Г.Л. Малахова
Главный бухгалтер издательского обЪединения "Аванта+"
Опубликовано: Журнал "Расчет" N 10/2002 год.
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Хочу рассказать вам о своем методе учета счетов-фактур при поступлении
авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения
работ или оказания услуг. Надеюсь, что этот метод пригодится моим коллегам-бухгалтерам.
Для бухгалтера счет-фактура является очень важным документом. Он служит основанием для принятия покупателем предЪявленных ему сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном статьями 171, 172, 176 НК РФ. Согласно положениям пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ продавец обязан выставить счет-фактуру покупателю не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), при их реализации. Положения кодекса не требуют выставлять счет-фактуру при получении аванса от покупателя.
Однако такое требование установлено пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ. Продавец обязан составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж при получении аванса от покупателя товаров (работ, услуг).
Для чего и для кого должен составляться этот счет-фактура? Продавцу для того, чтобы начислить НДС с полученных от покупателей авансов и отразить это событие в книге продаж, выписанный им же счет-фактура не очень-то и нужен. По сути, получение аванса от покупателя продажей не является, а логично было бы отражать в книге продаж действительно продажи, то есть суммы реализации и начисленный с них НДС.
Покупателю этот счет-фактура тем более ни к чему, он не подлежит регистрации в книге покупок и не дает права на вычет по налогу. Позже, при приобретении покупателем товара (работы, услуги), в течение пяти дней с момента отгрузки продавец предЪявит ему счет-фактуру, необходимый для отражения в соответствующем журнале и книге покупок для получения полагающегося вычета.
В свою очередь продавец после отгрузки товара (работы, услуги) должен отразить счет-фактуру, ранее составленный на полученный аванс, в своей книге покупок в соответствии с пунктом 13 вышеупомянутых Правил. И это требование еще больше удивляет. Логично было бы отражать в книге покупок именно суммы "покупок" и НДС, предЪявленный нам и уплаченный при покупке нашим продавцам. Не имеют отношения к нашим "покупкам" суммы налога на добавленную стоимость, которые мы (будучи в процессе своей деятельности не только покупателем, но и продавцом), предЪявляем нашим покупателям и получаем от них вместе с авансами в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг).
Тем не менее, такие правила учета счетов-фактур, составленных при получении аванса, установлены Постановлением Правительства N 575 от 27.07.2002 и действуют с 30.07.2002.
После какой даты и в течении какого времени должен составляться счет-фактура, на полученный от покупателя аванс? Конкретного ответа на поставленный вопрос в нормативных актах нет.
Традиционная схема учета предполагает начисление НДС на сумму авансов сразу же при их получении. При этом бухгалтер выписывает счет-фактуру на полученную сумму аванса и регистрирует его в книге продаж. Такой подход не вызывает особых затруднений, когда организации в течение налогового периода получают авансы всего несколько раз. Если же таких платежей десятки или сотни и часть товаров (работ, услуг) отгружается в том же налоговом периоде, а часть - в следующих, то требуемый Правилами порядок учета счетов-фактур становится неоправданно усложненным. Ведь по операциям, по которым в одном налоговом периоде происходит и поступление денежных средств (аванса) и отгрузка товара (работ, услуг) достаточно было бы составить счет-фактуру только на отгрузку.
На мой взгляд, порядок учета сумм авансов и счетов-фактур в реально работающей организации с большим количеством операций может быть следующим. В течение налогового периода бухгалтер отражает поступление авансов по банковским выпискам проводками:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Авансы полученные"
- получен аванс от покупателя "А" по договору N 1, в том числе НДС 20%.
На счете 62 субсчет "Авансы полученные" необходимо организовать аналитический учет, который включает следующие аналитические признаки (справочники):
- контрагент (реквизиты контрагента, номер договора и т.д.);
- виды расчетов с покупателями (за товары, облагаемые по ставке 20%, за товары, облагаемые по ставке 10%, за услуги, не облагаемые НДС и т.д.).
Замечу, что при получении аванса НДС я не начисляю. Применять такой подход позволяет Налоговый кодекс РФ, так как момент увеличения налоговой базы на суммы авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) кодексом не регламентирован. При том пункт 4 статьи 166 НК РФ устанавливает, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода. Поэтому увеличить на суммы авансов налоговую базу в соответствии со статьей 162 НК РФ можно по окончании налогового периода, при исчислении общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. В этом случае, если отгрузка товара (работы, услуги) произошла в том же налоговом периоде, что и получение аванса, то на конец этого периода полученная сумма аванса будет зачтена. На нее не нужно будет начислять налог, который впоследствии потребуется принимать к вычету. Такой подход, на мой взгляд, не противоречит требованиям кодекса.
По окончании налогового периода необходимо проанализировать состояние счета 62 субсчет "Авансы полученные", точнее, кредитовое сальдо по этому счету с учетом аналитики. Для этого можно использовать различные бухгалтерские отчеты - оборотно-сальдовую ведомость, карточку счета и т.д., все зависит от организации учета. Анализ можно проводить визуально или автоматически, с помощью настроенных процедур в бухгалтерских программах.
По суммам, включенным в кредитовое сальдо этого счета, выполняется блок проводок по начислению НДС следующего вида:
Дебет 62 субсчет "НДС с авансов от покупателей" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС по ставке 20 % на сумму аванса, полученного от покупателя "А" по договору N 1;
Дебет 62 субсчет "НДС с авансов от покупателей" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС по ставке 10 % на сумму аванса, полученного от покупателя "Б" по договору N 99.
Полученные продавцом авансы учитываются в соответствии с Планом счетов на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно. Для этих целей использован субсчет "Авансы полученные". Так как одним из свойств авансовых платежей является свойство возвратности, то суммы полученных авансов учитываются на субсчете "Авансы полученные" в полном размере. А для начисления налога на добавленную стоимость с авансов мы используем на счете 62 субсчет "НДС с авансов от покупателей". Для этих целей можно также открыть субсчет с аналогичным названием и на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Понятно, что если товар уже отгружен в этом налоговом периоде, то сумма аванса будет списана со счета 62 субсчет "Авансы полученные" и по ней не нужно будет начислять НДС.
По авансам, по которым налог был начислен, следует выписать счета-фактуры и зарегистрировать их, как того требуют Правила, в книгу продаж. Эти суммы налога будут включены в строки 270 и (или) 280 Налоговой декларации. В установленный статьей 174 НК РФ срок - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, организация должна уплатить налог по этой декларации.
Следовательно, организация может принять к вычету суммы налога по отгруженным товарам. Для этого на конец следующего налогового периода начисленные ранее проводки сторнируются (делаются обратные проводки) и начисляются суммы налога, исходя из нового состояния счета 62 субсчет "Авансы полученные". Эту процедуру также легко автоматизировать в бухгалтерской программе. Зарегистрированные ранее в книге продаж счета-фактуры необходимо теперь зарегистрировать в книге покупок. Принятые к вычету суммы налога отражаются в новой Налоговой декларации по НДС по строке 400.
По предлагаемой мною схеме учета авансов полученных можно сделать три добавления. Во-первых, при ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерных программ вместо "обратных" проводок по вычетам налога технологичнее делать сторнирование.
Во-вторых, процесс начисления и вычета налогов можно сделать еще технологичнее, если в конце налогового периода сторнировать все проводки по начислению налога с авансов, полученных в предыдущем налоговом периоде. После этого можно начислять налог с авансов по состоянию счета 62 субсчет "Авансы полученные" на конец налогового периода. Если по какой-либо сумме аванса отгрузка в последнем налоговом периоде еще не прошла, то излишне сторнированная проводка будет опять восстановлена.
В третьих, если организация уплатит налог с опозданием срока (20 сентября), но до окончания налогового периода (30 сентября), то организация сможет принять к вычету уплаченный налог.
Комментарии
1