НК РФ

Как уберечься от доначислений и штрафов тем, кто применяет скидки

Многие торговые сети для привлечения покупателей используют скидки, существенно снижая цену. Если она отклоняется от среднерыночной более чем на 20 процентов, есть вероятность, что инспекция при проверке привлечет компанию к ответственности. Как обезопасить себя от претензий налоговых органов?

Многие торговые сети для привлечения покупателей используют скидки, существенно снижая цену. Если она отклоняется от среднерыночной более чем на 20 процентов, есть вероятность, что инспекция при проверке привлечет компанию к ответственности. Как обезопасить себя от претензий налоговых органов?

Путь инспекции к рыночной цене тернист

Руководством для исчисления рыночных цен служат пункты 4–11 статьи 40 Налогового кодекса. При этом во внимание принимают сделки между взаимонезависимыми лицами либо между зависимыми, если их отношения не повлияли на финансовую сторону вопроса. Рассматриваются договоры, заключенные на сопоставимых условиях (по количеству товара, срокам исполнения и т.п.). Если сделок с идентичными или однородными товарами нет или о них ничего не известно, для расчета используется метод цены последующей реализации или затратный. Результаты подтверждают официальными источниками информации или биржевыми котировками. Как видим, определить рыночную цену непросто. Далеко не по всем товарам сведения доступны, часто вообще невозможно что-либо узнать о сделках по идентичным и однородным товарам, тем более на сопоставимых условиях.

Скидка более чем на 20 процентов – еще не повод доначислять компании доход и соответственно налог. В закономерности крупной скидки можно и нужно убедить проверяющих, для чего можно воспользоваться пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса.

На вооружении – судебная практика

Если вы снизили цену и опасаетесь, что налоговики могут истолковать ситуацию не в вашу пользу, лучше подстраховаться и мотивировать скидки. Причиной может быть ухудшение качества изделия или моральное старение.

Если инспекторы доначислили доход, еще не все потеряно. Внимательно изучите материалы проверки. Установить рыночную цену нелегко, и если контролеры не привели сведения о состоянии рынка, расчет или ссылку на официальные источники, не бойтесь обращаться в суд. Факта неподтверждения рыночных цен достаточно, чтобы штрафные санкции были отменены. Официальными источниками о рыночных ценах, по мнению ФАС Северо-Западного округа, не могут служить:

– коммерческие организации, в компетенцию которых не входит статнаблюдение за уровнем цен (постановление от 08.01.02 № А56-10576/01);

– органы власти (постановление от 17.04.01 № А26-4221/00-02-04/242);

– наиболее высокая из цен самой компании (постановление от 03.06.05 № А56-43517/04);

– отраслевые методики расчета рыночных цен (постановление от 31.07.01 № А05-1775/01-128/20);

– торгово-промышленная палата (постановление от 13.05.02 № А56-859/02);

– среднестатистические данные органов статистики (постановление от 01.04.02 № А13-5339/01-15).

Источники, которые принимаются в качестве обоснования рыночной цены, по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, таковы:

– официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии таких сделок – информация о котировках на другой бирже (постановление от 23.06.03 № А05-15248/02-879/22);

– информация госорганов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов, расположенных на соответствующей территории (постановление от 15.01.01 № А42-4940/99-12-212/00);

– информация о рыночных ценах, опубликованная в СМИ;

– представление компанией отчета независимого оценщика, содержащего подробное описание процедуры и методов оценки рыночной стоимости и непредставление инспекцией официальных сведений, опровергающих данный расчет (постановление от 27.12.02 № А56-11159/02).

– данные маркетингового исследования – определение рыночной цены независимой оценочной компанией, действующей на основании лицензии (постановление от 04.07.2000 № 2199).

Страховка на случай кризиса

Если причина скидок – финансовый кризис, в маркетинговой политике полезно отразить возможность снижения цены в случае тяжелого экономического положения компании. Доказательством плачевной ситуации может быть убыток по итогам прошлого года. Чтобы подстраховаться от проблем с налоговой и обосновать снижение цены, можно подготовить документы, подтверждающие низкие цены: разработать правила, предусматривающие порядок определения стоимости (например, определить формулу расчета цены, учитывающую дополнительные условия); провести исследование ситуации на рынке, которое подтвердит снижение рыночных цен в регионе на соответствующие товары за определенный период. Маркетинговая политика и все вносимые в нее изменения утверждаются приказом директора.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию