За офис платить экологический сбор не нужно
Президиум ВАС РФ считает, что взносы за «офисный» мусор платить должно предприятие, которое размещает отходы. Сам офис от платы освобожден.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08
Судьи пришли к такому выводу: у компаний не возникает обязанности платить экологические взносы с офисного мусора. А значит, чиновники не вправе требовать, чтобы все организации без исключения платили за загрязнение окружающей среды.
Высший арбитражный суд РФ рассмотрел дело, в котором проверяющие из Ростехнадзора потребовали от компании уплаты штрафа за неперечисление экологических взносов на основании статьи 8.41 КоАП РФ (с юридического лица могут взыскать от 50 000 до 100 000 руб.). По мнению чиновников, организация должна была платить за загрязнение окружающей среды, так как имеет офис и использует оргтехнику, из-за которой возникают бытовые отходы.
Однако судьи с выводами проверяющих не согласились. ВАС РФ привел следующий аргумент. В каких случаях необходимо перечислять экологическую плату, говорится в пункте 1 Порядка… утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Перечислим эти случаи:
- - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- - размещение отходов;
- - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, элект-ромагнитные, радиационные воздействия и др.).
Из указанного Порядка следует, что платить экологические взносы обязаны в том числе компании, занимающиеся размещением отходов. Но не фирмы, у которых отходы возникают. Под размещением, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, понимается хранение и захоронение отходов. Причем такая деятельность предполагает использование специально отведенных для отходов хранилищ, внесенных в реестр объектов размещения. Из этого судьи ВАС РФ сделали следующий вывод. Размещением отходов занимаются специализированные компании. Именно они и являются плательщиками экологического взноса. А обычные компании, у которых возникает офисный мусор, такую плату вносить не обязаны. Теперь в связи с появлением постановления Президиума ВАС РФ чиновники должны изменить свою точку зрения и перестать требовать перечислять экологическую плату со всех компаний.
Минфин: «упрощенщики» вести бухучет обязаны
Якобы причина в том, что без бухучета ООО не сможет, в частности, распределять прибыль или формировать баланс при ликвидации.
Письмо Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 07-05-08/156
Общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета. К этому выводу пришли чиновники, несмотря на то, что положение об освобождении от указанных обязанностей для «упрощенщиков» прямо предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Минфиновцы обнаружили, что норма, позволяющая «упрощенщикам» не вести бухучет, противоречит Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Свой вывод чиновники объяснили таким образом. ООО не смогут без бухгалтерского учета выполнить некоторые требования Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно: сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки и долю участника при выходе из общества, формировать разделительный или ликвидационный балансы при реорганизации или ликвидации.
В письме Минфин России отметил, что Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» являются специальными для ООО. Это означает, что ими нужно руководствоваться, даже если они противоречат законодательству о бухучете. То есть ООО, применяющие специальный налоговый режим, не вправе отказаться от ведения бухучета. Но этим выводом Минфин России не ограничился. Чиновники указали в письме, что «упрощенщики» обязаны не только вести бухучет, но и сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчетность, как того требует статья 15 Федерального закона № 129-ФЗ.
Не исключено, что письмо Минфина России приведет к тому, что налоговики начнут требовать от «упрощенщиков» бухгалтерские отчеты. Но пока этого не произошло, можно руководствоваться разъяснениями налоговиков, позволяющими не сдавать бухгалтерскую отчетность при «упрощенке» (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 12 декабря 2007 г. № 18-11/118639@). Тем более что Федеральный закон № 129-ФЗ и подпункт 5 статьи 23 Налогового кодекса РФ по-прежнему предусматривают освобождение от ведения бухучета.
Если сотрудник задержался в командировке, возникают налоговые риски
Даты в билетах и приказе о командировке должны совпадать. Иначе стоимость проезда в налоговом учете списать нельзя. Но рисков можно избежать.
Письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74
Чиновники рассмотрели ситуацию, когда предполагалось, что командировка закончится в пятницу, но работник вернулся к месту постоянной работы в воскресенье. Минфин России разъяснил, какие налоговые риски могут возникнуть у компании и как их можно избежать.
Какое число является последним днем командировки, директор компании определяет в приказе по форме № Т-9. В идеале этот день должен совпадать с датой приезда сотрудника.
Если же дата возвращения сотрудника (отражена в обратном билете) не будет совпадать с последним днем командировки (отражен в приказе), у компании возникают следующие риски. Стоимость обратного билета не получится учесть при расчете налога на прибыль. А если организация все-таки оплатила такой билет сотруднику, то данная сумма будет считаться его доходом в натуральной форме и облагаться НДФЛ. Избежать таких рисков можно, если задержка сотрудника в командировке обоснованна. Ведь, как отметили чиновники, затраты на проезд работника компания понесла бы в любом случае. Независимо от того, сколько времени работник фактически находился в служебной поездке. Рассмотрим два случая, когда задержку можно обосновать.
Срок командировки был продлен. Задержка работника может быть вызвана производственной необходимостью. Тогда, чтобы обосновать возвращение в выходной, директору достаточно издать приказ о продлении командировки. То, что сотрудник работал в выходные, будет подтверждать также дата заполнения графы «Выбыл из…» в командировочном удостоверении.
Сотрудник вернулся в выходной из-за проблем с транспортом. Предположим, сотруднику пришлось задержаться в командировке по техническим причинам (не было билетов, отменили рейс и т. п.). Обосновать расходы на покупку обратного билета можно опять же в приказе руководителя. Такой вывод подтверждает, например, и постановление ФАС Уральского округа от 19 июня 2007 г. № Ф09-3838/07-С2. Судьи указали, что даже если даты в билете и командировочном удостоверении не совпадают, компания обязана возместить работнику стоимость проезда (ст. 167, 168 Трудового кодекса РФ).
Иногда реквизиты платежки в счете-фактуре не нужны
Бухгалтер компании-продавца может не приводить в счете-фактуре реквизиты платежного поручения, если товар оплачен и отгружен в один день.
Письмо Минфина России от 30 марта 2009 г. № 03-07-09/14
Минфин России разъяснил, что если оплата за товары (работы, услуги) поступила продавцу в день отгрузки, то указывать в счете-фактуре реквизиты платежно-расчетного документа не надо. Об этом сказано в письме от 30 марта 2009 г. № 03-07-09/14.
В статье 169 Налогового кодекса РФ прописан только один случай, когда в счете-фактуре необходимо указывать реквизиты платежного поручения: если продавец получил от покупателя стопроцентный или частичный аванс. Но в рассматриваемой ситуации (оплата и отгрузка произошли в один день), как справедливо заметил Минфин России, аванса не возникает. Следовательно, заполнять строку 5 счета-фактуры не нужно.
Раньше налоговики часто требовали, чтобы в подобной ситуации реквизиты платежного документа были указаны. В противном случае покупатель рисковал столкнуться с претензиями проверяющих к вычету НДС. Право на вычет приходилось отстаивать в судах (см., например, постановление ФАС Московского округа от 3 мая 2007 г. № КА-А40/3433-07). Но теперь в связи с появлением разъяснения Минфина России налоговики должны прекратить предъявлять подобные незаконные требования.
Уточнен порядок перечисления налоговых авансов, когда крайний срок - выходной
Чиновники Минфина уточнили, что в таком случае авансовый налоговый платеж можно перечислить в первый же рабочий день, следующий за выходным.
Письмо Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 03-05-04-01/13
Чиновники разъяснили, до какого числа следует перечислять авансовые платежи по налогам в следующей ситуации. Законодательство требует заплатить аванс в течение определенного периода - например, двадцати дней после окончания квартала. Такая формулировка (когда не указывается четкая дата - крайний срок) часто встречается в региональных законах и местных нормативных актах.
Финансисты разъяснили, что в такой ситуации следует применять общий порядок (ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). То есть если в законодательстве не сказано, что крайний срок определяется исходя из календарных дней, то следует брать рабочие. Предположим, последний день выпал на праздник или нерабочий день. Тогда крайний срок переносится на ближайший рабочий день, следующий за выходными.
Но Минфин России решил, что выходные - это не суббота и воскресенье, а дни, которые являются нерабочими в соответствии с трудовым распорядком налогоплательщика. Скажем, если в компании установлена шестидневка, то, по мнению чиновников, крайний срок, выпавший на субботу, переноситься на понедельник не будет.
Конечно, вывод чиновников абсурден. Ведь в субботу и воскресенье, как правило, не работают банки и бухгалтерия. А значит, перечислить в эти дни авансы затруднительно. Поэтому крайний срок, выпавший на субботу и воскресенье, вполне может быть перенесен на ближайший рабочий день.
Объяснено, как отчитываться за землю, совмещая «упрощенку» и ЕНВД
По земле, занятой лишь в «упрощенной» деятельности, - отчет раз в год. По участкам, задействованным еще и в бизнесе на ЕНВД, - раз в квартал.
Письмо Минфина России от 6 апреля 2009 г. № 03-11-09/123
С 2009 года «упрощенщики» получили право не отчитываться по земельному налогу в течение года. «Вмененщики» такой привилегии лишены. Минфин России разъяснил, надо ли отчитываться в ситуации, когда компания (предприниматель) совмещает эти два спецрежима (письмо Минфина России от 6 апреля 2009 г. № 03-11-09/123). По мнению чиновников, все зависит от того, в какой деятельности «спецрежимник» использует принадлежащие ему земельные участки.
Если все виды деятельности ведутся на одном земельном участке, компания (предприниматель) от представления налоговых расчетов не освобождается. То же самое можно сказать про ситуацию, когда у налогоплательщика есть несколько участков, и на всех ведется как «упрощенная» деятельность, так и «вмененная». Иная ситуация, если у налогоплательщика есть один или несколько участков, на которых «вмененная» деятельность не ведется. По ним в течение года можно не отчитываться.
Кроме того, чиновники в своем письме напомнили, что новые правила касаются только сдачи отчетности. Платить авансы по земельному налогу надо по-прежнему.
Коротко о других изменениях
Для кого | Суть изменений | Реквизиты |
Для всех организаций | Из пункта 18 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» исключен первый абзац. Он устанавливал, что понимается под способами ведения бухгалтерского учета, которые необходимо раскрывать в учетной политике и отчетности. Впрочем, изменение носит технический характер. Какую информациию необходимо раскрывать в учетной политике и отчетности, установлено другими ПБУ. | Приказ Минфина России от 11 марта 2009 г. № 22н |
Для организаций, в которых работают иностранцы | В приказе ФМС России установила, кто из иностранцев, приехавших из безвизовых стран, вправе получить разрешение на работу на срок не более 12 месяцев независимо от квоты. Речь идет о сотрудниках, у которых до заключения трудового договора с компанией уже было разрешение сроком до 90 дней. | Приказ ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36 |
Для всех организаций | Внесены изменения в статью 825 Гражданского кодекса РФ. Благодаря изменениям финансовыми агентами по договору факторинга могут быть не только банки, но и коммерческие организации. | Федеральный закон от 9 апреля 2009 г. № 56-ФЗ |
Для всех организаций | Чиновники разъяснили, какие документы будут свидетельствовать о том, что компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагента. А значит, действовала добросовестно. В частности, такими документами могут быть: копия свидетельства о постановке контрагента на налоговый учет, доверенность на право подписи документов от представителя партнера, информация о деятельности компании из официальных источников. | Письмо Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177 |
У НАС В ГОСТЯХ
НДС будут возмещать без проверки под гарантию банка
Статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей ШАТАЛОВ рассказал о налоговых поправках ближайших трех лет.
- Минфин сейчас разрабатывает и согласовывает с ведомствами налоговую политику на ближайшие три года. Что ожидает налогоплательщиков?
- Действительно, мы вскоре представим в правительство согласованный с другими ведомствами проект налоговой политики на ближайшие три года.
Что предлагает Минфин? Первое - это ускоренное возмещение налога на добавленную стоимость. Налогоплательщики смогут вернуть НДС в заявительном порядке в течение 30 дней после подачи декларации, то есть еще до завершения камеральной проверки. Но для этого компания должна предоставить гарантию надежного банка на сумму возмещения. Если в результате проверки инспекция откажет компании в возмещении НДС, ей придется сначала вернуть средства и только потом оспаривать отказ в суде. Думаю, эта норма может начать действовать с июля этого года.
Еще мы планируем сделать работоспособным механизм отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов.
- Каким образом?
- Сейчас для того, чтобы получить рассрочку по уплате налогов, организация должна доказать, что единовременная уплата налогов повлечет ее банкротство. При этом органа, уполномоченного подтвердить угрозу банкротства, не существует. Такими полномочиями следует наделить непосредственно налоговые органы, тем более что в делах о банкротстве именно они представляют государство. Тогда нормы закона заработают.
- А еще какие-нибудь налоговые послабления будут?
- В ближайшем будущем должны быть решены проблемы, которые связаны, условно назову, с обременением бизнеса. Компаниям зачастую за свой счет приходится строить и безвозмездно передавать на балансы местных властей различные объекты социальной инфраструктуры: подстанции, мосты, дороги и прочее. Это создает массу проблем как по налогу на прибыль, так и по НДС. Пришло время упорядочить отношения властей и налогоплательщиков и снять налоговые вопросы.
- Недавно правительство приняло решение о замене ЕСН страховыми взносами с 2010 года…
- Действительно, решение принято. Переход будет произведен в два этапа. В 2010 году сохранится ставка 26 процентов при зарплатных выплатах до 415 000 рублей. В 2011 году ставка повысится до 34 процентов. Однако я думаю, что в связи с этим переходом возникнет целый ряд проблем с администрированием взносов, которые еще только предстоит решить.
- С чем связаны эти проблемы?
- Администратором большинства платежей станет Пенсионный фонд. Фонд получит право проводить проверки, которые очень будут напоминать налоговые. Для этого придется принимать соответствующие законы и формировать новые команды контролеров. По оценкам Пенсионного фонда, нужно будет создать около 10 000 рабочих мест. Мы предлагали оставить функцию администрирования за налоговыми органами, однако эта позиция не нашла поддержки.
- Прокомментируйте, пожалуйста, предложения главы ФНС Михаила Мокрецова, в числе которых введение налога с оборота, спецрегистрация плательщиков НДС и другие инициативы.
- Минфин не поддерживает идею по введению нового налога. Но некоторые предложения заслуживают внимания. Например, расширение доступа к информации о банковских проводках. Эта идея вполне разумная и правильная. Такая практика широко распространена и в других странах.
- А предложение по спецрегистрации плательщиков НДС поддерживаете?
- Идея правильная, но то, что предложено ФНС по спецрегистрации плательщиков НДС, - слишком жесткая конструкция. Получится, что несоблюдение определенных правил контрагентом лишает компанию права на вычет по НДС. Мы обсуждали это с ФНС, и они согласились.
- Наверное, налоговики боятся, что в кризис будет больше желающих уклониться от уплаты налогов…
- Конечно, в условиях кризиса увеличиваются риски того, что будет расширяться практика уклонения от налогообложения. Это серьезный вызов, в том числе для налоговых органов. Но тем не менее мы не предполагаем никаких репрессивных мер. Наоборот, мы призываем внимательнее и аккуратнее работать с налогоплательщиками на основе более глубокого анализа их деятельности.
Беседовала О. Пережогина
Начать дискуссию