О маленьком филиале инспекции знать незачем

Один-два сотрудника предприятия, работающие больше месяца в другом городе, образуют обособленное подразделение. Его полагается регистрировать в налоговой. Но есть способ, который на законных основаниях позволяет этого не делать.

Один-два сотрудника предприятия, работающие больше месяца в другом городе, образуют обособленное подразделение. Его полагается регистрировать в налоговой. Но есть способ, который на законных основаниях позволяет этого не делать.

Обособленным подразделением является любая «точка» фирмы, где оборудованы рабочие места (ст. 11 НК РФ). Если они у вашей фирмы есть (не по месту нахождения головного офиса), их надо поставить на учет в районной инспекции. Статья 83 Налогового кодекса фирме на это отводит «...месяц после создания обособленного подразделения». К месту отметить, инспекторы считают, что это день создания подразделения согласно учредительным документам, судьи – момент оборудования рабочих мест (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2003 г. по делу № Ф04/1710-293/А70-20034). Непосредственно перед регистрацией, скажем, филиала руководитель должен подготовить комплект документов: протокол собрания учредителей о создании филиала и положение о его работе. Главбух же должен сдавать в налоговую отчетность и платить за подразделение налоги.

Стоит ли говорить, что все это отнимает массу времени. Его особенно жаль, когда эти хлопоты (мы перечислили далеко не все из них) из-за одного или нескольких сотрудников, рабочее место которых – другой город. Однако вы можете избежать всех трудностей. Как это сделать, нашему корреспонденту поведал генеральный директор компании «Академия аудита» Александр Елин.

Хитрость – не порок...

«Чтобы не регистрировать обособленное подразделение, надо сделать так, чтобы его не было. Ничего сверхумного в способе нет, – начал Александр. – Идея проста. Она заключается в том, что с сотрудниками, которые будут работать в другом городе, директор заключил не трудовой, а гражданско-правовой договор. Я бы рекомендовал работать по агентскому договору либо по договору комиссии. По нему работник будет от своего имени выполнять все те же функции, что и предполагалось изначально. Овчинка выделки стоит: работа “на чужой территории” у фирмы идет, обособленного подразделения нет. С налоговым учетом все в порядке. Расходы по гражданским договорам уменьшают прибыль полностью. Об этом говорит подпункт 21 статьи 255 “Расходы на оплату труда” Налогового кодекса. Вот и весь способ».

К вышесказанному добавим, что помещение для работы должен арендовать на себя агент. Иначе, если договор аренды заключит фирма, пустой офис – в котором никто из «штатников» не работает – инспекция может расценить как обособленное подразделение. Слабым их аргумент назвать нельзя: термин «обособленное подразделение» кодекс не ставит в зависимость от того, работает ли кто-то за рабочим местом или нет. Другое дело, если оно будет необорудованным (голые стены). В этом случае претензии инспекции несостоятельны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24 августа 2002 г. по делу № КА-А41-/4467-01).

...а второе счастье

Расходы на аренду фирма работнику компенсирует на основании оправдательных документов: платежные поручения, кассовый чек, счета и др. Об этом обязательно надо сказать в договоре. Фраза может быть такой: «Заказчик возмещает исполнителю по аренде помещения документально подтвержденные затраты, связанные с выполнением им обязательств по настоящему договору». Правда, отсюда вытекает недостаток схемы. Дело в том, что НДС, который выставит сотруднику арендодатель, ваша фирма поставить к вычету не сможет. Эта сумма будет лишь уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе компенсационных выплат. Как вы понимаете, этого недостатка нет, если арендодателем будет фирма на «упрощенке», «вмененке» или вовсе освобожденная от НДС по статье 145 кодекса. Налог она не выставит в любом случае.

Подводим итог

Итак, если изложенные шаги вы сделаете, «завязок» на филиал не будет никаких. Будут только расходы по гражданско-правовому договору, которые без проблем уменьшат налог на прибыль. По сравнению с трудовым договором, зарплатных налогов с вознаграждения вы начислите меньше. Не придется платить взносы в ФСС и взносы «по травме». Что касается компенсационных выплат, то НДФЛ и ЕСН они не облагаются. По налогу на доходы действуют профессиональные налоговые вычеты «...в сумме фактически произведенных... и документально подтвержденных расходов» (п. 2 ст. 221 НК РФ). А то, что не надо платить социальный налог, признал Минфин России в своем письме от 20 января 2003 г. № 04-04-04/4. Еще раз отметим: обязанность фирмы возмещать исполнителю арендные платежи должна быть прямо прописана в договоре. Иначе контролеры с этой суммы заставят платить ЕСН.

С. Байкалова, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия», №10 2004 г

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию