Экономика России

О чем сигналят россиянам «черные» списки оффшоров?

Появление «черных» списков оффшоров по итогам Саммита G20 наделало немало шуму. В итоге, список «черно-серых» стран оказался почти в два раза больше списка «белых». Но Россия находится в «белом» списке, так стоит ли нам из-за всего этого переживать?
О чем сигналят россиянам «черные» списки оффшоров?
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K

Появление «черных» списков оффшоров по итогам Саммита G20 наделало немало шуму. В итоге, список «черно-серых» стран оказался почти в два раза больше списка «белых». Но Россия находится в «белом» списке, так стоит ли нам из-за всего этого переживать?

Финансовый кризис и дефицит ресурсов в экономиках абсолютно всех стран привел к глобальной конкуренции за эти ресурсы. Какие-то страны пытаются решить эти проблемы, снижая свою налоговую нагрузку и повышая защищенность собственной банковской системы. Какие-то – напротив, ужесточая налоговое администрирование и повышая налоги. Но, если желания и возможностей для оптимизации собственного налогового бремени нет, то вполне логичным может представляться давить на государства, которые принято относить к так называемым налоговым оазисам.

В какой форме такое давление происходит?

Ну, во-первых, в формировании различных «черных» списков. Самый последний вариант такого списка родился по итогам саммита большой «двадцатки» 2-го апреля 2009 года. Лидеры «двадцатки» разделили все страны по критерию внедрения в их налоговую систему стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на три списка: «белый», «серый» и «черный».

Под «стандартами ОЭСР» в данном случае понималась приверженность страны обмениваться со странами-участницами ОЭСР, в том числе,  информацией конфиденциального свойства о владельцах компаний (естественно, интерес вызывают именно реальные владельцы, а не «номиналы»).

В итоге, в последний, безусловно, самый «плохой» список, попали лишь четыре страны: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Филиппины и Уругвай. Вместе с тем, прожил этот список меньше недели. И уже 8-го апреля «черный» список был абсолютно пуст, а все страны из него переместились в список «серый» (т.е. они уже «осознали» порочность игнорирования стандартов ОЭСР и декларировали им свою приверженность).

Юрисдикции, которые внедрили в свою налоговую систему стандарты Организации экономического сотрудничества и развития («белый» список)


Аргентина
Австралия
Барбадос
Канада
Китай
Кипр
Чехия
Дания
Финляндия
Франция

Германия
Греция
Гернси
Венгрия
Исландия
Ирландия
остров Мэн
Италия
Япония
Джерси

Корея
Мальта
Маврикий
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Россия

Сейшелы
Словакия
ЮАР
Испания
Швеция
Турция
ОАЭ
Великобритания
США
Американские Виргинские острова

Юрисдикции, объявившие о принятии стандартов ОЭСР, но не внедрившие их в достаточной мере («серый список»)


 «Налоговые гавани»

Андорра
Ангилла
Антигуа и Барбуда
Аруба
Багамы
Бахрейн
Белиз
Бермуды
Британские Виргинские острова
Каймановы острова
острова Кука
Доминика
Гибралтар
Гренада
Либерия
Лихтенштейн
Коста-Рика

Маршалловы острова
Монако
Монтсеррат
острова Науру
Нидерландские Антильские острова
остров Ниуэ
Панама
Сент-Китс и Невис
Санта Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
остров Самоа
Сан-Марино
Острова Теркс и Кайкос
Вануату
Филиппины
Уругвай
Малайзия (Лабуан)

«Финансовые центры»

Австрия
Бельгия
Бруней
Чили

Гватемала
Люксембург
Сингапур
Швейцария

Но вопросы в отношении этих списков, безусловно, остались. Так, совершенно непонятно, на основании чего в «белый» список попали такие «махровые» оффшоры,  как Барбадос, Гернси, остров Мэн, Джерси, Мальта, Маврикий, Сейшелы и ЮАР?

Кстати, в «белом» списке еще и Кипр, КНР и ОАЭ, которые, наряду со всеми оффшорами, числятся, например, в «черном» списке нашего Минфина.
Значит ли это, что наш Минфин «белое» считает «черным» (и не поэтому ли Россия не входит в ОЭСР)? Или это значит, что указанные страны вот-вот исключат и из нашего «черного» списка?

Вряд ли. Скорее, при составлении списков учитывались еще и какие-то иные мотивы, например, политические. А еще, очевидно, за ними скрывалась вполне реальная некорректная конкурентная борьба. Иначе как объяснить появление в «серых» списках респектабельных и уж совсем не безналоговых Австрии, Бельгии, Люксембурга, Сингапура и Швейцарии?

В этой связи весьма примечателен «демарш» Швейцарии, заблокировавшей свой взнос на развитие отношений с ОЭСР и «большой двадцаткой», а также предложение главы Еврогруппы Жана-Клода Юнкера включить в список оффшоров – США! Председатель Еврогруппы заметил, что такие штаты, как Делавэр, Вайоминг, Невада, а также ряд островов США являются традиционными офшорными зонами с ультралиберальным налоговым законодательством. В одном только Делавэре формально зарегистрированы 43% всех компаний, акции которых котируются на Нью-Йоркской бирже, что неудивительно, поскольку там отсутствует налог на прибыль. В этой связи Жан-Клод Юнкер призвал европейских лидеров на саммите G20 потребовать от США установления более прозрачных правил финансовой деятельности и жестко ограничить оффшорные практики.

С другой стороны, неподдельное желание покинуть «серый список» проявили следующие страны, заключившие на текущий момент наибольшее же количество налоговых соглашений с полным обменом информацией: Каймановы острова (8 штук), Нидерландские Антильские острова и Антигуя и Барбуда (по 7 штук), Бахрейн (6 штук), Бруней (5 штук), Британские Виргинские острова и Бермуды (по 3 штуки), а также Бельгия и Бахрейн.

Казалось бы, а ЧТО С ЭТОГО – НАМ? Ну, включили кого-то в список, кого-то – исключили и – что?

Во-первых, в отношении стран, которые отказываются сотрудничать в сфере обмена налоговой информацией, предусмотрены не только «списочные», но и вполне ощутимые санкции. Например, планируется:

  1. удержание налога при операциях с оффшорными юрисдикциями;
  2. пересмотр и, возможно, аннулирование международных налоговых соглашений;
  3. повышенные требования по раскрытию информации для компаний и лиц, которые пользуются оффшорами;
  4. запрещение на использование доходов, которые поступают из оффшорных юрисдикций;
  5. политическое давление;
  6. отказ в предоставлении финансовой помощи.

И все это уже, безусловно, серьезно! Само собой разумеется, что после введения хотя бы спецналога, производить ЛЮБЫЕ транзакции с партнером из «плохого» списка станет уже экономически невыгодно. Естественно, так любимые российскими предпринимателями оффшорные схемы и игры с трансфертным ценообразованием  станут невозможны. Кроме этого, рухнут и схемы, позволяющие использовать средства, аккумулируемые на оффшорных счетах, для рефинансирования в российские проекты, например.

Во-вторых, не лучше будут обстоять дела и при взаимодействии со странами «белого» списка. Так, типичной формулировкой в Соглашениях ОЭСР по обмену информацией является следующая: «…запрещено отказывать в предоставлении банковской информации, находящейся у финансовых институтов, номиналов, агентов или лиц, действующих на фудуциарной основе…».

Другими словами, практически любую информацию о бенефициарах, счетах, проводках, платежах и т.д. компании, зарегистрированной в «белом» государстве, сможет получить фискальный орган другого государства, обратившийся с соответствующей просьбой в рамках заключенного Соглашения. Правда, в запросе должны содержаться необходимые обоснования и декларация, подтверждающая, что все остальные меры по получению данных оказались не эффективными. Само собой, при наличии  такой информации доказать взаимозависимость компаний и доначислить соответствующие налоги и штрафы станет для фискалов лишь делом техники.

Во всем этом существует только одно приятное для отечественных налогоплательщиков «но»: Россия – все еще не член ОЭСР. Соответственно, все эти списки, соглашения и возможные «налоги на оффшоры» для нас пока – не более, чем негативный внешний фон. Другой вопрос, что вечно так продолжаться не будет. И пересмотр Соглашения между Россией и Кипром «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 5-го декабря 1998 года – лишнее тому подтверждение.

Итак, какие в результате напрашиваются выводы?

  1. Фискальные органы большинства стран сместили «центр тяжести» своей раздражительности с классических оффшорных зон в сторону государств, препятствующих раскрытию информации о владельцах компаний, зарегистрированных на их территории.
  2. Несмотря на то, что до применения санкций в отношении конкретных стран-«затворников» дело еще не дошло, одних лишь словесных интервенций оказалось достаточно для снижения уровня конфиденциальности даже в классических, закрытых для «уполномоченных органов» офшорных зонах.
  3. Российские предприниматели, использующие в качестве контрагентов для оптимизации внешнеторговой деятельности оффшоры, имеют время на изменение таких схем - до тех пор, пока Россия не вступит в ОЭСР.
  4. Использовать оффшоры для построения торговых цепочек в отношениях со странами ЕС и США будет все сложнее, а зачастую и вовсе невозможно.
  5. Регистрируя для своих корпоративных нужд структуры в странах «белого» списка, следует быть готовым к тому, что практически вся информация о таких компаниях и ее российских бенефициарах может быть доступна российским фискальным органам (при наличии у России соответствующих соглашений с такой страной).
  6. Использование «номинальных» акционеров и директоров в оффшорной компании в ближайшем будущем будет сохранять конфиденциальность бенефициара разве что от честных людей, но никак не от налоговых органов и прочих заинтересованных ведомств.

Баланс ООО реорганизованного путем преобразования МУПа

В настоящее время огромное количество МУПов, помимо монополистов реорганизовали или реорганизовывают еще путем преобразования.

Начать дискуссию