10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 26 декабря 2008 года №293-ФЗ.
Данным законом признаны утратившими силу положения п. 25 и п. 35 ст. 11 закона «О милиции», предоставлявшие милиции право проводить осмотр помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, и досмотр транспортных средств, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать проведения проверок и ревизий либо самостоятельно проводить такие проверки и ревизии.
Как следует из названия Закона № 293-ФЗ, а также из пояснительной записки к его проекту, целью признания утратившими силу п. 25 и п. 35 ст. 11 закона «О милиции» является исключение предусмотренных этими пунктами внепроцессуальных, т.е. не предусмотренных УПК РФ и КоАП РФ, прав милиции, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности. В частности, в пояснительной записке указано, что «основные права органов внутренних дел применительно к физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, определены пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции… При этом Закон о милиции устанавливает лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержит четкие процедуры, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Закон о милиции, предусматривающие исключение из него указанных прав органов внутренних дел. Внесение указанных изменений приведет к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ».
Таким образом, начиная с 10 января 2009 года, милиция не вправе проводить проверки юридических лиц и предпринимателей, если только не возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении.
При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ милиция рассматривает только те дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, финансов и налогов в отношении юридических лиц и предпринимателей, которые предусмотрены ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин», ст. 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» КоАП РФ. Другие административные дела, в частности, связанные с нарушением налогового законодательства (ст. 15.11 КоАП РФ), милиция рассматривать не может.
Фактически единственно возможным способом проверки милицией данных, свидетельствующих о наличии в действиях субъектов предпринимательской деятельности признаков налогового преступления, является возбуждение уголовного дела и последующее проведение предварительного следствия по делу. На данной стадии уголовного процесса стороны наделяются законом необходимым объемом прав, обязанностей и гарантий, позволяющих, с одной стороны, органу внутренних дел проверить в установленном законом порядке данные о наличии преступления, а с другой, обеспечить конституционные права граждан и юридических лиц. При проведении предварительного следствия следователь может воспользоваться широким кругом полномочий: провести обыск, выемку (то есть изъять определенные предметы или документы), допрос и др. В случае необходимости использования специальных познаний в какой-либо области (по налоговым преступлениям – в области налогового права и бухгалтерского учета), следователь вправе вынести постановление о назначении судебной экспертизы (ст. 195 УПК РФ). Таким образом, на данной стадии уголовного процесса у милиции имеются все необходимые механизмы для расследования преступления. При этом в случае, если по результатам проведенных следственных действий будет установлено отсутствие факта совершения налогового преступления, то уголовное дело и уголовное преследование должны быть прекращены (п. 1 ст. 212 УПК РФ).
Парадокс заключается в том, что в условиях действующей «палочной» системы работы милиции, когда прекращение дела по реабилитирующим основаниям (например, в связи с отсутствием события или состава преступления) считается показателем плохой работы, для возбуждения уголовного дела милиция уже должна располагать достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков преступления. Именно поэтому милиция так настаивает на наличии у нее права проводить проверки юридических лиц и предпринимателей без возбуждения уголовного дела.
В обоснование такого своего права милиция ссылается на действующие положения закона «О милиции», а также закон «Об оперативной розыскной деятельности».
Однако ни действующая редакция закона «О милиции», ни закон «Об оперативной розыскной деятельности» не дает милиции права проводить проверки юридических лиц и предпринимателей, равно как и не обязывает последних допускать сотрудников милиции в помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, представлять финансово-хозяйственные документы, давать объяснения и т.п.
Иное толкование законодательства противоречит существу и цели изменений, внесенных в него Законом № 293-ФЗ, так как тогда следовало бы признать, что данный закон достигает прямо противоположной цели: не исключает внепроцессуальные права милиции в отношении юридических лиц и предпринимателей, а, наоборот, устраняет предусмотренные п. 25 и п. 35 закона «О милиции» ограничения таких прав.
Таким образом, после вступления в силу Закона №293-ФЗ проверка милицией субъектов предпринимательской деятельности возможна только в случае возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.
При этом следует отметить, что законодательство не запрещает милиции проводить оперативно-розыскные мероприятия и обращаться в ходе их проведения за содействием к юридическим лицам и гражданам. При этом последние не обязаны, но вправе оказать милиции такое содействие. Но здесь следует понимать, что добровольно предоставленная милиции информация о финансово-хозяйственной деятельности может быть впоследствии использована против руководителей юридического лица и предпринимателей в качестве доказательства по уголовному делу (ст. 89 УПК РФ). В случае же принудительного изъятия милицией такой информации, она не сможет быть использована в качестве доказательства по уголовному делу, как полученная незаконно (ст. 75 УПК РФ).
Комментарии
1Хотя запрос он сделали на основание письма, в котором ни какой конкретной ситуцаии, хороша статья.. фиг им а не документы в таком случае.