С началом кризиса участились обращения компаний к правительству с просьбами о помощи. Даже те компании, которые находятся вне зоны системообразования и своим масштабом могут вызвать только переполох в небольшом регионе, пытаются привлечь внимание власти и обозначить свой и интерес к финансовой «дозе». Бизнес теряет накопленные преимущества, прибыли и позиции. Удержать рыночную долю и удержаться самостоятельно могут не все. Попробуем разобраться, кто, что и как просит у власти.
Деньги и госгарантии. Наиболее частый призыв к государству – дать денег. Многим не важна сумма - лишь бы дали. Вот и дали: железным дорогам – 50 млрд, авиации – 30 млрд, автопрому 120 млрд, авиапрому 300 млрд. рублей.
Мне, естественно, ближе авиация. Честно скажу - 30 млрд. рублей для авиации это все равно, что ничего, «пшик». Для получения денег авиакомпаниям установили планку в 1 млн пассажиров, перевезенных за 11 месяцев – вот и все критерии. Понятно, что средства достанутся только 5-7 авиакомпаниям. А что остальные? Погибайте, как можете?
Совсем недавно министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина заявила, что господдержка предприятий не будет безвозмездной. По ее словам, Правительство намерено придерживаться принципа «помощь в обмен на эффективность». Но какой эффективностью могут похвастаться компании, которые перевезли 1 млн пассажиров за 11 месяцев прошлого года? И о какой эффективности можно говорить сейчас, когда общее снижение пассажирских перевозок уже достигло более 20%, а по отдельным компаниям дошло и до 50%?
Деньги и госгарантии не самый плохой выход для компании в период кризиса. Но результат-то всегда по таким просьбам один – отдать долю собственного бизнеса.
Дешевые кредиты. Для авиации дешевый кредит сейчас - это 16-18 процентов годовых (хороши льготы!), при рентабельности авиабизнеса в ноль, а порой и в минус. Взять такой кредит - сродни подписанию самому себе и своему бизнесу смертного приговора. Некоторые, правда, все равно берут. Может быть, в расчете на дополнительную поддержку или на списание безнадежной задолженности. Что ж, попасть в список компаний на выделение льготных кредитов - уже в определенной степени индульгенция. Хотя и временная.
Преференции и льготы. Отмена таможенных пошлин на воздушные суда. Отменили пошлины на самолеты вместимостью до 50 человек включительно и с массой пустого снаряженного аппарата от 2 до 15 тонн и широкофюзеляжные лайнеры вместимостью выше 300 мест. Решения об отмене таможенных пошлин на воздушные суда долго ждали более 150 российских перевозчиков. Что называется, дождались. Льготы по таможенным пошлинам получили на 9 месяцев бизнес-авиация, перевозящая с десяток тысяч пассажиров в год, и три авиакомпании-монополиста, использующие широкофюзеляжные самолеты или назначенные на определенные маршруты в рамках межгосударственных соглашений.
Субсидии. Для стимулирования сбыта отечественных автомобилей правительство стало субсидировать 8% от кредитной ставки на модели автомобилей массового сегмента. В авиации такой вид помощи применили к полетам на Дальний Восток. Очень хороший способ поддержать и так низкий пассажиропоток на дальнемагистральных направлениях. Правительство России утвердило программу субсидирования пассажирских авиаперелетов с Дальнего Востока в центр России и обратно. 120 тысяч человек, студенты и пенсионеры, смогут купить билет за полцены. Конечно, помочь малоимущим гражданам переместиться в первопрестольную и обратно за полцены - это здорово. Остается ответить на вопрос: что делать дальневосточным пенсионерам и студентам в Москве или наоборот московским студентам или пенсионерам в Хабаровске или Петропавловске-Камчатском? Им такие перелеты даже за полцены - непосильная ноша. А вот другим пассажирам такие льготы очень бы пригодились. Социальный характер подобных мер напоминает социалистический тип распределения услуг. Только как быть тогда с активным населением, создающим добавленную стоимость?
Государственный заказ. Такой поддержкой похвастать могут опять-таки немногие. Например, автопрому правительство может заказать обеспечение госслужб отечественными машинами. Вместо мерседесов и BMW правительство может закупать Волги Cайбер, Лады, УАЗы. Госзаказ в основном могут получить производители товаров. А вот сфере услуг, а тем более авиаперевозкам, госзаказ не светит.
Грустно наблюдать очередь к правительству с разными просьбами. Причем просьбы эти какие-то уж очень индивидуальные и краткосрочные, в расчете на то, что сейчас бы вырулить с помощью государства, а дальше уж как-нибудь протянем. Во многих отраслях нет единого отраслевого мнения, и авиация не исключение. Потому и не слышит государство призывов системно помогать отраслям, а не ограничиваться сиюминутными и не всегда оправданными шагами.
А что бы вы попросили у власти для бизнеса?
Комментарии
1на таких скоростях и высотах, на которых летает современная авиация- прыгать с парашутом- 100% самоубийство
при вынужденной посадке шансов у пассажиров гораздо больше