Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения вопросов, возникающих у сотрудников финансовых служб предприятий.
Данная публикация будет посвящена бухгалтерскому и налоговому учету расходов предприятия на связи с общественностью. Предприятие размещает информационные материалы в печатных изданиях, в которых описаны особенности и преимущества произведенной продукции предприятия. Как учесть расходы на размещение статей и написание пресс-релизов о компании в периодических печатных изданиях для целей бухгалтерского и налогового учета? Что необходимо учесть при заключении договоров, чтобы принять расходы к налоговому учету?
Ответ.
Одним из инструментов продвижения товаров (услуг) на рынке стал public relations PR, что в дословном переводе означает «общественные связи» или «связи с общественностью».
Гражданский кодекс РФ не рассматривает договор на PR как отдельный вид договора. В юридическом смысле договор на PR - это договор о возмездном оказании услуг, который может содержать элементы других договоров.
Отличительная особенность договора на PR – это появление в средствах массовой информации материалов о товарах, услугах заказчика и о самом заказчике. Эти материалы предназначены для неопределенного круга лиц и призваны формировать интерес к товарам и услугам, а также способствовать их реализации и продвижению, то есть отвечают признакам рекламы, но не имеют указания «на правах рекламы».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Однако при этом следует учитывать, что согласно ст. 16 Закона № 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из изложенной нормы следует, что содержание имеет больший приоритет, чем форма, т.е. при отсутствии упомянутых пометок предметом договора организации с PR-агентством (с редакцией и т.п.) может быть признана реклама.
Бухгалтерский учет.
В целях бухгалтерского учета коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Для обобщения информации о коммерческих расходах организации предназначен счет 44 «Расходы на продажу». Договорная стоимость оказанных услуг (без НДС) отражается по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Налог на добавленную стоимость.
В бухгалтерском учете сумма НДС, предъявленная агентством (редакцией), отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60.
На основании п. 1 ст. 171 НК РФ организация имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, на установленные налоговые вычеты, в том числе по услугам, приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вычет данных сумм НДС при наличии у организации права на вычет в соответствии с гл. 21 НК РФ отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет, например, 68 «Расчеты по НДС», и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).
Налоговый учет.
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
По мнению финансового ведомства, услуги по договору на PR отвечают общим признакам рекламы (Письмо Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/418).
Минфин России отметил, что в случае если информационные сообщения, публикуемые в средствах массовой информации, не содержат пометки «на правах рекламы», то данные публикации не признаются рекламными и, следовательно, в целях налогообложения затраты по договорам на оказание PR-услуг не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Стоит отметить, что судебная практика по данному вопросу на стороне налогоплательщика.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.04.2007 № А05-8063/2006-13 признал несостоятельной ссылку налогового органа на отсутствие в газетной публикации сообщения о том, что информация об обществе публикуется на правах рекламы: наличие такого сообщения не относится к существенным признакам рекламы.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.05.2006 № А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1 отметил, что отсутствие указания на рекламный характер информации при наличии признаков рекламы не лишает налогоплательщика права учесть в качестве расходов на рекламу затраты, связанные с производством видеопродукции о компании и реализуемом ею товаре.
Расходы, на подготовку пресс-релизов, возможно, учесть как расходы рекламного характера, но на наш взгляд данные услуги будут нормированными и не должны превышать 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Начать дискуссию