Из этой статьи Вы узнаете:
Когда не допускается перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную?
Какая реализация не облагается НДС?
Как решена проблема с налогообложением подарков?
ПБУ 1/2008
С 01.01.2009 вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Данный документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
В ПБУ 1/2008 в основном сохранены нормы ПБУ 1/98, но есть некоторые изменения и дополнения.
1. С 1 января 2009 г. в соответствии с ПБУ 1/2008 налогоплательщикам предоставлена возможность при формировании учетной политики в случае самостоятельной разработки способа ведения учета, отсутствующего в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, исходить не только из положений по бухгалтерскому учету, но и из международных стандартов финансовой отчетности.
2. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).
3. Изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, но и в течение года, если это обусловливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008).
ПБУ 2/2008
С 1 января 2009 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда», которое устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков (далее — организации) в договорах строительного подряда (далее — договор), длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 1 Положения).
Настоящее Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 2 Положения).
Отметим основные моменты нового Положения.
1. ПБУ 2/2008 в отличие от прежнего (ПБУ 2/94) распространяется только на организации, которые в договорах строительного подряда (далее — договор) выступают в качестве подрядчиков (субподрядчиков), и не распространяется на застройщиков (п. 1 ПБУ 2/2008). Кроме того, новое Положение распространяется только на долгосрочные договоры строительного подряда, длительность которых составляет более одного отчетного года, или договоры, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
2. С 1 января 2008 г. бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору (п. 3 ПБУ 2/2008). Ранее объектом бухгалтерского учета были затраты по объекту строительства, производимые по одному проекту или договору на строительство или по нескольким договорам (п. 3 ПБУ 2/94).
В случае, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий:
а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы (п. 4 ПБУ 2/2008).
3. Изменены способы определения цены договора. Положением (п. 19 ПБУ 2/2008) предусмотрено три способа определения цены:
1) твердая цена за выполнение всей обусловленной договором работы;
2) цена, определяемая исходя из фиксированной в договоре расценки за каждую единицу выполняемой работы (конструкции, вида работ и др.);
3) смешанный порядок определения цены. Правила настоящего пункта применяются в случае, когда договор предусматривает смешанный порядок определения цены подлежащих выполнению работ (например, как в договоре, предусматривающем возмещение заказчиком всех расходов, понесенных организацией в связи с выполнением предусмотренных договором работ, а также уплату процента от этих расходов, одновременно с согласованной максимальной ценой подлежащей выполнению работы).
4. Изменен порядок признания доходов и расходов (раздел 3 ПБУ 2/2008). Новым ПБУ, в отличие от ранее действовавшего, предусмотрены случаи и условия, при которых происходит корректировка цены договора. Начиная с отчетности за 2009 г. выручка по строительному договору должна включать в себя не только выручку, согласованную в договоре, но и суммы отклонений, претензий, поощрительных платежей, если их сумма может быть достоверно определена.
5. Изменен способ признания выручки. Ранее налогоплательщики могли определять финансовый результат двумя способами:
1) по отдельно выполненным работам;
2) по объекту строительства.
С 1 января 2009 г. установлен только один способ признания выручки — «по мере готовности». В соответствии с п. 17 ПБУ 2/2008 выручка по договору и расходы по договору признаются способом «по мере готовности», если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен.
Способ «по мере готовности» предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).
6. Введено понятие ожидаемого убытка, признаваемого в учете расходами от обычного вида деятельности отчетного периода (абз. 3 п. 23 ПБУ 2/2008).
ПБУ 15/2008
С 1 января 2009 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (вместо ПБУ 15/01). Его действие распространяется также на беспроцентные и государственные займы. Расскажем об основных изменениях данного стандарта бухгалтерского учета.
Основные изменения данного стандарта бухгалтерского учета следующие.
1. Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.
2. ПБУ 15/2008 не допускает перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, если до возврата основной суммы долга остается не более 365 дней.
3. ПБУ 15/2008 не требует перевода срочной задолженности в просроченную, не нужно специально выявлять просроченные задолженности (п. п. 5, 6 ПБУ 15/01).
4. Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита) (п. 8 ПБУ 15/2008).
5. Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения (п. 8 ПБУ 15/2008).
6. Дополнительные расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора) (п. 8 ПБУ 15/2008).
7. Проценты по причитающемуся к оплате векселю организацией-векселедателем отражаются обособленно от вексельной суммы как кредиторская задолженность.
Начисленные проценты на вексельную сумму отражаются организацией-векселедателем в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления, или равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств.
8. Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).
9. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
1) о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам);
2) о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов;
3) о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы;
4) о величине, видах, сроках погашения выданных векселей, выпущенных и проданных облигаций;
5) о сроках погашения займов (кредитов);
6) о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива;
7) о суммах включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива (п. 17 ПБУ 15/2008).
ПБУ 21/2008
С 01.01.2009 к изменениям в оценочных значениях НМА применяется Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее – организации), информации об изменениях оценочных значений.
Налог на добавленную стоимость
Изменился порядок уплаты налога на добавленную стоимость.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменения в ст. 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 13.10.2008 № 172-ФЗ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Другими словами, теперь у налогоплательщика появилась возможность оплатить налог в рассрочку. Например, сумму НДС, исчисленную за IV квартал 2008 г., которую по прежней редакции Кодекса нужно было полностью перечислить в бюджет до 20 января 2009 г., теперь можно заплатить частями, переводя в бюджет по одной трети налога в сроки до 20 января, до 20 февраля и до 22 марта 2009 г.
Напомним, что налоговый период по НДС для всех налогоплательщиков по-прежнему равняется кварталу (с 2008 г.), изменений не произошло.
Кроме того, настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (с 14 октября 2008 г.), следовательно, данное нововведение распространяется на отношения по уплате налога за налоговые периоды начиная уже с третьего квартала 2008 г.
Федеральная налоговая служба РФ разъяснила, что сумму налога, начисленную по итогам налогового периода, для уплаты следует разбить на три равные части. Если сумма на три равные части не делится, то две меньшие суммы подлежат уплате в первом и втором месяце следующего за истекшим налоговым периодом, а большая – в третьем. Не будет считаться нарушением перечисление суммы платежа больше одной трети общего размера налога. А вот если по первому сроку уплаты будет перечислен налог в размере меньшем, чем треть от суммы НДС за истекший квартал (или не перечислен вообще), у налогоплательщика возникнет недоимка со всеми вытекающими последствиями.
Основание: Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 13.10.2008 № 172-ФЗ
НДС с авансов
С 1 января 2009 г. продавец, получив аванс, обязан в течение пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру на данную сумму, не дожидаясь отгрузки товара.
Пункт 1 ст. 168 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:
«В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса».
Другими словами, величину налога следует вычислять расчетным методом. Например, если товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 18 процентов, тогда сумма предварительной оплаты, полученная под эти товары, будет облагаться налогом по ставке 18/118. Если оплата получена в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, платить налог не нужно.
Также в новой редакции п. 3 ст. 168 НК РФ говорится, что «При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».
Требования к заполнению счета-фактуры определены вновь введенным п. 5.1 ст. 169 НК РФ:
«В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) номер платежно-расчетного документа;
4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
6) налоговая ставка;
7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок».
Новые правила вступили в действие с 1 января 2009 года и распространяются только на авансы, полученные после 31 декабря 2008 г.
Для получения вычета по НДС кроме счета-фактуры покупатель должен иметь документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
На основании подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в установленном порядке, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты.
Основание: Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Неденежные способы расчетов (товарообменные операции, зачет взаимных требований, оплата ценными бумагами.
С 1 января 2009 г. утратил силу абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, в соответствии с которым покупатель (при неденежных расчетах) должен был перечислять продавцу НДС деньгами, оформляя этот платеж отдельным платежным поручением.
Отменен п. 2 ст. 172 НК РФ, в соответствии с которымналогоплательщик, рассчитываясь за товары (работы, услуги) собственным имуществом, в том числе векселями третьих лиц, мог принять к вычету только те суммы НДС, которые уплатил непосредственно деньгами.
Особые условия применения данных новшеств оговорены в п. 12 ст. 9 Федерального закона № 224-ФЗ:
«При осуществлении с 1 января 2009 г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав». Таким образом, если товары (работы, услуги, имущественные права) были приняты к учету до 31 декабря 2008 г., то вычет производится по старым правилам, т.е. НДС надо уплатить отдельным платежным поручением.
Основание: Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Не подлежат налогообложению НДС лом и цветные металлы.
С 1 января 2009 г. не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость лом и отходы не только цветных, как в 2008 г., но и черных металлов.
Обратите внимание! Новый порядок отнесения налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, относится к той реализации, которая произошла после 31 декабря 2008 г., если лом был поставлен покупателю 31 декабря 2008 г., эта реализация облагается НДС.
В соответствии с п. 8 ст. 149 НК РФ налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
Основание: Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Освобождены от налогообложения лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы.
Не подлежат налогообложению НДС товары, работы и услуги, производимые и реализуемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Соответствующая поправка в пп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2009 г.
Основание: Федеральный закон от 24.11.2008 № 209-ФЗ.
Строительство хозяйственным способом.
С 1 января 2009 г. налогоплательщики могут принимать к вычету НДС с фактических расходов по строительству объекта хозяйственным способом в том же налоговом периоде, когда он начислен к уплате. Напомним, что до 1 января 2009 г. входной НДС принимался к вычету по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного со строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления, то есть в периоде, идущем за тем налоговым периодом, по итогам которого рассчитывался НДС, перечисляемый в бюджет.
Обратите внимание, новый порядок принятия к вычету не распространяется на те суммы НДС, которые исчислены, но не приняты к вычету до 1 января 2009 г. Эти суммы нужно будет заявлять к вычету по старым правилам (по мере уплаты начисленного НДС в бюджет). Об этом сказано в п. 13 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ:
«Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Федерального закона».
Основание: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.
Стандартные вычеты
Документ: Федеральный закон от 22.07.2008 № 121-ФЗ «О внесении изменений в ст. 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
1. С 1 января 2009 г. увеличен предельный размер дохода, при котором налогоплательщики имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода с 20 000 руб. до 40 000 руб. Доход по-прежнему исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящей законодательной нормой, не применяется.
2. С 1 января 2009 г. в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 218 налоговый вычет в размере 1 000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на:
1) каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
2) каждого ребенка налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется.
С 1 января 2009 г. стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю.
Минфин дал многочисленные разъяснения о порядке применения данной нормы:
1) понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти) (Письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374);
2) предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак (Письмо Минфина России от 19.01.2009 № 03-04-05-01/14);
3) стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется на основании документов, подтверждающих право на указанный налоговый вычет. Такими документами, в частности, могут быть: свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о смерти родителя, выписка из решения суда о признании родителя безвестно отсутствующим (Письмо Минфина России от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399);
4) в Письме от 25.11.2008 № 03-04-05-01/443 Минфин РФ предупредил, что случаи, когда брак между родителями расторгнут или ребенок рождается у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, не подпадают под действие абз. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона № 121-ФЗ;
5) если налогоплательщик имеет право на получение двойного вычета по двум основаниям (например, ребенок-инвалид находится на обеспечении одинокого родителя), общий вычет предоставляется в четырехкратном размере (Письма Минфина России от 17.03.2005 № 03-05-01-03/20, от 04.04.2005 № 03-05-01-04/83, ФНС России от 08.08.2008 № 3-5-04/380@).
Размер вычета ограничен
В соответствии с п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета:
1) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 ст. 219 НК РФ (не более 120 000 рублей в налоговом периоде в совокупности по всем социальным вычетам, при наличии у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В этом случае налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета;
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) (Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.04.2008 № 55-ФЗ).
Другими словами, при определении предельного размера налогового вычета в 120 000 руб. в него не включаются расходы на обучение детей и на дорогостоящее лечение (п. 2 ст. 219 НК РФ).
Имущественный налоговый вычет
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Федеральным законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 г. с 1 января 2009 г. увеличен размер имущественного налогового вычета с 1 000 000 руб. до 2 000 000 руб.
Порядок предоставления вычета не изменился, имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. В бухгалтерию налогоплательщик предоставляет заявление на получение данного вычета и уведомление налоговой инспекции.
За один календарный год сумму положенного вычета работник может полностью не использовать, в этом случае согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ остаток вычета переносится на следующие налоговые периоды до полного его использования.
Расходы по уплате процентов по займам на приобретение жилья
С 1 января 2009 г. не облагаются суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 40 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ).
Обратите внимание: в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ положения п. 40 ст. 217 применяются до 1 января 2012 г.
Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и государственная поддержка формирования пенсионных накоплений
Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон о дополнительных взносах) принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
С 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом № 55-ФЗ освобождаются от налогообложения налогом на доходы с физических лиц следующие виды доходов:
1) взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (п. 38 ст. 217 НК РФ);
2) взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем (п. 39 ст. 217 НК РФ).
Снова о подарках
В 2008 г. в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие облагаемые доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны были самостоятельно (без участия налогового агента) уплачивать налог. Получив подарок, налогоплательщик должен был подать налоговую декларацию и уплатить налог. Разобрались в этом налогоплательщики не сразу, пострадали некоторые видные политические деятели, которых обвинили в сокрытии доходов. Совершенно очевидно, что такая формулировка законодательной нормы была следствием недоработки законодателей.
Кроме того, подарки вручаются не только в связи с радостными событиями. К сожалению, не удается избежать ситуаций, когда подарки, в частности цветы и венки, приобретаются для участия в траурных церемониях. Минфин России в письме от 09.02.2007 № 03-04-06-01/31) по данной ситуации высказался следующим образом:
«В случае приобретения цветов для участия в траурных мероприятиях налоговых правоотношений по уплате налога на доходы физических лиц не возникает по причине отсутствия налогоплательщика».
С 1 января 2009 г. данная проблема устранена, в соответствии с Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ налог самостоятельно уплачивают только физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением необлагаемых доходов, перечисленных в п. 18.1 ст. 217 НК РФ.
Налог на прибыль
С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, снизилась с 2,5 до 2%, а региональная ставка налога, соответственно, повысилась с 17,5 до 18%.
Основание: В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Уточнен порядок представления уведомлений об оплате налога на прибыль через одно обособленное подразделение.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Основание: абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 № 216-ФЗ, от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
Основание: абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
Уплата налога осуществляется в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.
Основание: абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
Расходы на НИОКР
С 1 января 2009 г. при исчислении налога на прибыль расходы организации на определенные исследования и разработки включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Указанный Перечень НИОКР утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ).
Эти меры направлены на стимулирование инновационной деятельности в РФ.
Основание: Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении Перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 2 ст. 262 части второй Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».
Суточные
С 1 января 2009 г. суточные и полевое довольствие учитываются в составе командировочных расходов без каких-либо ограничений их размера (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Необходимо отметить, что для целей НДФЛ нормирование суточных сохранено (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. – за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Основание: Федеральный закон № 158-ФЗ от 22.07.2008 г.
Выплаты членам совета директоров
На практике довольно длительное время возникали споры налогоплательщиков с налоговыми органами по признанию в расходах выплат в пользу членов совета директоров.
Теперь в статью 270 НК РФ введен новый п. 48.8, в соответствии с которым с 2009 г. к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
Основание: Федеральный закон № 158-ФЗ от 22.07.2008 г.
Доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах определяется исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с новой редакцией пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, если заем (кредит) выдан в рублях, налоговая база по материальной выгоде определяется как превышение суммы процентов, рассчитанной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, применяющейся на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
Расходы на обучение
Основание: Федеральный закон № 158-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
Налог на прибыль
До 2009 г. расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, для целей налогообложения не принимались (п. 3 ст. 264 НК РФ).
С 1 января 2009 г. изменен порядок налогообложения платежей за обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональной подготовке и переподготовке работников.
Теперь при исчислении налога на прибыль могут быть учтены не только затраты на профессиональную подготовку и переподготовку работников, но и на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Напомним, что условия включения в расходы затрат на обучение регламентированы п. 3 ст. 264 НК РФ.
НДФЛ
С 1 января 2009 г. перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, дополнен платежами за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам. До 1 января 2009 г. данная льгота распространялась только на детей-сирот в возрасте до 24 лет (п. 21 ст. 217 НК РФ в предыдущей редакции). Если же работник за счет средств работодателя получал высшее или среднее специальное образование, то стоимость такого обучения подлежала обложению НДФЛ на общих основаниях.
С 01.01.2009 г. не подлежит налогообложению стоимость оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ оплата (полностью или частично) обучения в интересах налогоплательщика за него организациями или индивидуальными предпринимателями относится к доходам, полученным в натуральной форме, соответственно, подлежит обложению НДФЛ. Поэтому вновь введенные нормы применяются только в случаях, когда обучение производится по инициативе и в интересах лица, его оплатившего (как правило, работодателя).
Затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
С 1 января 2009 г. к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
Изменен порядок начисления амортизации.
Как и до 2009 г., в силу п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой:
1) линейный метод;
2) нелинейный метод.
Однако с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральными законами № 224-ФЗ и № 158-ФЗ порядок начисления амортизации значительно изменился.
Основные изменения порядка начисления амортизации следующие.
1. С 1 января 2009 г. нельзя применять разные методы начисления амортизации по отдельным объектам. Налогоплательщики должны выбрать единый метод начисления амортизации в отношении всех объектов, который будет применяться в соответствии с абз. 4, 5 п. 1 ст. 259 НК РФ ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. То есть эта норма применяется и для тех основных средств, которые были приобретены и введены в эксплуатацию до 1 января 2009 г.
Обратите внимание: Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.
В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (п. 3 ст. 259 НК РФ).
2. В срок до 1 января 2009 г. налогоплательщики в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 158-ФЗ обязаны установить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будет ими применяться с 1 января 2009 г.
3. Налогоплательщики имеют право перейти с одного метода начисления амортизации на другой (с нелинейного метода на линейный), но не чаще одного раза в пять лет.
4. Изменение метода начисления амортизации допускается только с начала очередного налогового периода (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ).
5. Изменен порядок начисления амортизации нелинейным методом (ст. 259.2 НК РФ).
Изменения порядка амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам
Организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 руб. и 800 000 руб., с 1 января 2009 г. указанный коэффициент не применяют (ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ). С 1 января 2009 г. стоимость дорогих легковых машин и микроавтобусов фирмы будут списывать в два раза быстрее.
Однако с учетом того, что норма амортизации определяется на дату ввода объекта амортизируемого имущества в эксплуатацию и не может быть изменена в течение всего срока амортизации такого объекта, данная норма распространяется только на легковые автомобили и микроавтобусы, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2009 г.
С 1 января 2009 г. меняется прядок применения коэффициента ускоренной амортизации в отношении объектов основных средств, являющихся предметом лизинга.
Минфин РФ дал свои разъяснения в Письме от 04.12.2008 № 03-03-06/1/671:
«Согласно п. 2 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, у которых основные средства учитываются в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).
Специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой – третьей амортизационным группам.
В соответствии с п. 3 ст. 259.3 Кодекса налогоплательщики, применяющие с 1 января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации и передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом лизинга, в соответствии с договорами, заключенными участниками лизинговой сделки до введения в действие гл. 25 Кодекса (т.е. до 1 января 2002 г.), выделяют такое имущество в отдельную подгруппу в составе соответствующих амортизационных групп. Амортизация этого имущества начисляется по объектам амортизируемого имущества в соответствии с методом и нормами, которые существовали на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» налогоплательщики налога на прибыль организаций в срок до 1 января 2009 г. определяют в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будет применяться ими с 1 января 2009 г.
Таким образом, начиная с 1 января 2009 г. налогоплательщики, которые согласно договору лизинга начисляют амортизацию по объектам лизинга, вправе применять к таким объектам нелинейный метод амортизации с одновременным применением повышающего коэффициента 3. Это положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой – третьей амортизационным группам.
Указанные положения не относятся к объектам, переданным в лизинг по договорам лизинга, заключенным до 1 января 2002 г.»
Единый социальный налог
Дополнения, внесенные в ст. 238 НК «Суммы, не подлежащие налогообложению».
С 1 января 2009 г. не подлежат налогообложению:
1) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя (п. 7.1 ст. 238 НК РФ).
Основание: Федеральный закон от 30.04.2008 № 55-ФЗ;
2) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ;
3) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 17 ст. 238 НК РФ).
Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
Начать дискуссию