Налог на прибыль

Налог на прибыль в разрезе расходов

В свете прошлогодних поправок в главе 25 Налогового кодекса появилось немало положений, которые требуют разъяснений специалистов Минфина России. Это, в частности, вопросы, касающиеся применения права на амортизационную премию и ее восстановление, порядка признания процентов по кредитам, полученным как на сопоставимых, так и несопоставимых условиях, и другие.

Беседу провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора

 В свете прошлогодних поправок в главе 25 Налогового кодекса появилось немало положений, которые требуют разъяснений специалистов Минфина России. Это, в частности, вопросы, касающиеся применения права на амортизационную премию и ее восстановление, порядка признания процентов по кредитам, полученным как на сопоставимых, так и несопоставимых условиях, и другие.

В то же время есть аспекты налогового учета затрат, которые традиционно вызывают сложности у бухгалтеров. Помочь разобраться в хитросплетениях законодательства о налоге на прибыль «Актуальная бухгалтерия» попросила Сергея Викторовича Разгулина, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Сергей Викторович, здравствуйте! Наш первый вопрос звучит так. Применяется ли в 2009 году понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации по легковым автомобилям стоимостью более 300 000 рублей?
С 1 января 2009 года в результате поправок, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ, глава 25 Кодекса не предусматривает применения понижающего коэффициента 0,5 к основной норме амортизации в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов. Данное положение распространяется на легковые автомобили и микроавтобусы независимо от их первоначальной стоимости и года введения в эксплуатацию (1)(1).

Нужно ли восстанавливать амортизационную премию по объектам основных средств, которые были введены в эксплуатацию до 2009 года, а проданы в 2008 году?
Нет, восстанавливать амортизационную премию по таким объектам не надо. Дело в том, что норма (2)(2) о восстановлении амортизационной премии вступила в силу с 1 января 2009 года. То есть она распространяется на правоотношения, возникшие с начала этого года. Под правоотношениями в данном случае понимается реализация объектов основных средств, при принятии к учету которых плательщик использовал свое право на амортизационную премию.
При этом положения пункта 9 статьи 258 Кодекса применяются к основным средствам, которые были введены в эксплуатацию после 1 января 2008 года. Таким образом, восстанавливать амортизационную премию надо при реализации после 1 января 2009 года объектов основных средств, которые были введены в эксплуатацию начиная с 2008 года (Подробно о восстановлении амортизационной премии мы писали в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2009).

При реализации основного средства, в отношении которого компания использовала свое право на амортизационную премию, ранее 5 лет с момента ввода его в эксплуатацию премию необходимо восстановить. Надо ли пересчитывать в связи с этим остаточную стоимость реализуемого ОС и сумму начисленной амортизации за период использования?
Нет, никаких пересчетов по суммам начисленной амортизации и остаточной стоимости производить не надо. Не так давно Минфин России выпустил официальное разъяснение (3) (3) по этому поводу. Восстанавливают амортизационную премию в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошла реализация. Восстановленную сумму премии включают в состав внереализационных доходов.

В настоящее время определение понятия «текущий ремонт» содержится лишь в постановлении Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279. Можно ли с учетом этого определения уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму расходов по текущему ремонту офиса?
Действительно, пунктом 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (4)(4) определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Налоговым кодексом (5)(5) предусмотрено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы и признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Фирма арендует нежилое помещение у предпринимателя. Согласно условиям договора аренды капитальный ремонт помещения осуществляет арендодатель. Арендатор, в свою очередь, обязан поддерживать помещения в исправном состоянии. Имеет ли он право учесть расходы на текущий ремонт и поддержание помещения в налоговых расходах?
Расходы на ремонт нежилого помещения, арендуемого у индивидуального предпринимателя, не могут уменьшать базу по налогу на прибыль организаций (6)(6). Дело в том, что положения статьи 260 Налогового кодекса, которая устанавливает порядок учета расходов на ремонт основных средств, применяются в отношении невозмещаемых расходов арендатора амортизируемого имущества (7)(7). В данном случае определяющее значение имеет понятие «амортизируемое имущество».
Амортизируемым имуществом для целей главы 25 Налогового кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 1 статьи 246 Кодекса плательщиками налога на прибыль организаций являются, в частности, российские организации, то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Гражданский кодекс Российской Федерации
Статья 48
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Между тем индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (8)(8). Таким образом, основные средства, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, не относятся к амортизируемому имуществу.

Н.А. Мозалева, служба Правового консалтинга ГАРАНТ
Общее правило о том, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, установлено статьей 616 Гражданского кодекса.
В налоговом учете в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса расходы на ремонт арендованных основных средств принимаются в составе расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль. Они признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ). При этом нужно учитывать требования статьи 324 Налогового кодекса.
Организациям, применяющим УСН, отнести в состав расходов, уменьшающих облагаемый доход, затраты на ремонт основных средств позволяет подпункт 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Вывод о том, что затраты на текущий ремонт арендованного помещения, понесенные арендатором согласно договору аренды, подлежат включению в состав расходов, которые учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу, содержится в письме Минфина России от 25 июля 2006 года № 03-11-05/187.
Конечно, расходы можно признать при налогообложении прибыли, если они фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Нельзя забывать и о том, что любой расход организации, в том числе и на ремонт, должен удовлетворять требованиям, предъявляемым статьей 252 Налогового кодекса: быть экономически обоснованным, документально подтвержденным и произведенным для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несоблюдение какого-либо из этих 3 критериев может привести к тому, что при проверке инспектор может не принять эти расходы в уменьшение налога на прибыль.
Если согласно договору аренды текущий ремонт осуществляет арендатор, то обоснованность такого ремонта не вызывает вопросов.
Документами, служащими основанием для отражения в учете операций по ремонту помещения, являются:
•         калькуляция (смета) стоимости ремонтных работ;
•         накладная на передачу материалов со склада на ремонтные работы;
•         бухгалтерская справка о сумме заработной платы и начислений на нее за выполненный объем ремонтных работ;
•         акт выполненных работ, подтверждающий факт проведения ремонта, его объем и стоимость (составляет сама организация либо привлеченный подрядчик).
Если в арендуемом помещении фактически осуществляется деятельность, направленная на получение дохода, или же помещение сдается в субаренду, то выполняется и третий критерий статьи 252 Кодекса.
Таким образом, затраты на текущий ремонт арендованного помещения, понесенные арендатором согласно договору аренды и не возмещаемые арендодателем, подлежат включению в состав расходов независимо от применяемой системы налогообложения.
Заметим, что для целей налогообложения не имеет значения, каким образом осуществляется ремонт — собственными силами или подрядным способом. В любом случае затраты принимаются к учету в составе расходов (письмо Минфина России от 03.11.2006 № 03-03-04/1/718).

Если арендатор провел текущий ремонт офиса до регистрации договора аренды помещения, то может ли он учесть в налоговых расходах стоимость ремонта? Ремонтные работы проводил подрядчик.
Расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены при расчете базы по налогу на прибыль. Ведь они не соответствуют условиям, установленным пунктом  1 статьи  252 Кодекса. А именно: полученные доходы налогоплательщик может уменьшить на сумму документально подтвержденных затрат, под которыми понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первичных документов установлен пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете (9)(9). Данный порядок предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров.
Вместе с тем в Гражданском кодексе говорится, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (10)(10).

Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на ремонт объекта основных средств, если стоимость ремонта сопоставима со стоимостью самого объекта? Если да, то каким образом это сделать?
Расходы на ремонт основного средства, в том числе превышающие стоимость приобретения такого основного средства, можно учесть в расходах по налогу на прибыль организаций. Порядок учета таких затрат в налоговых расходах определяется налогоплательщиком с учетом положений Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В то же время надо иметь в виду, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (11)(11).

Фирма обеспечивает своих работников форменной одеждой. Такая обязанность предусмотрена в трудовых договорах. В каком порядке учитывать расходы на приобретение униформы?
В начале 2009 года Минфин России в своих разъяснениях указал, что расходы на приобретение форменной одежды можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль либо в составе материальных расходов(12) (12), либо в составе расходов на оплату труда (13)(13). Ведь к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
Если говорить о расходах на оплату труда, то к ним относятся в том числе расходы на приобретение (изготовление) выдаваемой в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемой им по пониженным ценам форменной одежды (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которая остается в личном постоянном пользовании работников.

Письмо Минфина России от 9 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/43
<...> расходы на приобретение фирменной одежды <...> могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса, либо на основании пункта 5 статьи 255 Кодекса.

В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Сотрудник фирмы в 2009 году направлен в загранкомандировку. Обязательно ли оформлять командировочное удостоверение для подтверждения командировочных расходов для целей налога на прибыль?
С 25 октября 2008 года на территории РФ действует Положение об особенностях направления работников в служебные командировки(14) (14). Согласно новым правилам оформление командировочного удостоверения для подтверждения командировочных расходов при загранкомандировке вовсе не обязательно. Однако есть исключения. Это командировки в государства — участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения. На их основании в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы (О доплатах и компенсациях в связи с направлением сотрудников в командировку читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2009).

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749
<...>
19. При направлении работника в командировку на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации определяются по отметкам в командировочном удостоверении, оформленном как при командировании в пределах территории Российской Федерации.

Вопрос о бланках строгой отчетности. С помощью каких средств можно формировать бланки строгой отчетности? Может ли это быть обычный компьютер?
В Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (15)(15) речь идет об автоматизированных системах. Эти системы по своим параметрам функционирования должны во многом соответствовать требованиям, которые предъявляются к контрольно-кассовой технике. А именно: обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа. Таким образом, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использоваться не может (16)(16). В целом же вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования БСО.

Организация для участия в выставке представляет особо ценные образцы для демонстрации. Цель участия в выставке — презентация собственной продукции и заключение договоров для дальнейшей реализации. Вправе ли организация учесть в расходах по налогу на прибыль траты на страхование выставочных образцов?
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя в том числе расходы на обязательное и добровольное страхование(17) (17). К расходам на обязательное и добровольное имущественное страхование относятся страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса видам добровольного страхования. В подпункте 7 пункта 1 названной статьи поименовано добровольное страхование иного имущества, используемого в деятельности, направленной на получение дохода. Причем перечень видов добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль, является закрытым.
В данном случае выставочные образцы можно отнести к категории иного имущества, используемого в ходе деятельности, направленной на получение дохода, и, следовательно, учесть в расходах при налогообложении прибыли.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 263
<...>
3. Расходы по указанным в настоящей статье добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Фирма размещает рекламу своей продукции в метро. На эскалаторных склонах и на рекламных щитах в вестибюлях метро. Как классифицировать такие рекламные расходы? Надо ли нормировать такие расходы для целей налога на прибыль?
Реклама, размещенная во внутренних помещениях метрополитена, не может быть отнесена к наружной. Затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро относятся к расходам на рекламу. Для целей налога на прибыль их учитывают в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Есть на этот счет и официальные разъяснения Минфина России (18)(18).

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ
Статья 19
1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло <...> монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта <...>.

Конечно, не стоит забывать о главных требованиях, соблюдение которых необходимо для признания расходов. Так, расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

У фирмы образовалась переплата авансовых платежей по налогу на прибыль. Каковы условия для ее возвращения?
Надо подать заявление о возврате или зачете излишне уплаченных сумм авансовых платежей. При этом следует руководствоваться нормами статей 78 и 88 Налогового кодекса. Так, срок для возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена (Также о возврате переплаты читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 5, 2009).

Остаются актуальными вопросы по учету процентов по кредитам. Скажите, пожалуйста, зависит ли применение новых правил налогового учета процентов по кредиту от времени получения кредита?
Нет, не зависит. Дело в том, что на период приостановления действия абзаца 4 пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса установлено, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательства в иностранной валюте, если у организации нет долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. Период действия данной нормы — с 1 сентября 2008 года до 31 декабря 2009 года. Таким образом, в течение этого периода независимо от даты выдачи кредита действует вышеназванный порядок признания процентов (19)(19).

*1) ...- письмо Минфина России от 26.02.2009 № 03-03-06/1/92

*2) ... - п. 9 ст. 258 НК РФ
*3) ... - письмо Минфина России от 20.03.2009 № 03-03-03/1/169
*4) ... - утв. пост. Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279
*5) ... - подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ
*6) ... - письмо Минфина России от 12.08.2008 № 03-03-06/1/462
*7) ... - п. 2 ст. 260 НК РФ
*8) ... - п. 2 ст. 11 НК РФ
*9) ... - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ
*10) ... - п. 2 ст. 651 ГК РФ
*11) ... - п. 2 ст. 257 НК РФ
*12) ... - подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ
*13) ...- п. 5 ст. 255 НК РФ
*14) ... - утв. пост. Правительства РФ от 13.10.2008 № 749
*15) ...- утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359
*16) ... - письмо Минфина России от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43
*17) ... - подп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ
*18) ... - письмо Минфина России от 16.10.2008 № 03-03-06/1/588
*19) ... - письмо Минфина России от 12.03.2009 № 03-03-06/1/127

 

Мусульманский банкинг
Все больше стран начинают выпуск специальных банковских пластиковых карт для мусульман. В России впервые такой банковский продукт введен в Дагестане. Дизайн и условия работы с картами были одобрены Духовным управлением мусульман Дагестана, после чего начался их выпуск. Отличие данной пластиковой карты от всех остальных в том, что это предоплаченная карта, по которой проценты не взимаются с клиента, не начисляются ему. Дело в том, что согласно законам шариата строго запрещено ростовщичество. Нельзя брать проценты за деньги, которые переданы на хранение, а значит, пользоваться некоторым услугами банков. Как сообщает пресс-служба банка, который выпускает данные карты, проценты, не начисленные банком на открытые счета, будут направлены на благотворительные цели.
Первая пластиковая карта MasterCard, которая соответствует требованиям шариата, появилась в Великобритании. Такие карты выпускаются в категории Gold. Получить карту может только совершеннолетний (достигший 18-летнего возраста) резидент Великобритании и пока только в Лондоне. Аналогичные карты были выпущены и в Малайзии.
Другой пример оказания финансовых услуг мусульманам — кредит на жилье. Клиенты одного из британских банков имеют возможность приобрести жилую недвижимость в собственность, не прибегая к ипотечному кредиту. Дом для своего клиента покупает сам банк, а тот в свою очередь регулярными платежами постепенно погашает этот заем.
Вместе с тем исламские банкиры весьма предприимчивы. Так, один банкир в Дубае довольно ловко обходит ограничения шариата. При желании мусульмане могут получить заем, совершенно не нарушая запрета на пользование процентами. Например, можно превратить кредит в сделку купли-продажи драгоценных металлов, тогда речь пойдет уже о торговой наценке, а не о процентах под заем. В традиционных банках существуют вкладчики, которые инвестируют только в абсолютно чистые с моральной точки зрения фонды. Что же касается исламских фондов, то тут торгуют преимущественно акциями компаний из секторов здравоохранения, энергетики и высоких технологий.
Подготовила Елена Полянычко

 

Начать дискуссию