Учет в строительстве

Проверка в обособленном подразделении

Налоговики вправе проверить деятельность не только самой строительной компании, но также ее филиалов и подразделений. Как проводятся такие проверки? Могут ли они быть самостоятельными или должны осуществляться в рамках общих проверок? Какими нормами законодательства регулируются эти вопросы? Ответы - в нашей статье.

Налоговики вправе проверить деятельность не только самой строительной компании, но также ее филиалов и подразделений. Как проводятся такие проверки? Могут ли они быть самостоятельными или должны осуществляться в рамках общих проверок? Какими нормами законодательства регулируются эти вопросы? Ответы - в нашей статье.

Есть ли у компании обособленные подразделения?

Напоминаем, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, основной критерий признания подразделения обособленным - это создание рабочих мест (даже одного).

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно - под контролем работодателя. Это уточнено в статье 209 Трудового кодекса РФ. Поэтому, если, например, компания арендует помещение для ведения деятельности, но факт создания в нем рабочих мест не установлен, обособленного подразделения не образуется. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17 июля 2006 г. № 20-12/62877.

Обратите внимание: если строительная компания находится на «упрощенке», то, зарегистрировав филиал или представительство, она теряет право на применение этого спецрежима (см. письмо Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/2/57).

По каким налогам возможна камеральная проверка?

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Это установлено в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Значит (хотя прямо в этой статье о подразделениях ничего не сказано), проведение в отношении них камеральной проверки возможно при контроле правильности исчисления налога, отчетность по которому сдается по местонахождению обособленных подразделений либо по месту регистрации используемых ими объектов налогообложения (зданий, сооружений, транспорта и т. д.). О каких налогах идет речь?

Налог на прибыль. Компания обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговую инспекцию по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (расчеты). Причем делать это нужно независимо от особенностей исчисления и уплаты налога, а также от того, есть у компании или ее обособленного подразделения за конкретный период сумма к уплате или нет. Такие правила закреплены в пункте 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

ЕСН. Обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу по своему местонахождению и платят этот налог (авансовые платежи) самостоятельно. Такой порядок предусмотрен в пункте 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ.

Статус подразделения определяет организация

Понятие «отдельный баланс» не разъяснено ни в Налоговом кодексе РФ, ни в каком-либо другом нормативном акте. Следовательно, строительная компания вправе установить конкретный перечень показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение подразделения самостоятельно. Это подтверждено в письмах Минфина России от 3 июня 2004 г. № 03-05-06/62 и от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, единый социальный налог централизованно рассчитывает и перечисляет головная организация по месту своего учета (письмо Минфина России от 10 декабря 2008 г. № 03-04-06-02/125).

НДФЛ. Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время подразделение может само сдавать сведения о доходах своих работников (такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244).

Ведь если строительная компания имеет обособленные подразделения, уплачивать НДФЛ нужно в том числе и по местонахождению каждого из них (п. 7
ст. 226 Налогового кодекса РФ).

ЕНВД. Декларация по вмененному налогу подается в те инспекции, где компания состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД. То есть в том числе и по местонахождению обособленных подразделений (либо по месту осуществления ими «вмененной» деятельности).

Другие налоги. Также обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, представляют в налоговый орган по своему местонахождению налоговые декларации по налогу на имущество и транспортному налогу (при наличии оснований).

Выездная проверка подразделения: особенности проведения

В пункте 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ указано, что налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки.

Кому ждать самостоятельную проверку?

При этом налоговики имеют право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных или местных налогов, причем вне зависимости от проведения проверки самой строительной компании.

Таким образом, самостоятельная проверка обособленного подразделения может быть осуществлена только в отношении налога на имущество и транспортного налога - они, согласно статье 14 Налогового кодекса РФ, относятся к региональным. Местным налогом для организации является только земельный налог, но его уплата подразделениями не предусмотрена.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не подлежат самостоятельной выездной налоговой проверке. Их могут проконтролировать исключительно в рамках проверки компании в целом.

Данный вывод находит подтверждение в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327.

В нем указано, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено право территориальных налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.

Однако позиция Минфина не мешает территориальным налоговым органам проводить такие проверки. Следует отметить, что их инициатива находит поддержку в судебной практике.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008 указано, что налоговый орган вправе провести самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, зарегистрированных на его территории независимо от того, являются они филиалами и представительствами или нет. Поскольку подразделение признается обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется данное подразделение. При этом главным условием для возможности проведения выездной проверки является, по мнению судей, его постановка на учет в налоговом органе.
Так что на практике вероятность самостоятельной проверки обособленного подразделения строительной компании (не являющегося филиалом или представительством), выделенного на отдельный баланс, имеющего расчетный счет, исполняющего обязанности по уплате налогов по его местонахождению, достаточно велика.

С чего начинается проверка

Проверка подразделения подчиняется общим правилам проведения проверок.

Самостоятельная выездная проверка проводится на основании решения налогового органа по местонахождению обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/8.

Кроме других обязательных данных, в решении указывается предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых собираются проверить). Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

Обратите внимание: в случае подачи уточненной декларации с меньшей суммой налога выездная проверка подразделения может проводиться повторно. При этом проверке подлежит только тот период, за который представлена уточненная декларация (п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ

Бухгалтеру филиала строительной организации следует знать, что для самостоятельных выездных проверок подразделений Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 89, п. 1 ст. 113) установлены следующие ограничения:

- налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (возможна только одна проверка);

- проверить могут лишь период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке;

- в одном и том же филиале компании более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года проводить нельзя;

- срок самостоятельной проверки филиала не может превышать одного месяца (возможность его продления не предусмотрена).

А вот при проведении проверки обособленного подразделения в рамках общей проверки строительной компании налоговики могут продлить проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Это позволяет сделать пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При этом срок продления будет зависеть от количества обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, или удельный вес имущества подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев.

Кроме того, если в ходе проведения выездной проверки будет получена информация от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, проверку также могут продлить.

Причины и сроки продления проверок указаны в подпунктах 2, 4 пункта 3 Оснований... утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Процедура проверки

Строительная компания по местонахождению обособленных подразделений обязана обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Проверяющие могут истребовать необходимые документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить документы, налоговики обязаны предъявить требование о представлении документов.

Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Подразделение представляет документы в виде заверенных им копий.

Требование нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством, не допускается. А вот с подлинниками контролеры в случае необходимости ознакомиться имеют право.

Обратите внимание: это допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по местонахождению налогового органа, а также в случае выемки документов.

Для представления документов дается время - 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Если подразделение с документами «не успевает», об этом нужно письменно уведомить проверяющих с указанием причин задержки и сроков, в течение которых документы могут быть представлены. Тогда, возможно (но не обязательно), налоговики дадут отсрочку.

Учтите: отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговыми правонарушениями. Последствия при этом следующие:

- подразделение привлекут к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ (п. 2) в виде штрафа в размере 5000 руб.;

- будет произведена выемка необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса РФ.

При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что есть вероятность уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, они также могут быть изъяты.

Выемка документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (у организации остается копия протокола).

При необходимости контролеры могут проводить инвентаризацию имущества подразделения организации, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 Налогового кодекса РФ).

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее подразделению строительной компании или его представителю. При уклонении от получения справки она направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

Оформление результатов проверок

Результаты проверок (как выездных, так и камеральных) оформляются актами.

Формы актов утверждены приказом ФНC России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

По результатам выездной налоговой проверки акт должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (ст. 100 Налогового кодекса РФ).

А вот по итогам проведения камеральной проверки акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах - в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и другие сведения (их перечень приведен в п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Акт подписывается обеими сторонами. При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт делается соответствующая запись.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта.

Нюансы правоотношений

Участниками налоговых правоотношений признаются организации, а не обособленные подразделения (п. 2 ст. 11, ст. 19 Налогового кодекса РФ). Значит, акт по результатам проверки подразделения должен быть оформлен на имя головной организации с указанием ее обособленного подразделения. Данный вывод подтверждается в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

А направление документов в адрес филиала не свидетельствует об их получении самим юридическим лицом. В то же время если у руководителя или иного работника обособленного подразделения есть доверенность на представление интересов строительной компании, то суды считают получение ими актов вручением уполномоченному лицу.

Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала оформляется в общеустановленном порядке и подписывается лицами, проводившими проверку филиала, и руководителем филиала (п. 1.1 Требований к составлению акта налоговой проверки - приложение 6 к приказу № САЭ-3-06/892@).
Акт в течение пяти дней должен быть вручен проверяемому лицу (представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Минфин России в письме от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406 обращает внимание на то, что Налоговым кодексом РФ и приказом № САЭ-3-06/892@ не предусмотрено вручение налогоплательщику раздела или иных частей, составляющих акт налоговой проверки.

После вручения акта компании (головной организации) она вправе направить выписки из данного акта, касающиеся ее филиалов (представительств), в их адрес.

Если компания с актом не согласна

При несогласии с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, строительная компания в течение 15 рабочих дней со дня его получения может представить в налоговый орган письменные возражения с приложением подтверждающих документов (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Они будут учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки при вынесении решения.

Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения (оно должно быть вручено в течение пяти дней после вынесения).

Начать дискуссию