29 главного налогового закона его значение для этого вида деятельности разнится в зависимости от способа воспроизведения информации на технических средствах:
— распространение «наружки» на конструкциях (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) — 3000 рублей в месяц;
— с автоматической сменой изображения — 4000 рублей;
— посредством электронных табло — 5000 рублей.
Вот и получается, что «вмененщики» должны рассчитываться с казной не по фактическим результатам деятельности, а исходя из некоего усредненного значения дохода, который они могли бы получить с учетом имеющихся у них площадей. Для того, чтобы хоть как-то нивелировать такую усредненность, законодательство предусматривает корректирующие коэффициенты — К1 и К2.
Первый из коэффициентов К1, так называемый коэффициент-дефлятор, призван привести расчетные показатели к динамике цен в стране и ежегодно устанавливается Министерством экономического развития (ст. 346.27 НК, распоряжение Правительства от 25 декабря 2002 г. № 1834-р). Так, значение коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год приведено в приказе Минэкономразвития от 12 ноября 2008 г. № 392 и равняется 1,148.
Из смысла норм Налогового кодекса в редакции, действующей с начала 2009 года, видно, что К1 должен ежегодно увеличиваться. Дело в том, что в свежем варианте статьи 346.27 Кодекса законодатели предусмотрели правила его расчета: посредством перемножения коэффициентов применяемого в предшествующем периоде и учитывающего изменение потребительских цен в прошлом календарном году. При этом никаких оговорок, кто именно должен осуществлять такое перемножение — министры или сами налогоплательщики — Кодекс не содержит.
Что касается К2, то данный коэффициент призван учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе место осуществления бизнеса, площадь наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, информационного поля электронных табло и наружной рекламы с автоматической сменой изображения. Данный показатель устанавливается местными властями. Что и сделали столичные власти в Законе № 53.
В соответствии со статьей 2 данного нормативного акта для столичных «вмененщиков» предусмотрены несколько вариантов значений К2 (см. таблицу).
Зоны | Площадь информационного поля одной стороны рекламной поверхности | |
До 36 кв. метров включительно | Свыше 36 кв.метров | |
1 | 0,90 | 0,32 |
2 | 0,90 | 0,32 |
3 | 0,45 | 0,16 |
4 | 0,27 | 0,09 |
5 | 0,18 | 0,06 |
6 | 0,14 | 0,05 |
7 | 0,09 | 0,03 |
Обратите внимание, что в целях исчисления единого налога на вмененный доход Москва поделена на 6 зон. При этом чем ближе к центру столицы распространяется реклама, тем выше значения К2, а соответственно, больше сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.
Отдельной строкой в Законе № 53 прописан К2, предусмотренный для тех налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность по распространению социальной или представляющей особую общественную значимость рекламы с использованием рекламных конструкций. Для них коэффициент К2 составляет 0,005.
Начать дискуссию