УСН

Упрощенная система налогообложения с 2003 года

Упрощенная система налогообложения с 2003 года

Истратова М.В.
эксперт "РНК"


Опубликовано: Журнал "Российский Налоговый Курьер" N 20 2002 год

С 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства", заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 262 части второй НК РФ, которая вносит революционные изменения в налогообложение малого бизнеса.

Организации и индивидуальные предприниматели, изЪявившие желание применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, должны в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года подать в налоговые органы заявление о переходе на данную систему. Кроме того, не все организации и индивидуальные предприниматели могут применять этот налоговый режим.

Цель настоящей статьи -- рассмотреть основные моменты, связанные с переходом и применением упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.

Уплата налогов при применении упрощенной системы

У организаций

При переходе на упрощенную систему налогообложения (далее -- УСН) организации освобождаются от уплаты следующих налогов:

-- налог на прибыль;

-- налог на добавленную стоимость;

-- налог с продаж;

-- налог на имущество организаций;

-- единый социальный налог.

Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты следующих федеральных налогов:

-- государственная пошлина;

-- таможенные пошлины;

-- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

-- налог на операции с ценными бумагами;

-- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

-- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

-- плата за пользование водными обЪектами;

-- налог на добычу полезных ископаемых.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты транспортного налога, который является региональным налогом[1].

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты следующих местных налогов:

-- земельный налог;

-- налог на рекламу;

- иные налоги и сборы, установленные местными законодательными органами в соответствии c действующим законодательством.

У индивидуальных предпринимателей

При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов:

-- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого в предпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т. п.) является плательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке;

-- налог на добавленную стоимость;

-- налог с продаж;

-- налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

-- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.

Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

В настоящее время индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее -- УСНУО), являются плательщиками НДС. При этом согласно ст. 145 НК РФ плательщики НДС могут получить при определенных условиях освобождение от уплаты налога. От уплаты НДС не освобождаются те индивидуальные предприниматели, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров, даже если выполняются все условия, предусмотренные в ст. 145 НК РФ. А практически все индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, являются продавцами подакцизных товаров. Следовательно, в настоящее время несмотря на применение УСНУО, такие индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС.

С введением в действие главы 262 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность и реализующие подакцизные товары, не будут являться плательщиками НДС. При этом производители подакцизных товаров не имеют права применять упрощенную систему налогообложения на основании ст. 34612 НК РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих федеральных налогов:

-- государственная пошлина;

-- таможенные пошлины;

-- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

-- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

-- плата за пользование водными обЪектами;

-- налог на добычу полезных ископаемых.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты транспортного налога, являющегося региональным налогом.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих местных налогов:

-- земельный налог;

-- налог на рекламу;

-- иные налоги и сборы, установленные местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

НДС на таможне и уплата страховых взносов

При приобретении имущества, в том числе товаров для их дальнейшей перепродажи по импорту, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от уплаты НДС при ввозе имущества на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме уплаты перечисленных выше налогов и сборов, взимаемых на основании Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -- Закон N 167-ФЗ).

Согласно Закону N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя и наемных работников. Согласно ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР за себя в виде фиксированного платежа. При этом его размер в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации[2].

На основании Федерального закона РФ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Кассовые операции и статистическая отчетность

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Тем самым они обязаны, в частности, использовать в своей деятельности контрольно-кассовые машины (ККМ). Порядок применения ККМ определен Федеральным законом от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Кроме того, организации также обязаны своевременно предоставлять статистическую отчетность, порядок заполнения, оформления и представления которой определен действующим законодательством.

Обязанности налогового агента

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Обязанность налогового агента возникает в указанных ниже случаях.

1. По налогу на добавленную стоимость у организаций и индивидуальных предпринимателей на основании ст. 161 НК РФ:

-- при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

-- при аренде федерального имущества, имущества субЪектов Российской Федерации и муниципального имущества;

-- при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Например, организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему, арендуют федеральное имущество, имущество субЪекта РФ или муниципальное имущество у органов государственной или муниципальной власти. В таком случае на них возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет соответствующей суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 161 НК РФ.

2. По налогу на доходы физических лиц у организаций и индивидуальных предпринимателей на основании ст. 226 НК РФ. Исчисление и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227 и 228 части второй НК РФ.

3. По налогу на прибыль у организаций при выплате налогоплательщикам налога на прибыль доходов в виде дивидендов в соответствии со ст. 275 НК РФ, а также в случае выплаты доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации, на основании ст. 310 НК РФ.

Исполняя обязанности налогового агента при выплате доходов иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, необходимо принимать во внимание положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

4. По налогу с продаж у организаций или индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 354 НК РФ, если по условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится указанными организациями или индивидуальными предпринимателями, то есть комиссионерами (поверенными, агентами), и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента). При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если он уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Допустим, в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала). В таком случае налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом), при этом сумма налога исчисляется им исходя из полной цены товара.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.

Отчетными периодами по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.

Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного обЪекта налогообложения определяются нарастающим итогом.

Выбор обЪекта налогообложения

Налогоплательщики -- как организации, так и индивидуальные предприниматели -- вправе самостоятельно выбрать обЪект налогообложения единым налогом. При этом на основании ст. 34614 НК РФ обЪектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Однако согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -- Закон N 104-ФЗ) начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 262 НК РФ, обЪектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, обЪект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года применяться не будет.

Различия между обЪектами налогообложения, применяемыми при переходе на упрощенную систему, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица условий применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного обЪекта налогообложения

Условия применения УСН

ОбЪект налогообложения

доходы

доходы, уменьшенные на величину расходов

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период

6% (ст. 34620 НК РФ)

15% (ст. 34620 НК РФ)

Порядок признания расходов в целях налогообложения

Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога

Перечень расходов приведен в ст. 34616 НК РФ и является закрытым. Порядок определения расходов установлен в ст. 34616 НК РФ

Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сумма единого налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога (квартальных авансовых платежей по налогу) (ст. 34621 НК РФ)

Вычет не производится

Уплата минимального налога

Минимальный налог не уплачивается

Уплачивается в порядке, предусмотренном ст. 34618 НК РФ

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 34618 НК РФ

Рассмотрим табл. 1 более подробно.

1. Различия между обЪектами налогообложения заключаются в применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок и порядке формирования налоговой базы.

2. Если в качестве обЪекта налогообложения выбраны доходы, для исчисления единого налога не имеют значения осуществленные налогоплательщиком расходы.

Для налогоплательщиков, которые в качестве обЪекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов, в ст. 34616 НК РФ предусмотрен порядок признания расходов. (Перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, является закрытым.) При этом необходимо, чтобы расходы соответствовали критериям, установленным в ст. 252 НК РФ. Кроме того, расходы, приведенные в закрытом перечне, принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному в статьях 254, 255, 263 и 264 НК РФ. Эти условия распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! В закрытом перечне расходов, на которые можно уменьшить полученные доходы, отсутствуют расходы на приобретение покупных товаров с целью их дальнейшей перепродажи.

Также в п. 3 ст. 34616 НК РФ установлен порядок уменьшения доходов на расходы, связанные с приобретением основных средств, как приобретенных до применения упрощенной системы, так и после перехода на упрощенную систему.

3. Налогоплательщики, выбравшие обЪектом налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму единого налога (квартальных авансовых платежей), подлежащих уплате в бюджет на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Пример 1

Организация (индивидуальный предприниматель), выбравшая в качестве обЪекта налогообложения доходы, рассчитывает сумму налога за 2003 год. Сумма фактически полученных доходов за 2003 год составила 2 500 000 руб. Сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год составила 280 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащего уплате за 2003 год:

2 500 000 руб. х 6% : 100% = 150 000 руб.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 34621 НК РФ сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%, рассчитаем, на какую сумму можно уменьшить налог:

150 000 руб. х 50% = 75 000 руб.

Сравним сумму, на которую можно уменьшить налог, и сумму уплаченных страховых взносов. Сумма уплаченных страховых взносов больше, чем сумма, на которую можно уменьшить налог. Следовательно, организация (индивидуальный предприниматель) уплатит в бюджет 75 000 руб. налога независимо от того, что страховые взносы, фактически уплаченные за 2003 год, превышают этот показатель.

Изменим условия примера.

Сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год составила 60 000 руб.

Сравним сумму, на которую можно уменьшить налог, и сумму уплаченных страховых взносов. Сумма уплаченных страховых взносов меньше, чем сумма, на которую можно уменьшить налог. Следовательно, организация (индивидуальный предприниматель) может уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов в полном обЪеме и перечислить в бюджет 90 000 руб. налога (150 000 руб. - 60 000 руб.).


4. Налогоплательщики, которые выбрали обЪектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают в бюджет сумму единого налога по окончании налогового периода в размере не менее минимального налога. Порядок уплаты налога в размере минимального налога установлен в п. 6 ст. 34618 НК РФ.

Чтобы определить, какой налог -- в размере минимального или исчисленный исходя из налоговой базы -- должен уплатить налогоплательщик, необходимо произвести следующие действия:

-- во-первых, определить сумму налога, исчисленную исходя из налоговой базы по окончании налогового периода;

-- во-вторых, определить размер дохода, полученного за налоговый период;

-- в-третьих, определить сумму минимального налога, умножив размер полученного дохода на 1%;

-- в-четвертых, сравнить сумму минимального налога и сумму налога, исчисленного исходя из налоговой базы. Если сумма минимального налога больше, чем сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы, в бюджет подлежит перечислить налог в размере минимального. Если сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы, больше, чем сумма минимального налога, в бюджет перечисляется сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы.

Пример 2

Доходы, полученные организацией (индивидуальным предпринимателем) за 2003 год, составили 4 000 000 руб.

Расходы, фактически оплаченные за 2003 год, составили 3 900 000 руб.

Налоговая база за 2003 год -- 100 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате по результатам работы за 2003 год, составляет 15 000 руб. (100 000 руб. х 15% : 100%).

Доходы, полученные за 2003 год, -- 4 000 000 руб.

Сумма минимального налога организации (индивидуального предпринимателя) за 2003 год составит 40 000 руб. (4 000 000 руб. х 1% : 100%).

В связи с тем что сумма минимального налога превышает сумму налога, исчисленного в общем порядке, организация (индивидуальный предприниматель) обязана перечислить в бюджет 40 000 руб.


Если налогоплательщиком по итогам работы за налоговый период получен убыток, он должен исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог. Это следует из нормы п. 6 ст. 34618 НК РФ. Согласно данной норме минимальный налог уплачивается, если он превышает исчисленный в общем порядке налог. Если по итогам налогового периода получен убыток, налог, исчисленный в общем порядке, равен нулю. Очевидно, что минимальный налог, исчисленный в размере 1% от полученных доходов, будет больше нуля и, следовательно, подлежит уплате в бюджет.

Пример 3

У организации (индивидуального предпринимателя), признающей обЪектом налогообложения доходы за вычетом расходов, за 2003 год получен убыток в размере 20 000 руб.

Доход, полученный организацией (индивидуальным предпринимателем) за 2003 год, составил 2 000 000 руб.

Так как по результатам работы за 2003 год получен убыток, налог не исчисляется.

Доход, полученный за 2003 год, составил 2 000 000 руб.

Сумма минимального налога организации (индивидуального предпринимателя) за 2003 год составит 20 000 руб. (2 000 000 руб. х 1% : 100%).

В связи с тем что организацией (индивидуальным предпринимателем) получен убыток, в бюджет подлежит перечислению минимальный налог в сумме 20 000 руб.


Налогоплательщики, уплатившие налог в размере минимального, имеют право в следующем налоговом периоде включить разницу между суммой уплаченного налога и суммой налога, исчисленного исходя из налоговой базы, в состав расходов при исчислении налоговой базы. На сумму разницы можно увеличить сумму убытка того налогового периода, в котором эта разница признается расходом.

5. Налогоплательщики, выбравшие обЪектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право на основании п. 7 ст. 34618 НК РФ перенести на будущее убытки, полученные по итогам предыдущих налоговых периодов, но не более чем на 10 налоговых периодов. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%.

Пример 4

Организацией (индивидуальным предпринимателем) по результатам работы за 2003 год получен убыток в сумме 100 000 руб.

В 2004 году доходы организации (индивидуального предпринимателя) составили 900 000 руб., а расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения, -- 600 000 руб.

Следовательно, обЪектом налогообложения является сумма 300 000 руб. (900 000 руб. - 600 000 руб.).

Рассчитаем, на какую сумму убытка можно уменьшить налоговую базу 2004 года:

300 000 руб. х 30% : 100% = 90 000 руб.

Организация (индивидуальный предприниматель) вправе уменьшить налоговую базу на 90 000 руб. Следовательно, налог будет исчисляться исходя из 210 000 руб. (300 000 руб. - 90 000 руб.).

В 2005 году доходы организации (индивидуального предпринимателя) составили 300 000 руб., а расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения, -- 150 000 руб.

Следовательно, обЪектом налогообложения является сумма 150 000 руб. (300 000 руб. - 150 000 руб.).

Рассчитаем, на какую сумму убытка можно уменьшить налоговую базу 2005 года:

150 000 руб. х 30% : 100% = 45 000 руб.

Организация (индивидуальный предприниматель) вправе уменьшить налоговую базу на оставшуюся сумму убытка 2003 года в размере 10 000 руб. (100 000 руб. - 90 000 руб.). Следовательно, единый налог будет исчисляться исходя из 140 000 руб. (150 000 руб. - 10 000 руб.).


Условия перехода на упрощенную систему с 1 января 2003 года

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, предусмотренный в главе 262 НК РФ, может применяться с 1 января 2003 года организациями и индивидуальными предпринимателями при определенных условиях. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой налогообложения и общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

На основании Закона N 222-ФЗ переход к УСНУО в настоящее время также носит добровольный характер. Однако применять УСНУО в 2002 году могут организации и индивидуальные предприниматели, подпадающие под критерий субЪектов малого предпринимательства, содержащийся в Федеральном законе от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее -- Закон N 88-ФЗ).

С 1 января 2003 года отсутствует ограничение на применение упрощенной системы налогообложения организациями, которые не являются малыми в соответствии с нормами Закона N 88-ФЗ.

В отличие от действующего в настоящее время Закона N 222-ФЗ на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации любых форм собственности, в том числе некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Условия перехода на упрощенную систему организаций

Не каждая организация, принявшая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, имеет право ее применять. Ограничения на переход на упрощенную систему налогообложения с 2003 года для отдельных категорий организаций и при осуществлении некоторых видов деятельности предусмотрены в ст. 34612 НК РФ.

Рассмотрим подробнее, какие ограничения установлены для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения.

Показатель размера доходов

Основным условием является показатель размера дохода от реализации, определяемого в соответствии со ст. 249 НК РФ. Данная статья определяет доход от реализации как выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручку от реализации имущественных прав.

В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении размера доходов от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ значение имеет выбранный организацией, являющейся плательщиком налога на прибыль, метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли. Как известно, с 1 января 2002 года в целях налогообложения прибыли организации могут признавать доходы по методу начисления в порядке, предусмотренном ст. 271 НК РФ, и по кассовому методу в порядке, определенном ст. 273 НК РФ.

Особо следует отметить, что в сумму доходов, рассчитываемых для целей перехода на упрощенную систему, не включаются внереализационные доходы.

Обратите внимание! В следующем номере журнала будет рассмотрен вопрос о порядке возврата к общему режиму налогообложения. При этом одним из условий возврата является получение доходов в размере свыше 15 млн. руб. Для этих целей учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.

Организациям необходимо иметь в виду следующее. Некоторые виды доходов, такие как доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, согласно главе 25 НК РФ признаются в составе внереализационных доходов. Однако на практике имеют место ситуации, когда указанные доходы организации получают регулярно и их размер может превышать доходы от обычных видов деятельности (от реализации товаров, работ, услуг). При этом сдача имущества в аренду (субаренду) или предоставление в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности не является основным видом деятельности организации.

Следовательно, в учетной политике для целей налогообложения организациям целесообразно отразить, в состав каких доходов -- от реализации или внереализационных -- организация включает перечисленные выше виды доходов. По нашему мнению, в приказе об учетной политике для целей налогообложения целесообразно отразить подробный перечень доходов организации, которые являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 249 НК РФ.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года сумма дохода от реализации организации по итогам девяти месяцев 2002 года не должна превышать 11 млн. руб. без учета НДС и налога с продаж, если такая организация является плательщиком указанных налогов.

В пункте 2 ст. 34612 НК РФ не сказано о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организаций, применяющих в 2002 году УСНУО, предусмотренную Законом N 222-ФЗ. В статье 34612 НК РФ речь идет о порядке определения доходов от реализации в соответствии с положениями ст. 249 НК РФ, которые применяются плательщиками налога на прибыль. Как известно, организации, применяющие УСНУО на основании Закона N 222-ФЗ, плательщиками налога на прибыль не являются.

Исходя из формулировки п. 2 ст. 34612 НК РФ доход от реализации должен быть определен по правилам ст. 249 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСНУО в 2002 году, могут для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года пересчитать доход за девять месяцев по правилам ст. 249 НК РФ, поскольку прямо это не запрещено.

У организаций, применяющих в 2002 году УСНУО, могут возникнуть проблемы при пересчете полученных доходов по правилам ст. 249 НК РФ. Проблема заключается в доходах от сдачи имущества в аренду (субаренду) и от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности. Организации, которые в 2002 году являются плательщиками налога на прибыль, в учетной политике для целей налогообложения могут предусмотреть порядок признания таких доходов в целях налогообложения, а у организаций, применяющих УСНУО в 2002 году, учетная политика для целей налогообложения не формировалась. Следовательно, такие организации могут столкнуться с проблемой: в состав каких доходов включить выручку при пересчете ее по правилам ст. 249 НК РФ.

По нашему мнению, если у организации доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности не являются предметом деятельности, они не должны включаться в доходы от реализации при их пересчете. В данном случае во избежание разногласий с налоговыми органами можно порекомендовать организациям оформить внутренний документ, определяющий порядок расчета доходов от реализации для осуществления перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года.

В пункте 3 ст. 34612 НК РФ приведен закрытый перечень организаций, которые не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения независимо от размера доходов от реализации.

В табл. 2 для сравнения приведены ограничения для применения упрощенной системы организациями, установленные главой 262 НК РФ и Законом N 222-ФЗ.

Таблица 2

Сравнительная таблица ограничений, установленных для применения упрощенной системы налогообложения организациями

После 1 января 2003 года не имеют права применять УСН

(ст. 34612 главы 262 НК РФ)

До 1 января 2003 года не имеют права применять УСНУО

(Закон N 222-ФЗ)

Организации, имеющие филиалы и (или) представительства

Ограничений не установлено

Банковские организации, за исключением небанковских кредитных организаций

Кредитные организации -- как банковские, так и небанковские

Страховые организации

Страховые организации

Негосударственные пенсионные фонды

Не содержит прямого ограничения

Инвестиционные фонды

Инвестиционные фонды

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Ломбарды

Ограничений не установлено

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров

Организации, занятые производством подакцизной продукции

Организации, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых

Ограничений не установлено

Организации, занимающиеся игорным бизнесом

Предприятия игорного бизнеса

Ограничений не установлено

Предприятия развлекательного бизнеса

Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции

Не содержит прямого ограничения

Организации, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД

Не содержит прямого ограничения

Организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога

Не содержит прямого ограничения

Организации, в которых доля участия других организаций превышает 25% в совокупности

Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субЪектов РФ, общественных и религиозных организаций (обЪединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субЪектами малого предпринимательства, превышает 25%

Организации, у которых средняя численность работающих превышает 100 человек

Организации, у которых предельная численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет 15 и более человек (с учетом филиалов и представительств)

Организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. руб.

Ограничений не установлено

Организации, доход которых за налоговый (отчетный) период превышает 15 млн. руб.

Совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему, превышает стотысячекратный МРОТ, установленный законодательством РФ

Ограничений не установлено

Некоммерческие организации

Ограничений не установлено

Организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий

Рассмотрим табл. 2 более подробно.

Наличие филиалов и представительств

В отличие от действующего в настоящее время порядка, предусмотренного Законом N 222-ФЗ, с 1 января 2003 года организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, которые не выделены в соответствии с гражданским законодательством в филиалы или представительства, ограничения на переход к упрощенной системе не установлены. Следовательно, организации, у которых обособленные подразделения не указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, имеют право на переход на упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание! В действующем в настоящее время законодательстве о налогах и сборах содержится определение обособленного подразделения организации, но нет определений филиала и представительства. Данные определения содержатся в ст. 55 ГК РФ.

Как следует из ст. 11 НК РФ, для целей налогообложения, чтобы признать любое территориально обособленное подразделение организации обособленным, имеет факт организации рабочих мест на срок более одного месяца. При этом для целей налогообложения не имеет значения, указано обособленное подразделение в учредительных документах или нет. На основании ст. 11 части первой НК РФ можно обратиться к другим отраслям законодательства РФ, если какие-то понятия и термины отсутствуют в законодательстве о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Руководители этих подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности в пределах полномочий, указанных в доверенности.

Переход на уплату ЕНВД

Не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ[3]. Следовательно, если организация осуществляет на территории субЪекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 34626 НК РФ, она не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Она в обязательном порядке должна применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Многопрофильные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, по иным видам деятельности применяют общий режим налогообложения.

Наличие в уставном капитале вкладов организаций

На основании пп. 14 п. 3 ст. 34612 НК РФ не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, если доля непосредственного участия в их уставном капитале других организаций составляет более 25%.

Для применения УСНУО не имеет значения размер доли участия в уставном капитале организации -- субЪекта малого предпринимательства. Доля такой организации может составлять и 100%. При этом организация, уставный капитал которой полностью состоит из вклада организации -- субЪекта малого предпринимательства, может применять упрощенную систему.

С 1 января 2003 года ситуация меняется. Теперь не будет иметь значения, что вклад в уставный капитал свыше 25% осуществил субЪект малого предпринимательства. Наличие вклада других организаций -- как коммерческих, так и некоммерческих, в совокупности превышающего 25% общего размера уставного капитала, является ограничением для применения упрощенной системы налогообложения.

Данное ограничение не распространяется на организации:

-- если уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;

-- среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 50%;

-- доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25%.

Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по численности

Подпункт 15 п. 3 ст. 34612 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек. При этом ее расчет осуществляется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.

При расчете средней численности работников необходимо руководствоваться постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121 "Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения".

Ограничение по стоимости амортизируемого имущества

Следует обратить внимание и на пп. 16 п. 3 ст. 34612 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб.

Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные обЪекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признаются основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. и нематериальные активы, срок использования которых свыше 12 месяцев.

Здесь необходимо отметить, что законодатели не определили, какую стоимость амортизируемого имущества необходимо учитывать при переходе на упрощенную систему. Напомним, что в ст. 257 НК РФ содержится порядок определения стоимости амортизируемого имущества. При этом амортизируемое имущество может иметь стоимость первоначальную, восстановительную, остаточную.

Трудно сказать, как применить данное ограничение на практике сейчас, если принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако, по нашему мнению, данная ситуация не будет носить повсеместный характер, потому что предельный размер стоимости имущества в 100 млн. руб. довольно большой показатель. А так как применение специального налогового режима в виде упрощенной системы рассчитано на субЪекты малого бизнеса, вряд ли этот вопрос вызовет огромные проблемы.

Однако данный вопрос нельзя трактовать однозначно. По нашему мнению, если у организации, которая желает применять упрощенную систему, первоначальная (восстановительная) стоимость будет превышать предельный размер, а остаточная стоимость позволяет перейти на упрощенную систему, можно воспользоваться нормой п. 7 ст. 3 части первой НК РФ. Данная норма все неясности законодательства о налогах и сборах трактует в пользу налогоплательщиков. Тогда такие организации могут применять упрощенную систему налогообложения.

Условия перехода индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему

В пункте 3 ст. 34612 НК РФ также установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. В отличие от организаций индивидуальные предприниматели, принявшие решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, не имеют ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 года. Таким образом, для перехода индивидуального предпринимателя на упрощенную систему размер его дохода за девять месяцев 2002 года не имеет значения.

В табл. 3 для сравнения приведены ограничения для применения упрощенной системы индивидуальными предпринимателями, установленные главой 262 НК РФ и Законом N 222-ФЗ.

Таблица 3

Сравнительная таблица ограничений, установленных для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

После 1 января 2003 года не имеют права применять УСН

(ст. 34612 главы 262 НК РФ)

До 1 января 2003 года не имеют права применять УСНУО

(Закон N 222-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом

Ограничений не установлено

Нотариусы, занимающиеся частной практикой

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД

Не содержит прямого ограничения

Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога

Не содержит прямого ограничения

Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек

Индивидуальные предприниматели, у которых предельная численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет 15 и более человек

Индивидуальные предприниматели, доход которых за налоговый (отчетный) период превышает 15 млн. руб.

Совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему, превышает стотысячекратный МРОТ, установленный законодательством РФ

Рассмотрим табл. 3 более подробно.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет на территории субЪекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 34626 НК РФ, он не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, по нашему мнению, по иным видам деятельности должны применять общий режим налогообложения.

Так же как и на организации, на индивидуальных предпринимателей распространяется ограничение по численности работников.

Не имеют права применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

Обратите внимание! В настоящее время порядок определения средней численности работников индивидуальными предпринимателями Госкомстатом России не установлен. Порядок, установленный постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121, распространяется исключительно на организации.

По нашему мнению, порядок определения средней численности работников для организаций можно применить и для индивидуальных предпринимателей.

Порядок перехода к упрощенной системе

Статья 34613 НК РФ определяет порядок перехода на упрощенную систему налогообложения.

Период для подачи в налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя заявления на переход к упрощенной системе налогообложения установлен с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Напомним, организации должны указать в заявлении размер дохода от реализации, полученного за девять месяцев текущего года. Сообщение в заявлении индивидуальными предпринимателями размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, носит добровольный характер.

На основании ст. 8 Закона N 104-ФЗ указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 31 августа 2002 года. Специальный налоговый режим, предусмотренный главой 262 НК РФ, вводится в действие с 1 января 2003 г. Соответственно для применения упрощенной системы с 2003 года организации и индивидуальные предприниматели должны в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года подать в налоговые органы заявления о переходе на упрощенную систему.

В главе 262 НК РФ не содержится прямого указания на разработку МНС России формы заявления о переходе на упрощенную систему. Однако для унификации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанных с применением упрощенной системы в соответствии с положениями главы 262 НК РФ, приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в частности, утверждена форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения". Данный приказ носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее представляется целесообразным использовать организациями и индивидуальными предпринимателями разработанную МНС России форму заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Что касается перехода на упрощенную систему налогообложения организациями, которые зарегистрированы в течение 2002 года, по нашему мнению, если организация зарегистрирована до 1 октября 2002 года, размер дохода от реализации определить можно, хотя все девять месяцев такая организация в 2002 году не отработала. Даже если организация зарегистрирована 30 сентября 2002 года, такой показатель, как доход от реализации за девять месяцев 2002 года, у нее существует.

В то же время для организаций, которые зарегистрированы после 1 октября 2002 года, существует противоречие. Согласно п. 2 ст. 34613 НК РФ вновь созданные организации могут применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации, но на основании ст. 8 Закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ она вводится в действие только с 1 января 2003 года. По нашему мнению, такие организации вправе перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 года, подав заявление о переходе на данную систему с 2003 года одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года, а также после 30 ноября 2002 года.

Индивидуальным предпринимателям при переходе на упрощенную систему не требуется определение размера доходов от реализации. Поэтому в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подать заявление на применение упрощенной системы с 1 января 2003 года.

Однако могут изЪявить желание применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели, которые зарегистрируются после 30 ноября 2002 года. В таком случае аналогичное противоречие возникает и у индивидуальных предпринимателей. По нашему мнению, индивидуальный предприниматель при представлении в налоговые органы после 1 декабря 2002 года заявления на применение с 1 января 2003 года упрощенной системы одновременно с подачей заявления о постановке на учет будет иметь право ее применять.

По всей видимости, данное противоречие можно рассматривать как техническую ошибку при подготовке законодательного акта. С точки зрения государственной политики в отношении малого бизнеса не должно быть ущемления организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в конце 2002 года, в праве на переход на упрощенную систему с 2003 года.

Данная ситуация возникает только в 2002 году и в случае решения ее в пользу налогоплательщиков не принесет негативных последствий для бюджета.

Во избежание возможных разногласий с налоговыми органами все-таки можно порекомендовать в данном случае следующее. Если планируется регистрация нового юридического лица после 1 октября 2002 года или регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица после 1 декабря 2002 года и есть желание применять упрощенную систему налогообложения, можно перенести регистрацию на период после 1 января 2003 года. В таком случае никаких проблем с применением упрощенной системы не возникнет. Она будет применяться с момента создания организации или с момента регистрации индивидуального предпринимателя.

(Продолжение следует.)



[1] Глава 28 части второй НК РФ "Транспортный налог" вводится в действие с 1 января 2003 года.

[2] На 2002 год минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части, а 50 руб. -- на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

[3] Данный специальный налоговый режим вводится в действие с 1 января 2003 года.

Комментарии

3
  • Над. К
    Вообще-то никого не обязывают переходить на упрощенку. Хотите переходите, хотите не переходите