В последние месяцы (может быть, сказалось холодное апрельское солнце) в людях прибавилось оптимизма. По своим знакомым замечаю, что упаднических настроений нет, стало больше интереса к чему-то новому. Но есть и настораживающие моменты.
Во-первых, появилась какая-то вялость, всем хочется отдохнуть, люди считают дни до выходных, долго рассуждают про пляж-море. Во-вторых, снова вернулась тяга к потреблению – народ внимательно внимает словам чиновников, что кредиты должны стать дешевле, уже планирует через пару месяцев занять на плазму, новый коммуникатор и т.д. Это пугает. Значит, кризис не сломил сформировавшуюся в последние годы потребительскую психологию.
Вообще, пора экономического бума была странным временем. Государство, которое говорило о необходимости повышать финансовую грамотность населения, большие ресурсы направляло на пропаганду различных кредитных продуктов, т.е. стимулировало потребление. Не отставали от него и сами банки. Иногда мне казалось, что мы стали жертвами заговора банкиров и маркетологов. Особенно в этом плане поражали женские глянцевые журналы. Открывая их, ты получал мощный внушающий удар – ПОТРЕБЛЯЙ! Если нет денег, строй карьеру, и ПОТРЕБЛЯЙ! Если ты не умеешь работать, занимай и ПОТРЕБЛЯЙ!
О необходимости инвестировать, создавать капитал, хотя бы на старость, никто старался не говорить. Нас не учили, что вкладываться нужно не в автомобили, а в реальные ценности. Хотя бы, в те же самые акции. Автомобиль – это классический плохой актив. Его стоимость не только не растет со временем, но он сам требует вложения дополнительных ресурсов для своего содержания. Акция, даже одна ценная бумага небольшого предприятия, - это доля в мировом ВВП. Причем доля, стоимость которой, как говорит статистика последних десятилетий, в долгосрочной перспективе будет только расти. Конечно, владение акциями – не самоцель. Это все-таки инструмент для последующего увеличения потребления. Но инвестиции – это вложение в будущее, стремление любой целью потреблять здесь и сейчас – признание того, что мы не видим для себя будущего.
Первые несколько месяцев кризиса люди тратили больше. Это была нормальная реакция на девальвацию рубля, деньги нужно было куда-то направить, чтобы они «не пропали». В начале года угар потребления, как мне казалось, прошел. Однако, это была всего лишь ремиссия, сейчас модель «жить, чтобы потреблять» возрождается. А кризис, что бы не говорили оптимисты, только начинается. Он еще прокатится по банковскому сектору и недвижимости, будут банкротства предприятий, будут новые увольнения. Любой из сторонников потребления через несколько месяцев может оказаться на улице, с минимальными сбережениями и необходимостью платить по кредитам. А масса таких люмпенов – это не только новый виток кризиса, но и база для социального взрыва. Примерно такие люди несколько лет назад ехали в Киев, на Майдан, чтобы получить свои 100 долларов и питание из расчета 30 гривен в день.
Между тем, сейчас самое время задуматься об инвестициях. Стоит вспомнить, что многие миллионеры делали свои состояния именно на таких падениях. Несмотря на ралли последних месяцев, кусочки мирового ВВП все еще стоят очень дешево. Да, на них нельзя смотреть скачанные в файлообменных сетях фильмы, зато они создают уверенность в будущем. К сожалению, в нашей стране пока нет особого доверия к инструментам фондового рынка. Сказываются и пирамиды, которые создаются и процветают до сих пор, и народные IPO. Последние, в какой-то мере, были полезны. По крайней мере, владельцами активов стали десятки тысяч наших сограждан. Но сами по себе эти проекты реализовывались крайне цинично – акции продавались людям с нулевым уровнем финансовой грамотности, тем же пенсионерам, которые несли в бумаги ВТБ «гробовые» деньги, не понимая рисков. В одном из наших офисов висит слоган «Фондовый рынок – не школа гуманизма». Очень правильное, на мой взгляд, утверждение. В итоге, мы получили отрицательный эффект, ощущение, что народ опять обманули.
А время для инвестиций, повторюсь, хорошее. Правда, инвестиции должны быть долгосрочными. Напомню, что после падения 1998 года, в результате которого индекс РТС потерял около 92% от своих максимальных значений, рынку потребовалось шесть лет для того, чтобы вернуться на докризисные уровни. Правда, в первый после падения год восстановление котировок происходило особенно быстрыми темпами.
Конечно, начинающему инвестору перед вхождением в рынок лучше получить минимальные знания, хотя бы на уровне прохождения бесплатного обучения через интернет. Полная версия упомянутого слогана: «Фондовый рынок – не школа гуманизма. Работе на нем надо учиться». Если нет времени, предлагаю универсальное решение – покупайте рынок в целом. Скажем, через паи индексного ПИФа. Это создает гарантию, что ваши активы будут расти вместе с экономикой России и минимизирует фактор субъективности или ошибок управляющего.
Комментарии
2Однако ключевое сейчас: "К сожалению, в нашей стране пока нет особого доверия к инструментам фондового рынка. Сказываются и пирамиды, которые создаются и процветают до сих пор.."
Тот, кто берет кредит на плазму, едва ли повернется личиком к туманным перспективам фондового рынка. Слишком часто бумаги-деньги и бумаги-акции становились просто бумагой. А телевизор - вон он, в уголочке стоит.