Налоговые проверки

Горячая линия: Налоговые проверки

На наши с вами вопросы отвечает Сергей Тараканов (ФНС России)

На наши с вами вопросы отвечает Сергей Тараканов (ФНС России)

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, заместитель начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия Контрольного управления ФНС России.

При открытии нового головного офиса лучше изменить учредительные документы

– Мы сняли новый офис и склад. Старый офис фактически не используется, но по его местоположению у нас зарегистрирован юридический адрес. Аренда там заканчивается через два месяца. Что нам лучше сделать: поменять юридический адрес или открыть обособленное подразделение по фактическому адресу?

– Лучше привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством. То есть изменить юридический адрес на тот, по которому фактически располагается исполнительный орган компании.

– Но новый арендодатель не дает согласия на предоставление юридического адреса.

– Согласия арендодателя на это получать не нужно. Ни в гражданском законодательстве, ни в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц таких требований не содержится.

При «встречке» могут затребовать любые документы, которые касаются проверяемого

– Налоговая инспекция проводит камеральную проверку нашего покупателя. По этому поводу требует от нас огромный пакет документов в рамках встречной проверки. Помимо бумаг, касающихся взаимоотношений с контрагентом, хотят видеть наши книги покупок, главную книгу, копии документов с нашими поставщиками. Правы ли мы, если представим в инспекцию только документы, показывающие взаимоотношения с проверяемым контрагентом?

– Нет, не правы. Документы по вашим поставщикам проверяющие запрашивают, в частности, для того, чтобы установить цепочку предшествующих договорных связей, например при транзитной поставке товара выявляют реальность изготовителей продукции. Следующее звено в цепочке после вас инспектор может выявить только по товарным документам от ваших же поставщиков. Далее уже налоговые инспекторы на основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса могут истребовать документы не только у вас, но и у любых других лиц, которые располагают информацией о проверяемой компании.

– Мы как раз и являемся производителем. Производство у нас довольно сложное. Например, на изготовление товара, который мы продали проверяемому покупателю, расходуется до сорока наименований материалов. Эти материалы мы закупаем у разных поставщиков. Причем даже одно и то же наименование материала может быть закуплено у разных контрагентов. И как нам теперь поступить? Мы физически не можем вычислить, от какого поставщика поступил материал, из которого в итоге изготовлен конк­ретный проданный проверяемому покупателю товар.

– Вы можете представить имеющиеся у вас копии приходных документов ваших поставщиков и приложить к ним пояснения о том, что законодательство о налогах и сборах не обязывает при представлении копий документов определять, из какой конкретно партии товара изготовлена ваша продукция.

Пени по просроченным налогам начислять нельзя

– У нас сложилась какая-то абсурдная ситуация: нам налоговая инспекция продолжает начислять пени по задолженности по ЕСН за 2001–2004 годы. Но ведь срок для взыскания этого налога уже истек, разве могут быть по нему начислены пени?

– Не могут. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. С момента, когда истек срок взыскания задолженности по налогу, пени не начисляются.

– А официальные разъяснения чиновников об этом были?

– Нет. Но такой вывод содержится в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 06.11.07 № 8241/07. Поэтому есть возможность обжаловать требование об уплате пеней в налоговое управление или в суд.

Списать давнюю задолженность по налогам пока не получится

– Несколько лет назад у нас образовалась задолженность по налогу с продаж. Сумма небольшая. Вправе ли инспекторы требовать от нас погашения этого долга?

– Нет, ведь налог с продаж отменен с 1 января 2004 года. Все сроки для взыскания недоимки по этому налогу, предусмотренные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса, истекли. Даже обратиться в суд с иском о взыскании недоимки налоговики не смогут, если, конечно, не докажут, что сроки пропустили по уважительной причине.

– А чем они это могут доказать?

– Например, тем, что взыскание было невозможно из-за обеспечительных мер, принятых арбитражным судом по ходатайству налогоплательщика, либо когда компания скрывала денежные средства и имущество от взыскания. То есть причины пропуска должны быть объективными. Болезнь налогового инспектора, его низкая квалификация и тому подобные обстоятельства суд вряд ли признает уважительными.

– Но эта задолженность так и будет числиться у нас в карточке расчетов с бюджетом?

– Инспекции не могут по собственному усмотрению признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию и списывать ее в порядке статьи 59 Налогового кодекса. По постановлению Правительства РФ от 12.02.01 № 100, изданному на основании пункта 1 статьи 59 НК РФ, налоговыми органами списывается только недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также по взносам в государственные внебюд­жетные фонды, которая числилась за компа­ниями по состоя­нию на 1 января 2001 года. Поэтому суммы недоимки, в отношении которых возможность взыскания утрачена, будут числиться в карточке налогоплательщика.

– Но ведь это ухудшает положение компании, справки об отсутствии задолженности по налогам требуют банки и некоторые поставщики.

– Такой учет сам по себе не может нарушить права налогоплательщика, так как просроченные ко взысканию суммы инспекторы не вправе взыскивать и погашать иным образом, например зачетом при поступлении текущих платежей. То есть эти суммы не влияют на сальдо задолженности по налогам.

Вопрос от редакции «УНП»

Михаил Наринов, эксперт «УНП»

– Нередко налоговики не знакомят налогоплательщика с решением о проведении проверки, но ее начинают и документы истребуют. Также инспекторы не знакомят с решением о продлении либо приостановлении проверки, ссылаясь на то, что Налоговый кодекс не содержит сроков ознакомления налогоплательщиков с этими актами. Мол, проверим, а там скопом со всеми документами и ознакомим. Насколько законна такая позиция сотрудников налогового органа?

– Действительно, конкретные сроки, в которые сотрудники ИФНС должны ознакомить проверяемых лиц с решением о проведении выездной налоговой проверки, ее продлении или приостановлении, в налоговом законодательстве не предусмотрены. Но действия инспекторов нельзя считать законными. Ведь согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса, налогоплательщик имеет право получать копии принятых в его отношении решений.

– Что можно предпринять в данной ситуации?

– Лучше всего сделать запрос в письменной форме в налоговую инспекцию с требованием представить копии соответствующих решений. В случае отказа его можно обжаловать в вышестоящее управление или обратиться в суд. Отмечу, что на основании пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса компания вправе вообще не впускать на свою территорию инспекторов без решения о назначении выездной проверки.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию