ЕНВД

Московская «вмененка»

Специальные режимы налогообложения призваны облегчить налоговое бремя малого предпринимательства, в том числе инициировать развитие каких-либо направлений бизнеса, как это, например, реализуется посредством единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Столичные законодатели убеждены, что в Москве поощрение необходимо бизнесу по распространению наружной рекламы.

Специальные режимы налогообложения призваны облегчить налоговое бремя малого предпринимательства, в том числе инициировать развитие каких-либо направлений бизнеса, как это, например, реализуется посредством единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Столичные законодатели убеждены, что в Москве поощрение необходимо бизнесу по распространению наружной рекламы.

Меняемся именами?

Виды деятельности, которые могут быть переведены на «вмененку», определены пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Однако конкретные приоритетные направления бизнеса на той или иной территории определяются непосредственно представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. А значит, именно на этом уровне определяется и необходимость применения «вмененки» к тому или иному бизнесу.

По мнению московских властей, в столице достаточно ЕНВД лишь по одному виду предпринимательства. Так, с нового года вступил в силу Закон г. Москвы от 29 октября 2008 г. № 53, согласно которому на территории
столицы вводится «вмененка» для деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
Справедливости ради надо сказать, что данный спецрежим для рекламной «наружки» применялся в столице и раньше. Стоит лишь вспомнить действовавший до конца прошлого года Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы». Что же послужило причиной издания нового закона?

Прежде всего необходимо обратить внимание на изменившееся наименование вида «вмененной» деятельности. Если раньше под спецрежим подпадали распространение и размещение наружной рекламы, то нынче «вмененкой» признается распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Разумеется, подобная метаморфоза — не инициатива столичных властей. Перемена имени вызвана соответствующими изменениями пункта 10 статьи 346.26 Налогового кодекса, виновником которых стал Закон от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ.

Таким образом, с начала 2009 года под ЕНВД в столице подпадает только деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. При этом в силу преобразившихся «вмененных» норм Налогового кодекса под данным видом бизнеса понимается предпринимательская деятельность по распространению «наружки», осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Причем в качестве владельца в данном случае может выступать не только непосредственный хозяин подобного технического устройства, но и лицо, обладающее правом его использования на основании договора с собственником. Иными словами, арендатор рекламных конструкций.

Следует обратить внимание, что деятельность владельца по передаче наружных приспособлений для рекламы в аренду на ЕНВД не переводится (письмо Минфина РФ от 30 октября 2008 г. № 03-11-05/264). Следовательно, если собственник осуществляет два вида деятельности (по распространению рекламы на наружных конструкциях и по сдаче их в аренду), то «вмененкой» является только первый. Логично, что предоставление во временное пользование должно облагаться в общеустановленном порядке или единым налогом при УСН (письмо УФНС по г. Москве от 14 февраля 2007 г. № 18-11/3/13710).

Необходимо также учесть, что «вмененным» распространением рекламы является «пропаганда» товаров, работ и услуг третьих лиц, а не своего бизнеса. Ведь в последнем случае не возникает отдельной предпринимательской деятельности. Об этом неоднократно говорили ведомственные чиновники (письма Минфина от 11 июня 2008 г. № 03-11-04/ 3/268 и от 18 января 2008 г. № 03-11-05/07). Таким образом, установка рекламной вывески на своем здании на ЕНВД не переводится.

Кроме того, необходимо определиться, что же именно понимается под рекламной конструкцией. Согласно статье 346.27 Налогового кодекса к данной категории относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения. Главное, чтобы эти конструкции были смонтированы и расположены на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, либо на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Кстати говоря, давая разъяснения относительно необходимости перевода на уплату ЕНВД с начала 2009 года, специалисты финансового ведомства указывают, что в силу измененных норм Кодекса во «вмененную» категорию попадает размещение также и на временных ограждениях. В письме от 25 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/571 Минфин указал о необходимости применения ЕНВД к размещению наружной рекламы на щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, ремонта и реконструкции.

«Вмененные» коэффициенты

Налогоплательщики, переведенные на ЕНВД, рассчитываются с бюджетом исходя из законодательно установленной базовой доходности за месяц, а не из фактически полученных ими дохода или прибыли. При этом для разных видов бизнеса предусмотрены различные критерии — площадь, количество работников и другие.
Для распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в качестве физического показателя установлена площадь информационного поля в квадратных метрах. Что же касается базовой доходности, пунктом 3 статьи 346.29 главного налогового закона его значение для этого вида деятельности разнится в зависимости от способа воспроизведения информации на технических средствах:
— распространение «наружки» на конструкциях (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) — 3000 рублей в месяц;
— с автоматической сменой изображения — 4000 рублей;
— посредством электронных табло — 5000 рублей.
Вот и получается, что «вмененщики» должны рассчитываться с казной не по фактическим результатам деятельности, а исходя из некоего усредненного значения дохода, который они могли бы получить с учетом имеющихся у них площадей. Для того, чтобы хоть как-то нивелировать такую усредненность, законодательство предусматривает корректирующие коэффициенты — К1 и К2.
Первый из коэффициентов К1, так называемый коэффициент-дефлятор, призван привести расчетные показатели к динамике цен в стране и ежегодно устанавливается Министерством экономического развития (ст. 346.27 НК, распоряжение Правительства от 25 декабря 2002 г. № 1834-р). Так, значение коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год приведено в приказе Минэкономразвития от 12 ноября 2008 г. № 392 и равняется 1,148.

Из смысла норм Налогового кодекса в редакции, действующей с начала 2009 года, видно, что К1 должен ежегодно увеличиваться. Дело в том, что в свежем варианте статьи 346.27 Кодекса законодатели предусмотрели правила его расчета: посредством перемножения коэффициентов применяемого в предшествующем периоде и учитывающего изменение потребительских цен в прошлом календарном году. При этом никаких оговорок, кто именно должен осуществлять такое перемножение — министры или сами налогоплательщики — Кодекс не содержит.

Дабы разрешить столь обидные противоречия, ведомства указали, что в 2009 году для расчета единого налога на вмененный доход нужно использовать значение 1,148, в то время как новый порядок расчета К1, учитывающий изменения, внесенные в главу 26.3 Кодекса Законом № 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора на 2010 год (письма ФНС России от 18 декабря 2008 г. № ШС-6-3/943 и Минфина от 29 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/579).
Что касается К2, то данный коэффициент призван учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе место осуществления бизнеса, площадь наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, информационного поля электронных табло и наружной рекламы с автоматической сменой изображения. Данный показатель устанавливается местными властями. Что и сделали столичные власти в Законе № 53.

В соответствии со статьей 2 данного нормативного акта для столичных «вмененщиков» предусмотрены несколько вариантов значений К2 (см. таблицу).


Зоны

Площадь информационного поля одной стороны рекламной поверхности

До 36 кв. метров включительно

Свыше 36 кв.метров

1

0,90

0,32

2

0,90

0,32

3

0,45

0,16

4

0,27

0,09

5

0,18

0,06

6

0,14

0,05

7

0,09

0,03

Обратите внимание, что в целях исчисления единого налога на вмененный доход Москва поделена на 6 зон. При этом чем ближе к центру столицы распространяется реклама, тем выше значения К2, а соответственно, больше сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.
Отдельной строкой в Законе № 53 прописан К2, предусмотренный для тех налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность по распространению социальной или представляющей особую общественную значимость рекламы с использованием рекламных конструкций. Для них коэффициент К2 составляет 0,005.


Начать дискуссию