Для организации процедуры госзаказа учреждения могут привлечь стороннее юридическое лицо. В этом случае важно грамотно оформить документы. Избежать ошибок помогут советы Ольги Михайловны Воробьевой, заместителя директора Института госзакупок РАГС.
Возможность привлечь стороннего «помощника» определена законодательно
Из норм статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ следует такой вывод. Специализированная организация — это юрлицо, привлеченное государственным или муниципальным заказчиком для выполнения функций по размещению заказа путем проведения торгов (в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт).
Специализированную организацию можно привлечь для:
— разработки конкурсной документации, документации об аукционе;
— опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
— направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
— иных работ, связанных с проведением торгов.
Органы власти, уполномоченные на размещение заказов, тоже вправе привлекать к своей деятельности спецорганизации. Но только в случае, если это предусмотрено документом о создании уполномоченного органа.
Наем специализированной организации — выход из сложной ситуации?
Необходимость найма сторонних лиц для организации проведения торгов возникает у бюджетных учреждений (заказчиков), которые размещают большое количество госзаказов. Как правило, они не имеют в штатной структуре специальных служб, которые занимались бы исключительно размещением заказов. Поэтому вариантом решения проблемы может стать привлечение специализирующейся в этой области организации. Такое право им дает Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Обязанности, которые можно возложить на спецорганизацию, ограничены
Отметим, что законодатель ограничил участие спецорганизации только процедурами торгов, которые являются наиболее трудоемкими из всех существующих способов размещения заказа, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.
По сути, спецорганизация — это технический исполнитель, на которого нельзя возлагать принятие решения, в том числе по выбору победителя торгов и подписанию государственного или муниципального контракта. Есть и другие функции, которые на спецорганизацию переложить нельзя. Их должен выполнять заказчик.
Можно привлекать «помощника» к ряду обязанностей, не нарушая закон
Итак, действия спецорганизации ограничены и определенные виды работ она не может выполнять. Однако это не значит, что она совсем должна от них абстрагироваться. Организация может принимать в них активное участие. А порой без ее помощи и не обойтись. Поясню.
Определить начальную (максимальную) цену государст-венного или муниципального контракта имеет право только учреждение. Однако спецорганизация может проводить маркетинговые исследования рынка, подготавливать аналитические материалы. На основании этих сведений заказчик и будет принимать решение об установлении начальной (максимальной) цены и т. д. Такой подход не противоречит требованиям Закона № 94-ФЗ.
Круг основных задач стороннего организатора зависит от условий контракта
Объем функций, которые можно возложить на специализированную организацию, достаточно обширен, и варианты их комбинаций разнообразны. Это может быть полная передача на аутсорсинг всей работы по размещению заказов или отдельных ее этапов. Все зависит от конкретной ситуации и во многом от финансовых возможностей заказчика. Ведь очевидно, что чем больше работы будет переложено, тем больше будет стоимость ее услуг.
При этом перечень передаваемых спецорганизациям кон-кретных функций не окончательный. Его можно расширять и дополнять исходя из возникновения у заказчика конкретной потребности. Так, туда могут добавляться работы по взаимодействию с электронными площадками при проведении аукционов в электронной форме или с товарными биржами при включении данного способа в процесс размещения заказов.
И конечно, этот перечень может быть сокращен путем исключения отдельных функций или целых стадий процедуры размещения заказа. Также можно исключить, например, функции по проведению публичного торга в аукционе, закрепив их за заказчиком.
Учреждение должно самостоятельно решить, какую часть работы по размещению заказов переложить на спецорганизацию, а какую оставить за собой.
Принимая решение, следует помнить, что чем больше функций выполняет сторонняя организация, тем сложнее контролировать этот процесс, причем как целиком, так и его отдельные части.
Оформление правоотношений
С точки зрения Закона № 94-ФЗ услуги спецорганизаций являются стандартными и не содержат особых условий заключения договоров с ними или ограничений по выбору способа размещения заказа. Таким образом, возможно применение любого способа с учетом положений Закона № 94-ФЗ.
На что ориентироваться при выборе «помощника» заказчика
Услуги спецорганизаций не подлежат лицензированию или какому-то другому способу получения разрешений на осуществление этой деятельности. Не важна и форма собственности: акционерное общество, бюджетное учреждение или др. В связи с этим предъявлять к участникам какие-либо специальные требования, за исключением обозначенных в статье 11 Закона № 94-ФЗ, недопустимо. То есть главную роль занимает четкое описание требований к самой оказываемой услуге — техническое задание. От качества его подготовки во многом и будет зависеть результат.
Стоимость услуг спецорганизации
Специализированная организация не может оказывать учреждению услуги бесплатно. Ведь это противоречит нормам Закона № 94-ФЗ.
Рассмотрим вопрос формирования цены за оказываемые спецорганизацией услуги. На практике встречаются три основных подхода.
Проценты от цены контракта, заключаемого по итогам торгов, проводимых спецорганизацией.
При таком варианте устанавливают различные размеры стоимости услуг: от 0,3 до 5 процентов от начальной цены контракта. Иногда процент дифференцируется в зависимости от суммы контракта. Например:
— контракт до 999 000 руб. — 3 процента;
— при сумме контракта от 1 000 000 до 5 000 000 руб. — 1,5 процента;
— при сумме контракта свыше 5 000 000 руб. — 0,5 процента.
Помните об источнике оплаты расходов
Перед тем как перейти к вопросу формирования цены услуг спецорганизаций, следует понять, из каких источников заказчик вправе оплачивать такие услуги. Так, нельзя оплатить их из средств, выделенных на закупку продукции. Например, если для размещения заказа на приобретение компьютеров привлечена спецорганизация, нужно предусмотреть средства не по статье, предназначенной для учета покупки активов (в данном случае 310 «Увеличение стоимости основных средств»), а по другому коду расходов (обычно это статья 226 «Прочие работы, услуги»).
При этом следует помнить, что начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в рублях, а не в процентном соотношении.
Абонентское обслуживание. В таком случае цена колеблется в очень больших пределах от 1000 руб. в месяц до нескольких миллионов рублей в год. Причем среднее значение вывести очень сложно, так как сумма не всегда напрямую зависит от количества торгов или объема работы.
Фиксированная оплата за одну проведенную процедуру размещения заказа. Суммы такой единичной расценки тоже весьма различны: от 10 000 до 1 млн руб. Наиболее часто размер твердого вознаграждения колеблется в пределах 60 000–120 000 руб. за одну процедуру.
В некоторых случаях для расчетов применяют различные утвержденные методики расчета услуг спецорганизаций. Например: Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации (утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России, протокол от 12 февраля 1999 г. № 11) и др.
Оплата услуг стороннего организатора за счет победителя торгов неправомерна
На практике встречаются случаи, когда оплату услуг спецорганизации перекладывают на победителей торгов. Такой подход противоречит общим принципам государственных закупок. Это подтверждается письмом Минэкономразвития России от 25 апреля 2008 г. № Д05-1502. Чиновники считают, что требовать от победителя размещения заказа, с которым будет заключен госконтракт, возмещения расходов, связанных с работой спецорганизации, неправомерно.
Устанавливаем условия контракта
В проект контракта должны включаться все условия из заявки участника конкурса или полностью техническое задание, если проводили аукцион или запрос котировок. Если заключен договор при размещении заказа у единственного исполнителя, то должно включаться и техническое задание.
Дополнительно в контракте следует оговорить сроки и условия оплаты. Причем чем жестче такие условия (не выплачивается аванс, оплата только после полного исполнения контракта и пр.), тем меньше в торгах и котировках будет принимать участие фирм-однодневок, нацеленных на получение прибыли без качественного исполнения своих обязательств.
Если спецорганизация некачественно исполнит свои обязанности, а услуги будут оказаны, истребовать исправления или улучшения качества работы, а тем более возврата перечисленных денег, будет проблематично. Поэтому лучше заранее предусмотреть такой вариант развития событий и установить полный расчет только после выполнения контракта. Это можно сделать поэтапно, например после каждой проведенной процедуры размещения заказа, или полностью после завершения действия контракта.
Ответственность в случае неправомерных действий спецорганизации
На кого она ляжет? К сожалению, большая ее часть — на должностных лиц заказчика. И Закон № 94-ФЗ прямо это предусматривает.
В частности, в части 4 статьи 6 Закона № 94-ФЗ сказано, что заказчик (уполномоченный орган) несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации.
За нарушения отдельных требований Закона № 94-ФЗ статьями 7.30 и 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции.
В заключение отмечу, что, если спецорганизация не устраивает учреждение, заключенный с ней контракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон или в одностороннем порядке по решению суда.
Начать дискуссию