Бухгалтерия

Пятнадцать лет спустя. Что изменилось в профессии бухгалтера

В налоговых инспекциях нет никаких специальных комиссий. Налоговики наказывают рублем тех, кто платит своим сотрудникам слишком много. Компаниям приходится перечислять около десяти местных налогов. Именно в таких условиях работали бухгалтеры в 90-х годах.
В налоговых инспекциях нет никаких специальных комиссий. Налоговики наказывают рублем тех, кто платит своим сотрудникам слишком много. Компаниям приходится перечислять около десяти местных налогов. Именно в таких условиях работали бухгалтеры в 90-х годах.

Мы попросили главных бухгалтеров - наших читателей вспомнить, как им работалось в 90-х. Сегодня с трудом верится, что в середине 90-х бухгалтеры, равно как и инспекторы, обходились без компьютеров, Интернета и Налогового кодекса РФ.

Большое количество налогов и отчетов

Налогов и форм отчетности в 90-е годы было куда больше, чем сейчас.

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Юлия КОЛЕГОВА, главный бухгалтер ООО «Строй-Артель», 15 лет назад - главный бухгалтер в Инспекции по карантину растений Ульяновской области:

- В 90-е годы приходилось платить большое количество налогов. Местные власти могли установить налог (сбор) буквально на любые цели - парковку автомобилей, уборку территорий населенного пункта, рекламу, содержание жилищного фонда, милиции… За все эти платежи, естественно, приходилось отчитываться.

Еще не было ЕСН, а платили взносы отдельно в каждый внебюджетный фонд: ФСС, ФОМС и т. д. Поэтому отчетов по «зарплатным» налогам было больше, чем сейчас. Правда, многие формы отчетности были совсем простыми. Особенно по местным налогам - каждый отчет на страничку. Чаще всего отчеты в начале 90-х годов заполнялись от руки, их сдавали в бумажном виде. Ведь еще не было электронных способов связи с инспекцией.

 

Сейчас дела обстоят совсем по-другому. Перечень федеральных, региональных и местных налогов строго ограничен статьями 12-15 Налогового кодекса РФ. Например, местные власти могут ввести максимум два платежа - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Сократилось и количество федеральных, а также региональных налогов. ЕСН заменил платежи во внебюджетные фонды (отдельно уплачиваются лишь страховые взносы в ПФР и от несчастных случаев на производстве). Однако чиновники последнее время все чаще вспоминают про старый порядок - администраторами взносов во внебюджетные фонды вместо налоговиков могут стать сотрудники ПФР и ФСС. Если такой порядок будет утвержден, то в ПФР придется отчитываться по пенсионным взносам и отчислениям в медицинские фонды, а в ФСС - по остальным платежам.

Что касается способов сдачи отчетности, то, несомненно, у бухгалтеров сейчас больше возможностей, чем раньше. Компании, у которых численность сотрудников не превышает 100 человек, могут выбрать: идти в ИФНС лично, отправить по почте, воспользоваться телекоммуникационными каналами связи (подробности об электронных способах сдачи отчетов можно прочитать - в статье "Год спустя. Что надо знать, чтобы отчитываться через Интернет без проблем").

«Драконовские» размеры штрафов

За неуплату налогов компаниям приходилось платить гораздо больше, чем сейчас. Ведь размер штрафов мог превышать недоимку в пять раз.

 

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Ольга СМИРНОВА, главный бухгалтер ООО «Антикор-Сервис», 15 лет назад - главный бухгалтер ООО «Люпекс»:

- Тогда проверок опасались не меньше, чем сейчас. Но отличие в том, что до появления первой части Налогового кодекса санкции за неуплату налогов были гораздо более высокими. Штраф был равен недоимке. При повторном нарушении санкции могли вырасти вдвое. А при умышленном сокрытии дохода могли взыскать в пять раз больше. Другое дело, что инспекторы не были столь «продвинутыми», как сейчас. Поэтому смотрели в основном, как оформлены документы, есть ли все необходимые реквизиты, арифметические расчеты. Пройти саму проверку было проще. Никто не проверял контрагентов, не искал налоговые схемы.

Санкции за недоплату налогов сейчас меньше. Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ, с компании могут взыскать штраф в размере 20 или 40 процентов (при умышленной неуплате) от суммы недоимки (подробнее о спорах по поводу штрафных санкций по результатам налоговых проверок читайте на стр. 50).

А вот про налоговые проверки можно сказать следующее. Инспекторы действительно стали более информированными и изобретательными. Теперь во внимание налоговики принимают не только то, насколько компания выполнила требования законодательства, но и признаки необоснованной налоговой выгоды (о них можно прочитать на стр. 76).

Впрочем, придирки налоговиков к оформлению документов тоже не являются редкостью при проверках. Например, покупатель рискует вычетом НДС, если счет-фактура поставщика содержит погрешности (подробности - в статье "Двенадцать лет спустя. Реквизиты счета-фактуры, требующие особого внимания").

Налог на прибыль с высоких зарплат

В 90-е компаниям приходилось выполнять абсурдное требование законодательства - с крупных расходов на оплату труда платить налог на прибыль.

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Анатолий ШИШКИН, главный бухгалтер ЗАО «Эгмонт Россия Лтд», 15 лет назад - начальник фондового отдела ЧИФ СЗ «Жилтоварищ»:

- До появления главы 25 Налогового кодекса приходилось платить налог на прибыль с расходов на оплату труда, превышающих нормы. Такое странное требование, создающее проблемы для компании, содержали Закон о налоге на прибыль и Инструкция Госналогслужбы о порядке его исчисления. Причем ставки по налогу на прибыль были выше, чем сейчас, и зависели от вида деятельности. Например, одно время посредники платили налог по ставке 45 процентов.

 

Теперь интерес налоговиков, наоборот, привлекают низкие заработные платы. А точнее те, которые не превышают среднеотраслевого уровня. Компании, начисляющие сотрудникам зарплаты ниже среднеотраслевых, рискуют быть приглашенными на специальную налоговую комиссию в ИФНС.

Что касается высоких заработных плат, то их начислять стало выгоднее, чем раньше. С выплат работнику, превышающих 280 000 руб. с начала года, ЕСН начисляется по пониженным ставкам. Подробности о регрессивной шкале единого соцналога можно прочитать в статье "Четыре года спустя. В каких случаях применяют пониженные ставки ЕСН".

Отсутствие компьютеров и Интернета

Вести бухучет на компьютере могли немногие. Интернетом бухгалтеры не пользовались совсем. По этим причинам оформление каждого документа требовало гораздо больше времени.

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Татьяна ВОЛКОВА, главный бухгалтер компании Nestle WaterCoolers, 15 лет назад - главный бухгалтер ТОО «Ю-Ком»:

- Конечно, бухгалтерская работа в первой половине 90-х была менее компьютеризирована. Многие вели учет вручную. А банковские платежки приходилось набивать на пишущей машинке, а затем везти в банк, стоять в очереди. Деньги контрагентам могли идти неделю. Сейчас платеж можно отправить не выходя из офиса. То же самое можно сказать про сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности в инспекцию. Тогда никто не мог представить, что спустя 10 лет бухгалтер сможет отправлять декларации со своего рабочего места.

Кроме того, в 90-е годы было гораздо сложнее получить компетентное разъяснение по налоговым и правовым вопросам, разобраться в проблеме. Очень часто новости узнавали в налоговой в очереди к «своему» инспектору. Многие - и начинающие бухгалтеры, и чиновники - имели весьма приблизительное понимание того, как правильно рассчитывать налоги и заполнять декларации.

 

Сегодня вряд ли можно встретить бухгалтера, который бы вел учет без компьютера. Более того, многие специалисты уже не представляют свою работу не только без компьютера, но и без Интернета. Всемирная паутина позволяет бухгалтерам общаться, обмениваться информацией в режиме он-лайн. Вот небольшая статистика: около 30 000 человек посещают сайт журнала «Главбух» каждый рабочий день. И около 40 000 человек - пользователи форума «Главбуха» (то есть регулярно участвуют в обсуждениях разных профессиональных тем). Подробности об интернет-возможностях бухгалтеров можно узнать в статье "Сайт www.glavbukh.ru приготовил подарки для пользователей".

Дружеские отношения с инспекторами

В 90-е годы инспекторы чаще шли на уступки компаниям. Аргументированные возражения проверяющие принимали, даже если мнение компании не было выгодно бюджету.

 

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Андрей КОРАБЕЛЬЩИКОВ, главный бухгалтер ООО «ВТД “Нефтехимэкспорт”», 15 лет назад - первый заместитель главного бухгалтера Внешнеэкономического ЗАО «Нефтехимэкспорт»:

В 90-е было проще работать с инспекторами. Могу с уверенностью сказать, что тогда большинство споров решалось в досудебном порядке. Причем материалы проверки всегда рассматривались при налогоплательщике. И аргументированные возражения бухгалтера налоговиками принимались. То есть у инспекций не было установок любой ценой отстаивать интересы бюджета. Зато все боялись налоговой полиции - было такое ведомство, уполномоченное заводить уголовные дела. Проверяющие из этого ведомства, в отличие от инспекторов, не принимали никакие аргументированные возражения.

Сейчас убедить проверяющих в своей правоте, как правило, бывает сложно. Налоговики трактуют законодательство в пользу бюджета. Кроме того, все чаще инспекторы руководствуются не нормами законодательства, и даже не общедоступными инструкциями (которые выпускались налоговой службой в 90-е годы), а внутренними указаниями для служебного пользования, не доведенными до налогоплательщиков. Пожалуй, единственный документ, в котором налоговики публично раскрыли кое-какие тонкости - Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусмотренная в приложении № 1 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

Однако помимо обычных камеральных и выездных проверок с 2006 года инспекторы начали активно практиковать другую форму контроля - специальные налоговые комиссии. Новые методы направлены на компании, которые выплачивают слишком низкие зарплаты, заявляют большие вычеты по НДС или работают с убытком. Подробности - в статье " Три года спустя. Документы-помощники для налоговой комиссии".

Закрытый перечень расходов, уменьшающих прибыль

Налог на прибыль исчислялся по другим правилам. Главное отличие - многие экономически обоснованные расходы нельзя было учесть при расчете налоговой базы.

 

ВСПОМИНАЕТ КОЛЛЕГА

Владимир ЗЕМСКОВ, главный бухгалтер ОАО «Торговая компания АПК “Черкизовский”», 15 лет назад - главный бухгалтер малого государственного предприятия «Контакт»:

- Самым сложным в работе бухгалтера был расчет налога на прибыль. Главы 25 Налогового кодекса не было, руководствовались постановлением Правительства РФ № 552. Проблема была в том, что перечень расходов был закрытым. Поэтому обосновать что-то, не предусмотренное документом, было невозможно. С другой стороны, у многих компаний была другая проблема - как бы уменьшить себестоимость. Дело в том, что Госналогслужба требовала доначислять налогооблагаемую выручку, если цена была ниже себестоимости. Даже если эта цена была рыночной. Кроме того, уже тогда инспекторы прямо следовали письмам вышестоящего ведомства. Например, компания, где я работал, часто сталкивалась с проблемами в учете курсовых разниц. Из постановления следовало одно, а из писем Госналогслужбы - другое.

Налог на прибыль по-прежнему остается одним из самых проблемных. Хотя перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, сейчас является открытым (точно нельзя учесть лишь расходы, предусмотренные ст. 270 Налогового кодекса РФ). То есть чтобы признать затраты, достаточно обосновать их экономическую целесообразность (ст. 252 кодекса).

Что касается доначисления выручки исходя из рыночных цен, то похожую на первый взгляд норму содержит статья 40 Налогового кодекса РФ. Но сегодняшнее требование является менее строгим, чем было в 90-е годы в постановлении № 552. Ведь статья 40 не позволяет налоговикам автоматически доначислять выручку, если цена ниже себестоимости. Низкая цена вполне может оказаться рыночной. Более того, у компании не возникают налоговые риски, если цены отклоняются от рыночных не более чем на 20 процентов.

И тем не менее закрытый перечень расходов все еще существует - теперь он ограничивает возможности компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения (подробности – в статье "Четырнадцать лет спустя. Предотвращаем претензии к расходам «упрощенщика»").

Комментарии

1
  • Лариса
    Эх... Отчеты были такие коротенькие, налог на прибыль, налог на имущество - по одному листику... Инспектор в налогой был один закреплен за нами, консультировал без проблем... НДС к возмещению и к уплате по платежке был, никаких счетов-фактур... Инструкции, конечно, муторные, двоякие, но НК сейчас не лучше... Обороточку в ручную ваяли, копеечки искали... Сейчас, конечно, прогресс... Да и в налоговую по электронке отправляем...А тогда очередь в Фонд занятости или в статистику была длиннее, чем очередь в Мавзолей в советские времена:-) М-да, бухгалтеры тоже люди, ностальгия им не чужда.