НДС

Налоговая консультация: Вопрос-Ответ

1) Предприятие в оплату за полученный товар передает поставщику по акту передачи процентный вексель СБ, например, на 100 000 рублей. Договор на покупку этого векселя номиналом 100 000 рублей со СБ имеется, т.е. ни прибыли, ни убытка организация не получает. Как правильно отразить данную операцию при заполнении форм декларации по НДС?

1) Предприятие в оплату за полученный товар передает поставщику по акту передачи процентный вексель СБ, например, на 100 000 рублей. Договор на покупку этого векселя номиналом 100 000 рублей со СБ имеется, т.е. ни прибыли, ни убытка организация не получает.
Как правильно отразить данную операцию при заполнении форм декларации по НДС?

По мнению налоговой инспекции такая операция попадает под ст. 149 НК и отражается в разделе 9 декларации по НДС. А все, что указано в этом разделе, идет как льгота и требует обязательного подтверждения документами. Обязана ли организация предоставлять в налоговую инспекцию копии документов по этой операции (договор покупки у СБ и акт передачи поставщику)?

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленные обязательства векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст.815 ГК РФ, ст.ст. 1 и 75 Положения о переводном и простом векселе).
Гражданское законодательство относит вексель к ценным бумагам (ст.143 ГК РФ). В свою очередь, ценные бумаги являются имуществом.
В силу ст.39 НК РФ реализацией товаров признается собственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары.
Т.е. передача права собственности на ценные бумаги, в т.ч. векселя, в целях исчисления НДС признается реализацией.
При этом нужно учитывать, что в зависимости от цели передачи вексель может использоваться в качестве способа оформления договора займа, в качестве договора купли-продажи, а также как средство расчетов с контрагентами (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. №98-О).
Следует отметить, что вопрос о необходимости ведения раздельного учета операций при осуществлении расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) векселями между налогоплательщиками и налоговыми органами на сегодняшний день является спорным.
По мнению, контролирующих органов, раздельный учет сумм «входного» НДС вести необходимо. Так передача векселей третьих лиц в оплату товаров (работ, услуг) признается реализацией ценных бумаг, которая НДС не облагается на основании пп.12 п.2 ст.149. Следовательно, покупатель товаров (работ, услуг), соблюдая требование п.4 ст.149, п.4 ст.170 НК РФ, должен вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (см. Письмо Минфина России от 06.06.2005г. №03-04-11/126). При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Однако сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что передача векселей третьих лиц в счет оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) не является реализацией таких векселей. В этих случаях вексель выступает как средство платежа. Следовательно, не облагаемой НДС операции не возникает и вести раздельный учет сумм «входного» НДС не нужно (см. Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2008г. №КА-А40/539-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.06.2007г. №Ф04-4158/2007(35590-А27-37)).
Кроме того, также следует отметить, что если расходы, связанные с реализацией векселей третьих лиц, не превышают 5% общей величины всех расходов на производство, то вести раздельный учет «входного» НДС нет необходимости (подп.9 п.4 ст.170 НК РФ).
Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, такая операция как передача векселя третьего лица в счет оплаты приобретаемого товара отражается в Декларации по НДС в общем порядке, и обязательного подтверждения документами этой операции не требуется.

2) Наша организация реорганизуется в форме преобразования.
В обязательный пакет документов на регистрацию юридического лица, созданного в процессе реорганизации входит документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (п.1 ст. 14 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При получении данного документа в Пенсионном фонде с нас потребовали предоставить сведения об уволенных гражданах.
Никаких справок для регистрации без этой процедуры ПФ РФ нам не дает.
Однако мы не может предоставить сведения об уволенных гражданах, пока у нас не зарегистрировано новое юридическое лицо. И уволить людей из реорганизованного ЮЛ тоже не можем, им надо выплатить з/пл.
Получается «замкнутый круг». Что делать в данной ситуации?

В данном случае действия Управления Пенсионного Фонда РФ неправомерны.
В соответствии со сложившейся практикой в нашей компании мы рекомендуем не проводить устные переговоры со специалистами Управления Пенсионного Фонда РФ, а написать заявление о предоставлении документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган ПФ РФ и обосновать необходимость получения данного документа.

1) В Заявлении следует сделать ссылки на нормы Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также указать, что непредставление данного документа влечет отказ в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в соответствии с пп. «а» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ.

2) У Вас должны быть представлены сведения о работающих застрахованных лицах в организации и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по 2007 год.

3) В качестве обоснования получения документа от Управления Пенсионного Фонда РФ в Заявлении следует указать, что страхователь в результате реорганизации в форме преобразования (изменение организационно-правовой формы) деятельность не прекращает. Реорганизуемое юридическое лицо не будет иметь уволенных работников в связи с его реорганизацией (в том случае, если трудовые отношения с согласия работника продолжаются (ст.75 ТК РФ).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию