ЕСХН

Риск утраты права на применение ЕСХН в 2008 году организацией, фактически расположенной не по юридическому адресу

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно п. 1 ст. 69 Закона РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором). Для целей  налогового учета и контроля данные понятия применяется в том же значении, что и в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 11 НК РФ).

    В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации до 2009 года не вправе были переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Статьей 55 ГК РФ предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Таким образом, в случае, если организация имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в учредительных документах создавшей его организации, то такая организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на общих основаниях.

    Что касается арбитражной практики, то нам известны подобные споры только относительно плательщиков упрощенной системы налогообложения, при которой существуют аналогичные ограничения.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2005 по делу № Ф08-516/2005-212А было указано:
    «…Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
    В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
    Законодательство России о налогах и сборах не содержит прямого определения понятий "филиал" и "представительство" для целей налогообложения.
    Следовательно, данные термины для целей налогообложения необходимо применять в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве ...
    …Как видно из материалов дела и установлено судом, участки по ремонту и техническому обслуживанию средств измерений не указаны в качестве филиалов и представительств в уставе общества. Согласно положениям об участках по ремонту и техническому обслуживанию средств измерений участки не осуществляют защиту интересов общества.
    Расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Таким образом, вывод суда о том, что налоговая инспекция не представила доказательства того, что участки являются обособленными подразделениями юридического лица, имеющими правовые признаки "филиала" или "представительства", является обоснованным…».

         В другом своем Постановлении, от 19.06.2006 по делу № Ф08-2428/2006-1098А, суд этого же округа сделал следующий вывод:
         «…На основании протокола общего собрания учредителей общества от 10.06.99 N 2 о регистрации филиала на территории Темрюкского района, положения от 10.06.99 Темрюкского филиала общества общество обратилось в ГНИ по Темрюкскому району с заявлением от 22.06.99 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации.
         Уведомлением от 22.06.99 общество поставлено на учет по месту нахождения филиала на территории Темрюкского района.
         Из представленных в материалы дела документов следует, что филиал располагал имуществом для осуществления деятельности по месту своего нахождения - цехом по переработке риса-сырца в пос. Красный Октябрь Темрюкского района Краснодарского края.
         Согласно уведомлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Крымскому району от 17.12.2002 общество с 2003 года переведено на уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
         В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса.
         При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения…».

         В том случае, если исполнительный орган общества находится не по, так называемому, «юридическому», а по «фактическому» адресу (хотя такие понятия в законодательстве отсутствуют),  то эта ситуация вообще не приводит к образованию обособленного подразделения, поскольку таковым может быть только подразделение, ведущее деятельность вне места осуществления деятельности головной организацией. В данном случае вся деятельность налогоплательщика ведется по другому адресу.
Согласно налогового законодательства подобное нарушение не является основанием для утраты права применять систему налогообложения в виде ЕСХН. Хотя, безусловно, к организации могут быть применимы иные меры ответственности.

         Вместе с тем нельзя исключить неправомерных, на наш взгляд, действий налоговых органов в плане квалификации наличия у организации двух адресов фактическим существованием филиала (представительства). В этом случае данную точку зрения (и ее последствия) необходимо будет обжаловать в предусмотренном законодательством порядке.

 

Начать дискуссию