Учет займов и кредитов

Об учете расходов, связанных с обслуживанием кредитной линии банком

Работа с кредитными организациями – это часть повседневной жизни любой фирмы. Она оплачивает банку услуги по списанию и зачислению средств с расчетного счета, выдаче наличных денег, инкассации и т. д. А если берет взаймы – появляются расходы по открытию кредитных линий. Плата за такие банковские услуги – обычная статья расходов организации. Однако их учет не так прост, как кажется на первый взгляд. В опубликованном письме МНС России разъясняет основные моменты учета затрат предприятия на открытие кредитной линии.

Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 13.09.2004 № 02-5-11/158 ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫХ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ БАНКОМ

Журнал «Нормативные акты для бухгалтера» №20 - 2004г.
Эксперт “НА” А.Ю. Зуева

Департамент налогообложения прибыли сообщает следующее.

Кредитная линия – это юридически оформленное обязательство банка (или подобного учреждения) перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправдано.

Каких-либо ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками, для учета в целях налогообложения не предусмотрено.

Соответственно плата за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии относится на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса такие расходы должны признаваться в составе текущих расходов равномерно в течение срока, предусмотренного сделкой по открытию кредитной линии.

Обращаем внимание, что указанное не относится к ситуациям, когда, согласно условиям договора, за открытие кредитной линии по договоренности сторон увеличивается размер платы за пользование заемными средствами или если плата за открытие кредитной линии установлена в процентах от общей суммы непогашенных кредитов, полученных организацией в рамках кредитной линии. В этом случае необходимо пользоваться положениями статьи 269 Кодекса.

Руководитель департамента налогообложения прибыли Министерства РФ по налогам и сборам К.И. Оганян


Комментарий

Работа с кредитными организациями – это часть повседневной жизни любой фирмы. Она оплачивает банку услуги по списанию и зачислению средств с расчетного счета, выдаче наличных денег, инкассации и т. д. А если берет взаймы – появляются расходы по открытию кредитных линий. Плата за такие банковские услуги – обычная статья расходов организации. Однако их учет не так прост, как кажется на первый взгляд. В опубликованном письме МНС России разъясняет основные моменты учета затрат предприятия на открытие кредитной линии.

Открываем кредитную линию

Фирма-заемщик, открыв в банке кредитную линию, может одолжить установленную лимитированную сумму. Причем на определенный период. Организация вправе брать деньги лишь частями от оговоренной суммы, то есть по мере надобности. Например, для уплаты налогов или для расчетов с контрагентами.

Процедуры оформления кредитной линии в банке и получения кредита практически совпадают. Компания подает заявку на открытие линии, приложив к ней пакет учредительных и финансовых документов. Банк оценивает кредитоспособность потенциального заемщика, обращая внимание на финансовое состояние клиента, его кредитную историю и т. п. После одобрения заявки стороны заключают договор. В нем должно быть предусмотрено все: от предмета соглашения до ответственности сторон. Бухгалтера же интересует раздел “условия кредитования”. Именно в нем указывается стоимость, срок, форма и график оплаты услуги банка за открытие кредитной линии.

Обратите внимание: оплатой за пользование деньгами, как и при обычном кредите, являются проценты. Но начисляют их не на весь лимит, указанный в договоре, а лишь на те суммы, которые фирма фактически использовала. Кроме того, банк может брать с клиента еще и дополнительную плату, например, за саму возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии.

Трудности учета

Зачастую на практике для многих бухгалтеров классифицировать затраты на оплату банковских услуг оказывается серьезной проблемой. Это связано с тем, что бухгалтерский и налоговый учет этих расходов различаются.

В бухгалтерском учете проценты, начисленные на часть лимита кредитной линии, нужно отражать так же, как и проценты по обычным кредитам. То есть по правилам, прописанным в Положении по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ 15/01):

  • проценты, которые начислены на суммы, использованные для предварительной оплаты материально-производственных запасов (МПЗ), сначала относят в дебет счета 60 субсчет “Авансы выданные”, а затем включают в покупную стоимость (п. 15 ПБУ 15/01);
  • проценты, которые начислены на суммы, использованные для покупки или строительства основных средств, включают в его первоначальную стоимость и погашают через амортизацию. Обратите внимание: если на имущество амортизация не начисляется, проценты нужно относить на текущие расходы (п. 23 ПБУ 15/01);
  • во всех остальных случаях проценты списывают на операционные расходы и отражают на счете 91 “Прочие доходы и расходы” (п. 14 ПБУ 15/01).

По нормам Налогового кодекса стоимость услуг банка может быть отнесена как к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). На это же указывает пункт 13 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса (утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729).

Обратите внимание: в Налоговом кодексе не сказано, стоимость каких именно банковских услуг имеется в виду. Следовательно, плату за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии можно смело относить на расходы в целях налога на прибыль. Эту позицию подтверждают и авторы комментируемого письма.

Однако стоимость такой “кредитной” услуги не сразу можно включить в состав расходов организации. Сначала нужно определить, действительно ли она экономически обоснованна, документально подтверждена и направлена на получение дохода.

И за открытие, и за пользование

Но для того, чтобы правильно учесть плату за открытие кредитной линии, следует изучить положения договора о предоставлении средств на данных условиях.

Например, если по договору плата за открытие кредитной линии увеличивает сумму процентов за пользование заемными средствами, то в этом случае надо руководствоваться положениями статьи 269 Налогового кодекса. То есть в налоговом учете проценты по кредиту будут нормироваться. Это же правило распространяется на случаи, когда плата за открытие кредитной линии установлена в процентах от общей суммы непогашенных кредитов, полученных фирмой в рамках кредитной линии.

Предельный размер процентов может быть рассчитан двумя способами (п. 1 ст. 269 НК РФ). В первом случае бухгалтеру организации нужно будет проверить, соответствуют ли проценты по полученной части кредитной линии средней сумме процентов, начисленных в том же отчетном периоде по другим кредитам. Причем для этого надо учитывать лишь кредиты, выданные в одной валюте, на один и тот же срок, под аналогичное обеспечение и в сопоставимых объемах.

Не забудьте при этом: сравнивать проценты по кредитам, взятым в одном и том же банке запрещается (п. 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса).

Во втором случае бухгалтеру фирмы нужно сравнить процентную ставку по заемным средствам со ставкой рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза – по рублевым кредитам, или с 15 процентами годовых – по валютным кредитам. При этом для расчета следует брать ту ставку рефинансирования, которая действовала на день заключения кредитного договора. А уменьшить налогооблагаемый доход можно только на ту часть процентов, которая не превышает указанных нормативов.

Пример 1

ОАО АКБ “Пушкин” 15 января 2004 года открыл ООО “Аист” кредитную линию на 1 год. Лимит по кредитной линии равен 30 000 000 руб. Деньги были перечислены сразу. Проценты за пользование частью лимита начисляются ежемесячно и включают в себя плату за возможность открытия кредитной линии – 21 процент годовых. Других кредитов организация не имеет.

В этот же день ООО “Аист” взяло из банка 500 000 руб. Из этой суммы 354 000 руб. перечислили в качестве аванса поставщику под предстоящую поставку товаров, а 146 000 руб. направили на уплату НДС в бюджет. Товары на сумму 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.) были оприходованы 1 февраля 2004 года.

Бухгалтер ООО “Аист” сделал в учете следующие проводки:

15 января 2004 года

Дебет 51 Кредит 66

– 500 000 руб. – получены деньги по кредитной линии;

Дебет 68 субсчет “Расчеты по НДС” Кредит 51

– 146 000 руб. – перечислен НДС в бюджет;

Дебет 60 субсчет “Авансы выданные” Кредит 51

– 354 000 руб. – перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров;

31 января 2004 года

Дебет 91-2 Кредит 66

– 1424,10 руб. (146 000 руб. x 21% x 17 дн./ 366 дн.) – начислены проценты за пользование заемными средствами, взятыми для уплаты налога;

Дебет 60 субсчет “Авансы выданные” Кредит 66

– 3452,95 руб. (354 000 руб. x 21% x 17 дн./ 366 дн.) – начислены проценты за пользование заемными средствами, взятыми для перечисления предоплаты в счет будущей поставки товаров;

Дебет 66 Кредит 51

– 4877,05 руб. (1424,10 + 3452,95) – уплачены ОАО АКБ “Пушкин” проценты за пользование заемными средствами;

1 февраля 2004 года

Дебет 41 Кредит 60

– 300 000 руб. (354 000 – 54 000) – оприходованы товары;

Дебет 19 Кредит 60

– 54 000 руб. – отражен НДС по товарам;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет “Авансы выданные”

– 354 000 руб. – зачтен аванс;

Дебет 41 Кредит 60 субсчет “Авансы выданные”

– 3452,95 руб. – включены в стоимость товаров проценты по кредиту, использованному для их оплаты;

Дебет 68 субсчет “Расчеты по НДС” Кредит 19

– 54 000 руб. – принят к вычету НДС по товарам.

В январе норматив составил 15,4 процента (14% x 1,1). Он оказался существенно ниже процентной ставки, установленной банком ОАО АКБ “Пушкин”, – 21 процент. Поэтому бухгалтер рассчитал проценты исходя из норматива. Сумма нормируемых процентов составила:

500 000 руб. x 15,4% x 17 дн. : 366 дн. = 3576,50 руб.

Постоянное налоговое обязательство бухгалтеру ООО “Аист” нужно начислить на разницу между фактически уплаченными и начисленными процентами – 1300,55 руб. (4877,05 – 3576,50).

Дебет 99 субсчет “Постоянные налоговые обязательства” Кредит 68 субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”

– 312,13 руб. (1300,55 руб. x 24%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Если же по условиям договора плату за возможность получения средств на условиях кредитной линии банк взимает отдельно от суммы процентов за пользование этими деньгами, то нужно руководствоваться положениями статьи 272 Налогового кодекса. Такие затраты не нормируются, а учитываются в составе текущих расходов равномерно в течение срока действия договора.

Пример 2

ОАО АКБ “Суздаль” открыл ЗАО “Золотое кольцо” кредитную линию на 9 месяцев. Лимит по кредитной линии равен 15 000 000 руб. Согласно договору кредитной линии, банк помимо ежемесячных процентов за пользование частью лимита единовременно удержал с организации плату за открытие кредитной линии в размере 3 процентов от всей суммы лимита.

Бухгалтер ЗАО “Золотое кольцо” должен отдельно рассчитывать сумму оплаты за открытие кредитной линии:

Дебет 91-2 Кредит 51

– 450 000 руб. (15 000 000 руб. x 3%) – списана плата за открытие кредитной линии.

В налоговом учете бухгалтер равномерно в течение 9 месяцев на текущие расходы будет относить следующую сумму:

450 000 руб. : 9 мес. = 50 000 руб.

Обратите внимание: проценты за пользование кредитной линией бухгалтер организации должен рассчитать отдельно и по правилам статьи 269 Налогового кодекса, как показано в примере 1.

Начать дискуссию

Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.

ОСАГО

На маркетплейсе Сбера водители купили 534 тысячи полисов ОСАГО

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе.

Общество

Для автопутешественников подготовили 50 маршрутов

К 2030 году число туристических поездок на автомобилях вырастет с 26 млн до 50 млн.

Интересные материалы

Где юридической компании мониторить отзывы в интернете

Порядка 77% пользователей мониторят отзывы перед тем, как обращаться в юридическую компанию. Поэтому юридическим компаниям необходимо следить за упоминаниями в сети интернет и работать с отзывами клиентов. Выделю несколько основных интернет-площадок, на которые стоит обращать внимание.