Налог на прибыль

Проверка прямых расходов (распределяем для целей налогообложения прибыли расходы на прямые и косвенные)

При составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. проверьте, правильно ли вы относите расходы к прямым.

При составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. проверьте, правильно ли вы относите расходы к прямым.

Это не только полезно для самопроверки и исправления ошибок в налоговом учете, но и подготовит вас к возможным вопросам проверяющих при камеральной проверке декларации - даже если, на ваш взгляд, вы сделали все правильно. Давайте рассмотрим скользкие моменты, которые могут вызвать разногласия между вами и налоговым инспектором.

Причина повышенного внимания к распределению расходов

Как известно, и прямые, и косвенные расходы в конце концов будут уменьшать налоговую базу по прибыли. Вопрос лишь во времени. Косвенные расходы можно списать сразу. А для списания прямых расходов придется дождаться, когда будут проданы товары (выполнены работы или оказаны услуги), в стоимости которых они учтены <1>. Именно разница во времени признания расходов и служит причиной споров бухгалтеров и проверяющих: какой расход можно отнести к прямым, а какой - к косвенным. Сейчас у организаций есть полная свобода в распределении расходов по группам "прямые - косвенные" <2>. Но проверяющие с этим не всегда согласны. Они нередко настаивают на экономической обоснованности распределения расходов, которая напрямую должна прослеживаться из особенностей производственного процесса. Чаще всего, конечно, споры возникают из-за того, что какой-либо расход для скорейшего его списания отнесен организацией к косвенным. В то время как работники налоговой службы считают, что он напрямую влияет на себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ или оказываемых услуг) и его вполне можно было бы отнести к прямым расходам.

Определяем уровень безопасности своего перечня прямых расходов

Перечень прямых расходов организации должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Им и нужно руководствоваться.

Давайте посмотрим, какой перечень прямых расходов устраивает работников налоговой службы. Это, прежде всего, прямые расходы, которые прямо упомянуты в ст. 318 Налогового кодекса:
- затраты на сырье или материалы, используемые в производстве товаров, комплектующие изделия, полуфабрикаты <3>;
- расходы на оплату труда, ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
- суммы амортизации основных средств, используемых при производстве.
Включать в этот перечень можно и другие расходы.

Идеальный вариант, который устроит проверяющих, - к прямым расходам в налоговом учете отнести все виды расходов, которые организация в бухучете отражает на счетах 20 "Основное производство" и 25 "Общепроизводственные расходы". То есть все расходы, которые непосредственно участвуют в производственном процессе. Кстати, раньше именно такой подход советовал использовать при делении расходов на прямые и косвенные и Минфин России <4>. В нем есть свои преимущества - налоговый учет можно вести не параллельно с бухучетом, а корректируя данные последнего. Однако полного совпадения сумм расходов, даже если они учитываются по одинаковым принципам, между двумя видами учета достичь не удастся. В налоговом учете для определенных видов расходов установлены особые правила - как по времени их признания, так и по расчету их сумм. К примеру, даже суммы такого простого расхода, как амортизация основных средств, могут различаться в налоговом и бухгалтерском учете - особенно если речь идет о старых объектах либо об объектах, по которым организация воспользовалась амортизационной премией.

Обычно организации расширяют перечень прямых расходов за счет затрат:

- на услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с производством продукции (расходы на переработку сырья на давальческой основе, на субподрядные работы и т. д.);
- на аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям;
- на страхование производственного оборудования и помещений;
- на тару и упаковку готовой продукции и др.
А вот для того, чтобы выкинуть какой-то расход из списка прямых, по мнению работников налоговой службы, нужны основания.

Внимание! Нельзя все производственные расходы относить к косвенным. Прямые расходы обязательно должны быть.

Вместе с тем в Налоговом кодексе вообще не указаны критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе перечня прямых расходов. Перечень прямых расходов, приведенный в ст. 318 НК РФ, также дан лишь для примера <5>. Поэтому организация на совершенно законных основаниях может ограничиться одним-двумя видами прямых расходов. Главное - чтобы прямые расходы вообще были как класс. Кстати, с такой точкой зрения согласен и Минфин России <6>. Поэтому при возникновении спора с проверяющими из налоговой по вопросу слишком короткого перечня прямых расходов смело отстаивайте свою правоту - ваше право решать, какие расходы будут прямыми, а какие - косвенными. А если не хотите лишних споров с проверяющими, то подведите "научное обоснование" под свой перечень прямых расходов. Часто для этого достаточно, опираясь на отраслевую специфику своей деятельности, показать, насколько те или иные расходы участвуют в производственном процессе, а также отразить возможность (точнее - невозможность) достоверного распределения общих расходов между различными видами продукции.

При отнесении расходов к прямым не надо забывать, что есть виды расходов, которые в налоговом учете в принципе нельзя отнести к прямым. Это, например, амортизационная премия - она должна учитываться как косвенный расход <7>. Внереализационные расходы (например, проценты по займам и кредитам) также нельзя отнести к прямым расходам - это расходы совсем из другой оперы, они не попадают в категорию производственных, которые можно разделить на прямые и косвенные <8>. Но здесь нужно добавить, что при расширении перечня прямых расходов (даже и необоснованном) претензий у проверяющих не будет - ведь таким образом вы "замедляете" списание своих расходов.

Прямые расходы в торговле: есть ли право выбора

Расходы, связанные с продажей товаров, также делятся на прямые и косвенные <9>. Но для торговли Налоговый кодекс установил свои правила и свой список прямых расходов. Так, к прямым расходам надо относить:

- стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;
- транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).
Остальные расходы (кроме внереализационных) можно отнести к косвенным.

Давайте посмотрим, возможно ли отнести транспортные расходы по доставке товара к косвенным расходам. Для этого нужно решить, действует ли в данном случае право на "самоопределение" с перечнем прямых расходов, закрепленное в ст. 318 НК РФ, или нет. С одной стороны, можно сказать, что общее правило должно распространяться и на торговую деятельность. А с другой стороны, для торговых расходов Налоговый кодекс учел специфику деятельности и установил особые правила. И это обстоятельство более значимое. Поэтому если вы не включите транспортные расходы на доставку товаров в состав прямых расходов (либо как самостоятельные затраты, либо как составную часть покупной стоимости товаров), то возможны претензии со стороны проверяющих. В то же время все иные транспортные расходы (например, связанные с доставкой товаров до покупателей) можно смело учитывать как косвенные расходы.

СОВЕТ

Торговым организациям безопаснее учитывать транспортные расходы, связанные с доставкой товаров от поставщика, в составе прямых расходов либо включать их в стоимость покупных товаров.

Заметим, что у торговых организаций все же есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно либо включить в покупную стоимость товаров (тогда они будут учитываться как прямые расходы), либо учитывать в качестве самостоятельного вида расходов (как косвенные расходы).

Делим прямые расходы по услугам

Расходы, связанные с оказанием услуг, тоже распределяются на прямые и косвенные. Однако такое распределение весьма условно: все прямые расходы, так же как и косвенные, можно сразу списать на расходы текущего периода и учесть их при расчете налога на прибыль <10>. Их не нужно распределять на остатки незавершенного производства (а по правилам налогового учета к НЗП относятся законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги <11>) и стоимость принятых заказчиком услуг. Так что, как видим, большого смысла в распределении "прямые - косвенные" при оказании услуг нет. Разве что оно может потребоваться для "идеального" заполнения декларации по налогу на прибыль, в которой для прямых и косвенных расходов предусмотрены разные строчки. Однако даже если все производственные расходы будут показаны в декларации как косвенные, это не та ошибка, за которую организацию могут оштрафовать, - ведь она никак не повлияла на расчет налоговой базы. К тому же финансовое ведомство само разрешило организациям, оказывающим услуги, при заполнении декларации по налогу на прибыль вообще не делить расходы на прямые и косвенные <12>.

Итак, те, кто оказывает услуги, в налоговом учете могут не распределять прямые расходы на остатки НЗП (а точнее - на остатки не принятых заказчиками услуг). Тот, кто решил списывать все прямые расходы сразу, должен соблюдать основное условие - действительно оказывать услуги, которые считаются таковыми именно для целей налогообложения <13>. Вполне возможно, что с точки зрения НК РФ это выполнение работ.


Ведь для целей налогообложения услуга - это деятельность, результат которой не имеет материального выражения. Услуга оказывается и потребляется одновременно <14>. Если же создается нечто материальное, то это уже не услуга, а работа <15>. Например, большинство бытовых услуг (код 01 по ОКУН) <16> относятся для целей налогообложения к работам, поскольку у их результата есть материальное выражение, например отремонтированная аппаратура или пошитая обувь. А вот услуги проката для целей налогообложения тоже классифицируются как услуги.

Таким образом, списывать сразу все прямые расходы организации могут только по той деятельности, в результате которой не создается ничего материального <17>. Приведем примеры таких услуг:
- транспортные услуги;
- услуги по хранению;
- экспедиторские услуги;
- образовательные услуги;
- сдача помещений или иного имущества в аренду <18>;
- предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности <19>;
- услуги телефонной связи (кроме ремонта аппаратуры);
- услуги автостоянок;
- туристические услуги;
- услуги по организации праздников;
- устные информационные и консультационные услуги.
А вот деятельность по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ не относится к услугам для целей налогообложения. Она относится к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ <20>. С налоговой точки зрения это работы - ведь у них есть материальный результат (проектная документация). И прямые расходы придется распределять на остатки незавершенных работ <17>.

Правда, в последнее время Минфин решил не чинить организациям дополнительных препятствий и в своих письмах признал услугами для целей налогообложения некоторые виды деятельности, которые с позиций Налогового кодекса относятся к работам. Например, к услугам финансовое ведомство отнесло аудиторские услуги только на том основании, что они именуются таковыми по гражданскому законодательству (к ним применяются правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ) <21>, а также ремонт различной аппаратуры <22>. Но учтите, что наличие таких частных разъяснений может и не уберечь вас от претензий работников налоговой службы, если они сочтут, что у вашей деятельности все же есть материальный результат.

СОВЕТ

Как видно, граница между работами и услугами может быть достаточно тонкой. И не исключено, что проверяющие из налоговой сочтут материальным результатом любую бумажку, которую вы, как исполнитель, передаете заказчику после оказания услуг. Поэтому при возникновении сомнений в классификации "работа или услуга" лучше отказаться от упрощенного порядка списания прямых расходов и распределять их на остатки не сданных заказчикам услуг - так же, как и при выполнении работ.

* * *

Итак, несмотря на то что уже давно провозглашена свобода организаций в определении перечня прямых расходов, на практике до сих пор возникают споры по поводу правомерности деления расходов на прямые и косвенные. Не бойтесь спорить, если у вас и у проверяющих из налоговой будут различные точки зрения на обоснованность такого распределения. На вашей стороне и Налоговый кодекс, и Минфин. Единственное требование, которое надо выполнить, - это отнести хоть какие-то расходы к прямым.
Только организации, оказывающие услуги, могут все свои расходы списывать как косвенные. Но для такого рискованного шага нужно быть на 100% уверенным, что ваша деятельность подпадает под "налоговое" понятие услуг.

--------------------------------
<1> пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ
<2> п. 1 ст. 318 НК РФ
<3> подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ
<4> Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/176
<5> абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ; Письмо Минфина России от 15.05.2007 N 03-03-06/1/274
<6> Письма Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621, от 28.03.2007 N 03-03-06/1/182, от 26.01.2006 N 03-03-04/1/60

<7>) п. 3 ст. 272 НК РФ
<8>) подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 318 НК РФ
<9> ст. 320 НК РФ
<10> п. 2 ст. 318 НК РФ
<11> п. 1 ст. 319 НК РФ
<12> Письмо Минфина России от 13.07.2006 N 03-03-04/2/174
<13> ст. 38 НК РФ

<14> п. 5 ст. 38 НК РФ
<15> п. 4 ст. 38 НК РФ
<16> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163
<17> Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114
<18> Решение ВС РФ от 24.02.99 N ГКПИ98-808
<19> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05
<20> статьи 758, 769 ГК РФ
<21> Письма Минфина России от 15.07.2008 N 03-03-06/1/404, от 11.06.2008 N 03-03-06/1/560
<22> Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-03-06/1/50
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2009


Начать дискуссию

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Интересные материалы

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».