председатель Клуба бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций
Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №3 / 2004
С 1 января 2004 г. вступила в силу глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ, полностью отменившая все ранее действовавшие нормативные и законодательные акты по налогу на имущество предприятий.
Основные новшества сводятся к следующему.
Во-первых, плательщиками налога становятся все российские организации.
Во-вторых, изменяется объект налогообложения. Отныне налогом будут облагаться только основные средства, признаваемые в качестве таковых в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. К числу объектов налогообложения более не относятся: запасы, затраты, расходы будущих периодов и нематериальные активы.
В-третьих, для некоммерческих организаций, не начисляющих амортизацию по основным средствам, приобретенным за счет целевых поступлений или полученным безвозмездно и используемым в основной уставной непредпринимательской деятельности, наступила ясность в вопросе начисления износа в целях начисления налога на имущество. Ранее, т.е. до вступления в силу главы 30 НК РФ, некоторые эксперты утверждали, что поскольку пунктом 17 ПБУ 6/01 по основным средствам некоммерческих организаций предусмотрено начисление износа за балансом лишь один раз в году, то и для целей начисления налога на имущество в течение года величина износа не меняется (кроме случаев приобретения или выбытия объектов). Более удобной для налогоплательщиков точки зрения придерживались и налоговые органы. По их мнению, следовало руководствоваться следующей логикой. В соответствии с действовавшим в тот период Федеральным законом «О налоге на имущество предприятий» объектом налогообложения по основным средствам являлась остаточная стоимость. Износ же объектов происходит независимо от правил его отражения в бухгалтерском учете. Поэтому некоммерческая организация имела право в целях начисления налога на имущество вести отдельный учет износа, начисляемого ежеквартально, несмотря на то что в бухгалтерском учете она начисляла его один раз в год. Об этом говорилось в письме УМНС по г. Москве от 23 августа 2002 г. № 23-10/2/39031 (носит статус официальной переписки).
Теперь же на законодательном уровне закреплено, что «в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода» (п. 1 ст. 375 НК РФ).
В-четвертых, для всех организаций изменился порядок определения среднегодовой стоимости имущества. Если ранее здесь было достаточно данных об остатках по соответствующим счетам бухгалтерского учета на 1-е число каждого квартала, то теперь требуются сведения об остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого месяца. Сама же формула расчета среднегодовой стоимости выглядит так:
В-пятых, изменилась ставка налога. Если ранее максимальный размер ставки составлял 2%, то теперь он увеличен до 2,2%. Подавляющее большинство регионов России установили именно максимальную ставку налога.
В-шестых, изменилась форма налоговой декларации по налогу на имущество. Если органы власти субъекта Федерации не утвердили региональную форму декларации по этому налогу, то применяется форма, утвержденная приказом МНС РФ от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2004 г., регистрационный № 5690).
В-седьмых, изменен и существенно сокращен перечень льгот по налогу на имущество. Льготы, предусмотренные главой 30 НК РФ, можно разделить на три группы:
1. Льготы, срок действия которых не ограничен, распространяющиеся на все имущество организации.
К этой группе, в частности, относятся:
- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций (п. 14 ст. 381);
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню1, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) (п. 3 ст. 381).
2. Льготы, срок действия которых не ограничен, распространяющиеся на отдельные объекты имущества.
К этой группе, в частности, относятся:
- имущество, используемое религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381). Что именно относится к такому имуществу, законодатель не расшифровывает. Определенным образом можно утверждать, что под действие этой льготы подпадают культовые здания и сооружения, молитвенные дома, иконостасы, печи для изготовления просфор и т.п. Остается неясным, относятся ли к льготируемому имуществу автомобили, используемые для перевозки священнослужителей, паломников, учеников воскресных школ; грузовой транспорт, сельскохозяйственная техника и инвентарь, принадлежащие монастырям, и многие другие объекты, необходимые для нормального функционирования храмов, монастырей;
- имущество, используемое общероссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, используемое ими для осуществления их уставной деятельности;
- имущество, используемое учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, используемое ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (п. 3 ст. 381);
- объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 381);
3. Льготы, действующие в течение ограниченного срока (до 1 января 2006 г.), в отношении отдельных объектов имущества.
К этой группе, в частности, относятся:
- объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 6 ст. 381);
- объекты социально-культурной сферы, используемые организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381). И прежде, и теперь сохраняется неопределенность, можно ли в рамках этой льготы исключать из налогооблагаемой базы административное имущество: например, в образовательных учреждениях — оборудование администрации, отдела кадров, бухгалтерии, учебной части и т.п., а также стоимость других объектов, необходимых для нормального функционирования учебного процесса, в том числе столовых, коридоров, туалетов и т.д.
Помимо льгот, установленных федеральным законодательством, пунктом 2 статьи 372 НК РФ органам законодательной власти субъектов Федерации разрешено вводить дополнительные льготы по налогу на имущество.
Например, в г. Москве такие льготы введены Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» и предоставляются, в частности:
- организациям, использующим труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота не распространяется: на имущество, сдаваемое в аренду организациями, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет менее 50 человек; на организации, занимающиеся реализацией брокерских и иных посреднических услуг, производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (п. 7 ст. 4);
- организациям — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры, включенных в соответствии с Законом города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий и являющихся городской собственностью (п. 8 ст. 4);
- организациям — в части стоимости находящихся на их балансе многоэтажных гаражей-стоянок (п. 9 ст. 4) и объектов жилищного фонда (п. 10 ст. 4);
- объединениям собственников жилья, действующим в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (п. 11 ст. 4);
- организациям, получившим Паспорт благотворительной организации в соответствии с Законом города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 «О благотворительной деятельности» (п. 12 ст. 4).
1 Этот перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. № 90.
Начать дискуссию