Источник: аудиторская компания "Аудитория".
Многие крупные компании представляют собой холдинги, состоящие из большого количества отдельных юридических лиц. Это предполагает подготовку консолидированной отчетности, то есть составление финансовой отчетности группы, как единой компании. Основными пользователями сводной отчетности являются владельцы и инвесторы. Именно эта отчетность может объективно и правдиво показать, что представляют собой их инвестиции.
Составление консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами регламентируется МСФО/IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и IFRS 3 «Объединение предприятий». Процесс консолидации представляет собой объединение аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов балансов и отчетов о прибылях и убытках материнской компании и ее дочерних обществ, но не все так просто.
Для начала необходимо идентифицировать группу. МСФО 27 определяет дочернюю компанию, когда материнская компания владеет прямо или косвенно более чем половиной голосующих акций.
Контроль существует даже тогда, когда материнская компания владеет не более чем половиной голосующих акций, но обладает возможностью:
– управлять более чем половиной акций, имеющих право голоса, по соглашению с другими инвесторами;
– определять финансовую и хозяйственную (операционную) политику компании согласно уставу или соглашению;
– назначать или смещать большинство членов Совета директоров;
– иметь большинство голосов на заседании Совета директоров.
Пример из практики. Материнская компания ОАО «Дунай» владеет 52 процентами обыкновенных акций ООО «Лена» и 9 процентами обыкновенных акций ООО «Нева». При этом ООО «Лена» владеет 47 процентами обыкновенных акций ООО «Нева».
С одной стороны, ОАО «Дунай» владеет только 9 процентами обыкновенных акций ООО «Нева». Но с другой – ОАО «Дунай» контролирует ООО «Лена», которому принадлежит 47 процентов обыкновенных акций ООО «Нева». То есть в совокупности ОАО «Дунай» и ООО «Лена» владеют контрольным пакетом акций ООО «Нева» – 56 процентов (9 + 47). Следовательно, ООО «Нева» можно считать дочерним обществом, показатели которого нужно включать в периметр консолидации группы.
Согласно IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» финансовая отчетность материнской и дочерних компаний, которая используется при подготовке консолидированной финансовой отчетности, должна готовиться по состоянию на одну и ту же дату. Когда отчетные даты материнской и дочерней организаций не совпадают, то последняя для целей консолидации готовит дополнительную финансовую отчетность на ту же дату, что и материнская компания, если это практически осуществимо.
Полезные процедуры
Исходя из содержания МСФО/IAS 27 и IFRS 3, можно выделить следующие процедуры составления консолидированной отчетности группы:
- формирование оборотно-сальдовой ведомости по счетам каждой компании;
- классификация и проверка статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в соответствии с требованиями стандартов. При этой процедуре уточняется экономическое содержание хозяйственных операций и их отражение в отчетности;
- объединение данных отчетности головного и дочерних компаний, которые используются при подготовке консолидированной финансовой отчетности;
- исключение внутригрупповых оборотов (отражают дебиторскую и кредиторскую задолженность между материнской и дочерними компаниями, а также между «дочками»);
- исключение нереализованной прибыли от внутригрупповых операций;
- исключение дивидендов, выплачиваемых дочерними обществами головной компании либо другим «дочкам». В консолидированной (сводной) отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;
- исключение финансовых вложений головной компании в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно их собственных капиталов;
- расчеты и корректировки, относящиеся к деловой репутации дочерних компаний, доле меньшинства (доля миноритарных акционеров) в них;
- расчеты и корректировки, относящиеся к сводной величине нераспределенной прибыли компаний.
Поступательные движения
Первый этап. Как уже указывалось, в первую очередь необходимо определить состав группы.
Второй этап консолидации заключается в унификации учетной политики группы. Зачастую учетная политика в дочерних обществах различна в части способов оценки материально-производственных запасов, политике формирования резервов, расчете амортизационных отчислений по основным средствам. Применение организациями одной группы различных учетных политик может приводить к искажению консолидированной отчетности. Например, в учетной политике закреплены разные способы оценки запасов (ФИФО, средняя), различные методы начисления амортизации, порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную.
Пример.В обществе «А» группы осуществляется перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную, в то время как в обществе «Б» заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, учитываются до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
Таким образом, при формировании консолидированной отчетности необходимо применение всеми компаниями группы унифицированной учетной политики. Единая учетная политика разрабатывается головной компанией группы.
Идеальный вариант – внедрение единой политики в рамках группы заранее. Но для дочерних компаний это не всегда возможно. Поэтому нужно оценить, насколько существенно отличия от единых принципов учетной политики холдинга для каждой конкретной компании влияют на результат и баланс. Чтобы привести данные в соответствие с единой учетной политикой холдинга, нужно произвести корректировки в отчетности.
Кроме унификации учетной политики необходимо также единообразие в классификации статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов.
Пример. В обществе «А» группы, занимающемся торговой деятельностью, административные расходы учитываются в составе расходов на продажу, в то время как в обществе «Б», занимающемся производственной деятельностью, указанные расходы учитываются в составе общехозяйственных расходов.
На третьем этапе необходимо составить отчетность каждой компании, входящей в группу, в соответствии с МСФО, потом сформировать консолидированную отчетность, суммируя данные всех компаний, и затем произвести необходимые корректировки.
Существует второй способ консолидации: отчетность компаний группы, составленная по российским стандартам, вначале консолидируется и после этого результат трансформируется согласно международным стандартам. Этот способ наименее затратный, но и менее информативный.
Четвертый этап предусматривает исключение внутригрупповых оборотов. В ходе данного этапа необходимо исключить взаимные операции. Исключается нераспределенная прибыль, полученная компаниями группы, так как группа рассматривается как единое юридическое лицо.
Необходимо произвести сверку дебиторской и кредиторской задолженностей компаний.
В процессе исключения внутригрупповых оборотов следует обратить внимание на переводы денежных средств, которые на дату составления отчетности находились в пути.
Пример. Общество «А» группы оказало обществу «Б» группы транспортные услуги. После того как общество «Б» перечислило деньги в оплату услуг, оно отразило в учете уменьшение кредиторской задолженности. В то время как общество «А» продолжает отражать в своем учете дебиторскую задолженность общества «Б».
Для удобства консолидации учетной политикой может быть установлено, что переводы денежных средств внутри группы могут осуществляться до 20-го числа последнего месяца отчетного периода. Указанное положение необходимо для того, чтобы на дату составления отчетности все находящиеся в пути денежные средства по внутригрупповым расчетам были зачислены на расчетные счета.
На пятом этапе необходимо произвести расчет и внести корректирующие проводки в отношении деловой репутации, доли меньшинства и прибыли группы. Разность между стоимостью финансового вложения головного общества в дочернее и его долей в собственном капитале «дочки» на дату приобретения доли собственности признается нематериальным активом (деловой репутацией). Отрицательный показатель в полной сумме относится на финансовые результаты сводной отчетности.
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.
Что касается положительной деловой репутации, то ее следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую головным обществом в ожидании будущих экономических выгод от приобретаемого дочернего общества.
В консолидированной отчетности величина уставного капитала равна величине уставного капитала головной организации.
Доля меньшинства (доля миноритарных акционеров) в приобретаемом обществе отражается в консолидированной отчетности пропорционально доле меньшинства в чистой справедливой стоимости собственного капитала дочернего общества на дату представления консолидированной финансовой отчетности.
Согласно МСФО/IAS 27 доля меньшинства отражается в разделе баланса «Капитал и резервы» консолидированной отчетности. Статья бухгалтерского баланса «Деловая репутация дочерних обществ» показывается между разделами «Капитал и резервы» и «Долгосрочные пассивы» сводного бухгалтерского баланса.
Величина нераспределенной прибыли в сводной отчетности равна скорректированной величине нераспределенной прибыли головного общества на дату представления отчетности. Сумма нераспределенной прибыли представляется с учетом доли нераспределенной прибыли дочернего общества, относящейся к головному обществу. Часть прибыли после налогообложения, относящаяся к доле меньшинства, отражается также в консолидированном (сводном) отчете о прибылях и убытках.
При расчете доли меньшинства в нераспределенной прибыли следует учитывать изменения отчетного периода эффективной доли владения головной компании в дочернем обществе.
Типичные ошибки
Практика аудиторских проверок показывает, что компании, составляющие отчетность по МСФО, совершают одни и те же ошибки.
Формы отчетности. Финансовая отчетность по МСФО состоит из четырех форм: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств. Также компании обязаны представлять примечания к финансовой отчетности. Некоторые специалисты забывают об этом и ограничиваются двумя формами: бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках. Здесь важно помнить, что МСФО/IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность» допускает как полный, так и «сжатый» формат промежуточной отчетности. При этом «сжатый» подразумевает меньший объем наполнения каждой из форм, а не сокращение их количества.
Учетная политика. Основная ошибка при составлении учетной политики по МСФО – включение в нее положений, противоречащих международным стандартам. Например, некоторые компании включают в учетную политику по МСФО нормы российских ПБУ, противоречащих международным правилам.
Сводная финансовая отчетность должна составляться на основе единой учетной политики. Если дочерняя и материнская компании работают в близких областях экономики, их учетные политики как правило совпадают. МСФО 27 запрещает исключение дочерних компаний из периметра консолидации, если их деятельность отличается от деятельности других компаний группы. Например, если индустриальный холдинг контролирует банк. Консолидация отчетности дочерних обществ и раскрытие информации о различных видах их деятельности обеспечивают пользователей более полной и качественной информацией о финансовом положении холдинга. В то же время дочерние компании должны исключаться из сводной отчетности, если компании были приобретены исключительно для продажи (контроль носит временный характер).
На практике встречаются случаи смешанного использования стандартов US GAAP и МСФО. Например, пересчет активов и обязательств, выраженных в функциональной валюте в валюту представления отчетности, осуществляется по курсу, действовавшему на дату совершения хозяйственной операции, а не по конечному курсу на дату представления консолидированной финансовой отчетности за период, как того требует МСФО/IAS 21 «Влияние изменений валютных курсов».
Учет финансовых вложений в ассоциированные компании. В ряде случаев группа не учитывает изменения в стоимости чистых активов ассоциированной компании, имевшие место с момента приобретения до даты представления сводной отчетности. В данном случае необходимо пересчитывать чистые активы ассоциированной компании и результат указанного пересчета следует отражать в сводном отчете о прибылях и убытках.
О пользе МСФО для российских компаний
Помимо отчетности по российским правилам бухгалтерского учета многие компании составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Прежде всего, это относится к компаниям, ценные бумаги которых котируются на европейских или американских биржах, а также к фирмам, среди учредителей и партнеров которых есть иностранные организации.
В настоящее время отдельные фирмы готовят финансовую отчетность по МСФО, чтобы оценить, как выглядела бы компания в глазах иностранного инвестора. Такие компании в перспективе планируют стать публичными. Составление финансовой отчетности по международным стандартам позволяет им провести сравнение финансового положения компании с финансовым положением конкурентов – иностранных организаций по сопоставимым параметрам. Это косвенно влияет и на принятие управленческих решений, так как компания хочет иметь отчетность, привлекательную для инвестора.
Кроме этого, составление отчетности по МСФО позволяет компаниям выйти на рынок дешевых денег или найти достойного инвестора. В любом случае стоимость бизнеса увеличивается в несколько раз, так как отчетность становится понятной инвестору.
Если говорить о пользе МСФО, нельзя не упомянуть о том, что многие компании ведут управленческий учет, который базируется на принципах МСФО. Единые принципы ведения учета, основанные на международных стандартах, выбираются для всех компаний холдинга. Использование МСФО обеспечивает однозначность трактовки каждой цифры в отчетности, на основании чего можно проводить сравнение финансовых показателей не только по направлениям деятельности внутри холдинга, но и с данными внешних фирм. Результаты сравнения, а также анализа плановых и фактических данных позволяют своевременно принимать адекватные управленческие решения по корректировке действий в целях достижения намеченных целей.
Внедрение МСФО.
Существует два основных метода составления отчетности на основе МСФО.
1 Метод корректировки предшествующих отчетных периодов
Этот метод, как правило, используется привлеченными со стороны профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского законодательства и затем привлеченные специалисты - профессионалы оказывают содействие персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат МСФО. В предусмотренной российским законодательством финансовой отчетности делаются различные корректировки таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартам МСФО.
2 Метод параллельного ведения учета
При применении этого метода, компания отражает каждую операцию на момент ее совершения достаточно подробно таким образом, чтобы учетная система могла предоставлять как информацию в формате, предусмотренном российским законодательством, так и в формате МСФО. Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского учета (учетом одновременно в двух системах).
Применение метода корректировки предыдущих отчетных периодов легче организовать и контролировать, чем метод параллельного ведения учета, потому что от компании и персонала требуются более ограниченные вводные данные. Для осуществления трансформации по этому методу, как правило, будут привлекаться консультанты, из профессиональных фирм так как :
- Пользователи финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО будут, как правило, требовать заключения независимых аудиторов.
- Внешним консультантам требуется меньше времени, потому что у них имеется предыдущий опыт работы с МСФО и проведения трансформации, а круг вопросов четко определен.
- Трансформация - это разовая операция.
Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения большего количества персонала, консультантов и других ресурсов.
Управленческие информационные системы призваны помочь в достижении этих целей. Одним из основных факторов успеха является четкое понимание как проблем, так и экономических выгод от реализации системы. Кроме того, необходимо помнить, что ни одна программа не может сама по себе обеспечить автоматического ввода проводок согласно Международным стандартам финансовой отчетности. Автоматизированная система только помогает в данном процессе. Успешное внедрение системы зависит от творческого союза специалистов финансовой и IT служб.
Прежде чем принято решение о методе перехода к предоставлению финансовой информации в соответствии с МСФО, компании необходимо проработать следующие вопросы:
- Даст ли преимущества составление финансовой информации согласно МСФО?
- Кто будет конечным пользователем финансовой информации, составленной в соответствии с МСФО?
- Какова цель составления финансовой информации в соответствии с МСФО?
- Насколько подробной должна быть информация, составленная в соответствии с МСФО?
- Будет ли необходимо проводить аудиторскую проверку информации, составленной в соответствии с МСФО?
- Когда должно быть принято решения о выборе стратегического подхода?
- Какие имеются ресурсы персонала, внешних консультантов, финансовой и информационной технологической поддержки? и
- Какую и какой степени точности информацию может создавать действующая в настоящее время система?
Ответ на эти вопросы поможет определить является ли необходимой информация, составленная в соответствии с МСФО, и какой из методов является наиболее подходящим для получения такой информации.
Начать дискуссию