Страсти, вызванные появлением закона об автогражданской ответственности, потихоньку улеглись. Вот только вопросы, связанные с учетом таких выплат, у бухгалтеров остались.
Страховка – обязаловка
К сожалению, от аварии на дорогах никто не застрахован. В соответствии с главой 59 Гражданского кодекса тот, по чьей вине произошло ДТП, должен возмещать ущерб, причиненный здоровью, жизни и имуществу потерпевших. В таких случаях страховка гражданской ответственности придется кстати.
Раньше предприятия сами решали, подстраховаться на случай аварии или сэкономить в надежде на то, что неприятность не случится. С 1 июля 2003 года страхование гражданской ответственности стало обязательным. Теперь каждая организация, имеющая легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, прицепы и тракторы, должны застраховать свою ответственность. Если фирма использует незастрахованный транспорт, то она может быть оштрафована на сумму от 500 до 800 рублей. Это установлено статьей 12.37 КоАП. Также в соответствии с нормами законодательства фирма, приобретая транспортное средство, в первую очередь должна позаботиться о договоре обязательного страхования. Без него она не сможет зарегистрировать купленную машину в ГИБДД, а также внести изменения в регистрационные данные и, наконец, пройти технический осмотр.
Следует помнить: при покупке автомобиля застраховать его нужно не позднее пяти дней после приобретения. Этот порядок установлен в пункте 2 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон).
Таким образом, потратиться на страховой полис фирме придется в любом случае. При этом неважно, какая машина служит фирме – собственная или арендованная. В статье 7 Закона установлена предельная страховая сумма возмещения ущерба потерпевшему. Она составляет 400 тысяч рублей по каждому страховому случаю, в том числе:
– за причинение вреда жизни и здоровью нескольких людей – 240 тысяч рублей, но не более 160 тысяч рублей одному потерпевшему;
– за причинение вреда имуществу нескольких потерпевших – 160 тысяч рублей, но не более 120 тысяч рублей одному потерпевшему.
Чтобы застраховать автомобиль, фирма должна заполнить заявление по форме, утвержденной постановлением правительства от 7 мая 2003 г. № 263. Бланк заявления предоставит страховая компания, с которой организация решила заключить договор. При этом надо иметь в виду то, что страховщик должен располагать специальной лицензией на оказание услуг по данному виду страхования. Такое требование предъявляет статья 21 Закона. Кроме того, для заключения договора понадобятся следующие документы:
– свидетельство о регистрации организации;
– паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации автомобиля.
После преодоления бумажной волокиты фирма получает страховой полис и специальный знак государственного образца. Срок действия страховки один год.
Бухгалтерский учет автогражданки
Учет расходов по договорам страхования ведется на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
В бухгалтерском учете оплата страховых платежей компании-страховщику отражается проводкой:
Дебет 76-1 Кредит 50 (51)
– перечислены страховые платежи.
Суммы страховых платежей за автомобиль, который используется в производственной деятельности организации, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) или в состав расходов на продажу. Таким образом, в учете делается запись:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 76-1
– учтена в составе затрат сумма платежей по страхованию имущества.
Если автомашина используется для иных целей, то сумма страховых платежей включается в состав прочих расходов.
Дебет 91-2 Кредит 76-1
– учтена сумма страховых платежей в составе прочих расходов.
Как правило, договором предусматривается единовременная оплата годового взноса. В этом случае уплаченную сумму надо отражать в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывать на затраты в течение всего срока действия страховки.
Дебет 97 Кредит 76-1
– отражены затраты на страхование в составе расходов будущих периодов; Дебет 20 (23, 25, 26, 44, 91-1) Кредит 97
– включена в состав затрат ежемесячная часть страхового взноса.
Пример
С 1 февраля 2004 года ООО «Мира люкс» застраховало свою гражданскую ответственность по легковому автомобилю. Машина используется для нужд производства. Договор заключен на срок до 31 января 2005 года включительно.
Сумма годового страхового взноса составила 6000 руб.
По условиям договора годовой страховой взнос организация заплатила 1 февраля. В этот же день в учете были сделаны записи:
Дебет 76-1 Кредит 51
– 6000 руб. – перечислен страховой взнос;
Дебет 97 Кредит 76-1
– 6000 руб. – отражен страховой взнос в составе расходов будущих периодов.
Ежемесячно с февраля 2004 года по январь 2005 года бухгалтер «Мира люкс» будет списывать такую сумму:
6000 руб. : 12 месяцев = 500 руб.
В учете в конце каждого месяца будет делаться проводка:
Дебет 20 Кредит 97
– 500 руб. – включена в состав затрат часть страхового взноса.
Налоговые тонкости
Пункт 2 статьи 263 Налогового кодекса устанавливает порядок налогового учета сумм, истраченных на обязательное страхование гражданской ответственности. Эти затраты относятся к прочим расходам. При этом они учитываются в пределах страховых тарифов, утвержденных постановлением правительства от 7 мая 2003 г. № 264.
При методе начисления затраты на страхование включаются в расходы в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Расходы на страхование включаются в затраты равномерно в течение всего срока действия договора, если договор заключен на срок более одного отчетного периода (месяца или квартала).
При кассовом методе организация списывает такие расходы сразу в момент оплаты.
Пример
Воспользуемся данными предыдущего примера. ООО «Мира люкс» считает налог на прибыль по методу начисления. Поэтому каждый месяц в течение года начиная с февраля 2004 года фирма будет уменьшать свою прибыль на 500 руб.
Случилась авария
Если случилась авария, страховая компания должна потерпевшему выплатить страховое возмещение. Получение страховки считается чрезвычайным доходом организации. На это указывает пункт 9 ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Расходы фирмы, понесенные ею в результате происшествия, относятся к чрезвычайным. Это следует из пункта 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В бухгалтерском учете суммы, полученные на возмещение ущерба от аварии, у пострадавшего отражаются записями:
Дебет 51 Кредит 76-1
– получена страховая выплата;
Дебет 76-1 Кредит 99
– страховые выплаты отнесены к чрезвычайным доходам предприятия.
В налоговом учете сумма полученной страховки относится к внереализационным доходам фирмы (ст. 250 НК). Такие выплаты учитываются при расчете налога на прибыль. Что касается расходов, произведенных в результате аварий, они тоже являются внереализационными (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК).
Продаем застрахованный автомобиль
Часто у бухгалтеров возникает вопрос по поводу: автомобиль продан, а что делать с договором страхования. В случаях перехода прав собственности на транспортное средство действие страховки прекращается. Это предусмотрено пунктом 33 Правил, утвержденных постановлением правительства от 7 мая 2003 г. № 263. Страхователю же возвращается часть страховой премии за неистекший срок договора.
Пример
Воспользуемся условием предыдущих примеров.
Предположим, что ООО «Мира люкс» 1 августа 2004 года продала свой автомобиль. За период с февраля по август 2004 года с расходов будущих периодов на затраты списана часть стоимости полиса в размере 3000 руб. Оставшаяся часть страховой премии в размере 3000 руб. (6000 — 3000) возвращена фирме. Бухгалтер «Миры люкс» сделает в учете такие проводки:
Дебет 76-1 Кредит 97
– 3000 руб. – отражена часть несписанной страховки;
Дебет 51 Кредит 76-1
– 3000 руб. – получена часть страховой премии.
Начать дискуссию