Бюджетный учет

Ограничения при трате средств

Учреждения получают финансирование по определенным статьям бюджетной классификации РФ. Но всегда ли у них есть право потратить средства по своему усмотрению в рамках конкретных кодов расходов? По этому вопросу часто возникают спорные ситуации…

Учреждения получают финансирование по определенным статьям бюджетной классификации РФ. Но всегда ли у них есть право потратить средства по своему усмотрению в рамках конкретных кодов расходов? По этому вопросу часто возникают спорные ситуации…

Когда есть возможность тратить средства
Принимая решение о трате средств на те или иные нужды, учреждения должны опираться на нормы бюджетного законодательства.
Согласно установленным правилам, учреждения расходуют бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой и в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Получается, что бюджетники могут тратить имеющиеся средства, но с учетом ограничений.
Во-первых, у них должны быть утверждены по смете суммы по соответствующим кодам.
Во-вторых, если учреждение планирует расход по конкретной статье (подстатье) бюджетной классификации РФ, то остаток средств по ней должен быть достаточным.
На первый взгляд кажется, что при наличии средств, которые числятся по статье 290 «Прочие расходы», учреждение вправе потратить их по любому направлению, предусмотренному для данного кода Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н). В том числе и на приобретение подарков работникам. Ведь такой вариант расходования средств в рамках кода 290 предусмотрен указанными нормами.
Но не все так просто…


Могут быть определенные ограничения
Иногда потратить средства на оплату тех или иных затрат нельзя из-за положений внутриведомственных актов, иногда из-за рамок, установленных по общим нормам.
В смете установлена детализация. Возможность израсходовать средства, предусмотренные по смете по статье 290 на покупку подарков, может отсутствовать из-за детализации, обозначенной в бюджетной смете учреждения.

Дело в том, что, согласно Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений (утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н), правила составления и ведения смет подведомственными учреждениями устанавливают вышестоящие распорядители средств бюджета. Они могут потребовать отражения в смете всех направлений расхода, которые планируются по одному коду бюджетной классификации РФ (то есть детализировать статьи и подстатьи по видам предполагаемых расходов).
В подобном случае если среди прочих по коду 290 затраты на покупку подарков работникам не предусмотрены, то соответственно такая операция в учреждении невозможна.
Средства поступили на определенные цели. В том случае, если средства выделены в рамках целевой программы (подпрограммы), их также нельзя тратить на иные нужды. Исключение – случаи, специально оговоренные в программе.

Срок расходования средств ограничен. Также есть ограничения по срокам использования средств. И о них следует помнить. Поясним.

Остатки доведенных на определенный финансовый год средств необходимо использовать до его окончания. Так как статьей 242 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Кроме того, нужно учитывать сроки, установленные для возможности осуществления последних операций по кассовому расходу с лицевых счетов. Их устанавливает Минфин России своими приказами о Порядке завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. В 2008 году такой Порядок был утвержден приказом от 6 июня 2008 г. № 56н. В пункте 3 Порядка установлено, что учреждения могут подать документы на осуществление кассового расхода в органы казначейства не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года. Документы для исполнения операций по выплатам за счет наличных денег должны быть представлены в казначейство не позже чем за два рабочих дня до конца года.
Правда, это правило не распространяется на средства, полученные в рамках приносящей доход деятельности в финансовом году. Ведь их можно использовать и в течение последую-щих периодов.

В заключение заметим, что затраты по приобретению подарков отражают по коду 290 только в том случае, если они приобретены для работников. Стоимость детских подарков можно оплатить только за счет внебюджетных средств. Ведь непосредственно к прочим расходам учреждения они не относятся.

Мнение специалиста

— У бюджетного учреждения по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ числятся средства. Можно ли за счет них приобрести подарки для штатных работников?

— Действительно, расходы по оплате подарков следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ, работодатель может поощрить работников за добросовестный труд (в том числе наградить ценным подарком). Возможны и другие виды поощрений работников за труд. Их определяют коллективным договором или внутренним нормативным актом учреждения.
Но все же по вопросу правомерности и процедуры осуществления указанных расходов учреждению следует обратиться к вышестоящему распорядителю средств бюджета.И.Ю. Кузьмин,
референт государственной гражданской службы 2-го класса

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию