Бюджетный учет

Когда контрольное управление проверит

Учреждения распоряжаются полученными по смете средствами в определенных рамках и в установленном порядке. Насколько четко они соблюдают целевой расход средств, могут проверить. Контролирующую функцию в данном случае выполняют как федеральные, так и территориальные контрольно-ревизионные органы. Заметим, что в марте вступили в силу новые правила проведения финансового контроля.

Учреждения распоряжаются полученными по смете средствами в определенных рамках и в установленном порядке. Насколько четко они соблюдают целевой расход средств, могут проверить. Контролирующую функцию в данном случае выполняют как федеральные, так и территориальные контрольно-ревизионные органы. Заметим, что в марте вступили в силу новые правила проведения финансового контроля.

Контролирующие органы утверждают на разных уровнях
Соответствующие полномочия о проверках целевого расходования средств возложены на уполномоченные органы бюджетным законодательством.
Согласно статье 268 Бюджетного кодекса РФ, органом государственного финансового контроля на федеральном уровне является Росфиннадзор (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).
Министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) для ведомственного контроля создают свои контрольно-ревизионные органы (КРО).
Аналогично субъекты РФ, муниципальные образования также могут создавать свои органы государственного и муниципального контроля.

На каком основании учреждения проверяют
Полномочия Росфиннадзора определены Бюджетным кодексом РФ, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278). Деятельность территориальных управлений Росфиннадзора в субъектах РФ регулирует Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (утверждено приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 89н). Дейст-вия и полномочия остальных КРО определяет орган (ведомст-во), который их создал.
Кроме того, с марта текущего года проверяющим следует руководствоваться и Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового конт-роля (утверждено приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н).

Правила проведения контрольных мероприятий
Особенности проведения Росфиннадзором ревизий, проверок и других контрольных мероприятий определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н.
Дополнительно аналогичные положения и инструкции могут разрабатываться ведомствами, субъектами РФ, муниципальными образованиями.

Что и кто может стать объектом контроля
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Росфиннадзор контролирует использование средств федерального бюджета (включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов).
Территориальные КРО контролируют расходование средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
То есть Росфиннадзор и его территориальные управления, региональные и местные контролирующие органы имеют право проверять, в частности, учреждения:
- получающие средства федерального бюджета;
- использующие материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности;
- получающие финансовую помощь из федерального бюджета, гарантии Правительства РФ, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции.

Должны ли о ревизии предупредить?
В нормативных документах, регулирующих деятельность Росфиннадзора, не предусмотрено предварительное оповещение ревизуемого учреждения о предстоящей ревизии (проверке). Ведь проведение отдельных контрольных мероприятий требует внезапности (например, проведение инвентаризации). В этом случае, если в учреждении имеются нарушения, связанные с сохранностью денег, имущества, в составлении бухгалтерских документов, предварительное уведомление может привести к возможности сокрытия этих нарушений.
Если, по мнению представителей контрольного органа, такой опасности нет, руководство ревизуемого учреждения может быть извещено о проверке заранее. Это даст время подготовиться к встрече контролеров: выделить помещение для работы ревизоров, обеспечить их оргтехникой и иным оборудованием, подобрать и сгруппировать соответствующие документы, обеспечить наличие необходимых специалистов и т. п.
В законодательных и нормативных документах, принимаемых субъектами РФ, муниципальными образованиями, могут устанавливаться требования по предварительному уведомлению учреждений. Но эти требования распространяются только на региональные или муниципальные органы финансового контроля.

На каждом уровне бюджета соответствующие контролеры
Не каждый проверяющий вправе контролировать то или иное учреждение. Кто будет проверять определенное учреждение — это зависит от уровня бюджета, из которого оно финансируется.
Так, органы Росфиннадзора имеют право проверять практически полностью деятельность федеральных учреждений. Причем как основную деятельность, которая финансируется из федерального бюджета, так и внебюджетную (приносящую доход) деятельность учреждения. Ведь доходы от платных услуг, оказываемых федеральными учреждениями, включаются в федеральный бюджет в размере 100 процентов (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).
Если же федеральное учреждение для осуществления своей деятельности кроме средств федерального бюджета получает также финансирование из регионального или местного бюджета, то орган Росфиннадзора имеет право их проверять. Основание — пункт 5.14.1 Положения № 278 (поскольку названное право указано без ограничения уровней бюджетного финансирования).
Ревизии (проверки), проводимые органами Росфиннадзора, в отношении учреждений регионального или муниципального подчинения должны носить ограниченный характер и затрагивать вопросы использования средств федерального бюджета. Проверить использование средств и имущества региональных и местных бюджетов ревизоры Росфиннадзора не могут.
Органы Росфиннадзора независимо от уровня подчинения, формы собственности хозяйствующих субъектов имеют право проводить в них встречные проверки расчетов с ревизуемыми учреждениями.
Ведомственные контрольно-ревизионные органы имеют право проводить ревизии (проверки) подведомственных их создателю учреждений. Круг их полномочий ограничивается (помимо законов) ведомственными нормативно-распорядительными актами.
КРО регионального и местного подчинения также ограничены в своих полномочиях рамками своего уровня управления. Так, контрольно-ревизионный орган субъекта РФ не имеет права самостоятельно проверять средства федерального бюджета (только по согласованию с федеральными органами).
В отношении проверок муниципальных учреждений, находящихся на территории субъекта РФ, полномочия контрольно-ревизионного органа субъекта РФ определяются законодательными и нормативными актами субъекта РФ.

Учреждения не могут запретить их проверить
У них нет на то оснований. Дело в том, что ревизии (проверки), проводимые органами Росфиннадзора, не могут ограничиваться соображениями защиты коммерческой или государственной тайны в тех случаях, когда осуществляется контроль за использованием средств бюджета. Причем включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных и иных субсидий.


Какие участки учета проверят
Росфиннадзор, его территориальные органы, региональные и местные контрольно-ревизионные органы проверяют:
— денежные документы;
— регистры бухгалтерского учета;
— отчеты, планы, сметы и иные документы;
— фактическое наличие, сохранность и правильность использования материальных ценностей.
Кроме того, они контролируют использование (целевое расходование) средств бюджета.
В ходе ревизии могут проверить также полноту, своевременность и правильность отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности.
В целях реализации контрольных действий ревизоры могут проверять соответствие:
— кассового расхода сметам, лимитам бюджетных обязательств, принятым бюджетным обязательствам (операции по распределению и использованию средств соответствующего бюджета — санкционированию расходов);
— содержания хозяйственных операций, осуществляемых учреждением, кодам бюджетной классификации РФ.
Обратите внимание на следующий момент. При наличии у объекта контроля (учреждения) подразделения внутреннего финансового аудита и контроля изучению подлежит также исполнение таким подразделением возложенных на него функ-ций. Основание — пункт 42 Положения № 146н.
Контролеры вправе получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок. А также могут запросить заверенные копии документов, необходимых для проведения конт-рольных и надзорных мероприятий (п. 5.14.1 Положения № 278, п. 5.14.1 Положения № 89н).
Если какие-либо регистры бухгалтерского учета ведутся только в электронном виде, то по запросу ревизора интересующие документы должны быть распечатаны в бумажном виде и подписаны лицами, ответственными за их подготовку и проверку.

Начать дискуссию