Достаточно часто компании сталкиваются с ситуацией отсутствия свободных денежных средств. Например, дебиторы еще не рассчитались за поставленные товары или деньги находятся в обороте. Дабы такое обстоятельство не затормозило хозяйственную деятельность фирмы, совершенно необязательно изымать деньги из оборота или вступать в долговые отношения с кредитными организациями, ведь можно прибегнуть и к сделкам, которые не предполагают денежные формы расчета, к бартеру или взаимозачету. Кроме того, расплатиться с контрагентами можно собственным имуществом или посредством ценных бумаг.
Привлекательность операций, предполагающих неденежные формы расчета, значительно возросла и в свете поправок, привнесенных в Налоговый кодекс Законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Благодаря данному нормативному акту стороны товарообменных и других безденежных сделок больше не должны перечислять друг другу налог на добавленную стоимость отдельным платежным поручением. А значит, «живые» деньги, которые прежде было необходимо расходовать на уплату НДС, можно использовать с большей эффективностью, не дожидаясь завершения сделки.
Кроме того, изменения затронули и порядок принятия к вычету сумм налога, при использовании в расчетах за приобретенные товары собственного имущества. Напомним, что ныне не существующий пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса считал данную процедуру правомерной лишь в случае, если налогоплательщик уплатил НДС в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 168 Кодекса, то есть перечислил налог отдельной платежкой. Подобные нововведения, несомненно, популяризируют сделки с неденежными формами расчетов, облегчая столь непростое существование организациям. Однако не стоит забывать, что у медали всегда две стороны, а значит, нужно своевременно разобраться, какие же проблемы, не столь очевидные на первый взгляд, могут сопровождать налоговые поблажки.
Бартер или взаимозачет
Итак, уплаты НДС живыми деньгами, и, соответственно, перечисления сумм данного налога отдельной платежкой больше не требуется ни при осуществлении бартерных операций, ни при взаимозачете. Чтобы выяснить, с какими неприятностями могут столкнуться бухгалтеры, необходимо обратиться к гражданскому законодательству.
Бартерные сделки оформляются посредством договора мены. В соответствии со статьей 567 Гражданского кодекса данный контракт подразумевает, что каждая из сторон обязуется передать в собственность другой один товар в обмен на другой. Обратите внимание, что участвующие в товарообмене объекты изначально считаются равноценными, в противном случае одной из сторон сделки придется доплатить, чтобы товары оказались таковыми. Кроме того, статьей 570 Гражданского кодекса предполагается, что право собственности на обмениваемые «вещи» переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Подобные положения и делают товарообмен столь привлекательным для руководства компаний, ведь контрагент не сможет осуществлять операции с товаром, который фирма ему отгрузила (так как не имеет права собственности на него), пока не поставит свою продукцию. Подобное обстоятельство позволяет избежать возникновения задолженности, которую впоследствии было бы тяжело «вытащить» из дебитора. Однако для бухгалтерии данная сделка может оказаться не столь положительной, как для руководства. В частности, из-за возможных проблем с налоговиками.
Прежде всего «слабым звеном» может стать «рыночность» цен сделки. Данная проблема возникает из-за положений подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса, в которых указано, что инспекторы вправе проверять при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям. Причем, если налоговики посчитают, что цены сделки значительно отклоняются от среднерыночных (более 20%), избежать доначисления налогов и штрафных санкций фирме удастся разве что через суд. Благо служители Фемиды в подобных спорах, как правило, принимают сторону налогоплательщиков.
Еще одной проблемой, с которой может столкнуться бухгалтер при налогообложении бартерных сделок, — авансы. Неприятность может возникнуть, если одна из сторон сделки уже отгрузила товары, а другая не спешит с исполнением своих обязательств, ведь налоговики могут расценить подобную ситуацию как аванс. А с учетом действующих с нового года правил на суммы предоплаты нужно будет начислить НДС и выставить соответствующий счет-фактуру. Вроде бы ничего особенного в данных требованиях нет, если бы не одно «но»: для того, чтобы принять к вычету НДС с предоплаты, потребуются не только счета-фактуры, но и документы, подтверждающие фактическую оплату налога. Вместе с тем платежка на «бартерный» НДС больше не предъявляется.
Подобный нюанс уже прокомментировали чиновники Минфина, подчеркнув в письме от 6 марта 2009 г. № 03-07-15/39 необходимость применения авансовых счетов-фактур при осуществлении оплаты в безденежной форме (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Причем финансовое ведомство прямо заявило, что при неденежных авансах вычет налога не производится, поскольку в данных случаях у покупателя отсутствует платежное поручение.
В целом, защититься от налоговиков в данном случае можно, хоть и сложно (особенно в свете позиции Министерства финансов). Для этого налогоплательщику потребуется доказать, что по договору мены право собственности на отгруженные товары не появляется до исполнения аналогичной операции второй стороной бартерной сделки. А значит, такого явления, как предоплата (пусть и в безденежной форме), при товарообмене попросту не возникает.
Примечательно, что со взаимозачетом, на первый взгляд столь похожим на товарообмен, подобные неприятности исключены. Разумеется, если инспекторы не умудрятся квалифицировать данную сделку как мену, которая якобы попросту неправильно оформлена. Избежать такого казуса несложно: достаточно оформить встречные договоры купли-продажи разными числами.
Переходные положения
Еще одной неприятностью, на сей раз коснувшейся абсолютно всех видов операций, предполагающих неденежные формы расчета, стали переходные положения. Так, пунктом 12 статьи 9 Закона № 224-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса в редакции, действовавшей на дату принятия к учету приобретений. В свете подобной трактовки не исключены ситуации (например, при бартере), когда одна из сторон сделки передала товары в конце января, а вторая исполнила свои обязательства — уже в январе. Вот и получается, что один из участников сделки будет вынужден уплатить НДС живыми деньгами и предъявить отдельной платежкой.
Предвкушая множество вопросов, которые могут возникнуть уже в конце апреля (при декларировании НДС за I квартал), ФНС России выпустила письмо от 23 марта 2009 г. № ШС-22-3/215 «О порядке применения вычетов по НДС при безденежных формах расчетов в переходный период». В данном комментарии налоговые чиновники, в частности, указали, что если первоначальное обязательство об оплате денежными средствами приобретенных налогоплательщиком товаров, принятых к учету в прошлом году, по соглашению сторон как в 2008 году, так и после, заменено на оплату собственным имуществом (включая товарообменные операции, ценные бумаги, вексель третьего лица), то вычеты НДС применяются не ранее того налогового периода, в котором одновременно выполнены условия о передаче данного имущества и перечислении на основании платежного поручения суммы налога продавцу товаров.
Если же вычеты были применены в период, предшествующий времени, когда состоялись вышеуказанная передача имущества и перечисление продавцу сумм налога на основании платежного поручения, налогоплательщик-покупатель производит корректировку налоговых вычетов и представляет уточненную декларацию за соответствующий налоговый период. Таким образом, данное разъяснение лишь подтверждает необходимость применения переходных положений и, по сути, связывает руки тем фирмам, которые могли бы попытаться применить новые положения к старым сделкам.
УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ МЕНЫ
Гражданское законодательство не предполагает, что по договорам мены может осуществляться обмен работами или услугами, то есть под бартером предполагается исключительно обмен «вещами». В свою очередь, налоговое законодательство, оговаривая возможность проверки цен на «рыночность», прямо указывает именно на товарообменные операции (подп. 2 п. 2 ст. 40 НК). К сожалению, данное обстоятельство не мешает налоговикам использовать свое право на контроль и в отношении сделок, в ходе которых обмениваются имущественные права, осуществляются работы, выполняются услуги.
Начать дискуссию