Управление персоналом

Полезный сотрудник

Был у нас однажды интересный, и, я бы сказал, необычный клиент. И сказал тот клиент однажды: «Хочу, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Если сотрудники будут это знать, то смогут корректировать свое поведение с целью изменения оценки».
Полезный сотрудник
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Был у нас однажды интересный, и, я бы сказал, необычный клиент. И сказал тот клиент однажды: «Хочу, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Если сотрудники будут это знать, то смогут корректировать свое поведение с целью изменения оценки».

Это как прибор с обратной связью. Физиологи, такие выдумщики, провели эксперимент: прикрепили на тело испытуемого датчик, который показывает, предположим, уровень сопротивления кожи. Потом испытуемому дали инструкцию: «Научись двигать стрелку прибора усилием воли». И что вы думаете?! Люди учатся управлять своими физиологическими реакциями, о которых ранее не знали и не ведали.

Все, что людям нужно чтобы научиться управлять - это прибор, который бы показывал текущее положение системы.

Мы взяли и сделали такой прибор. Он показывал, насколько полезным для компании считает сотрудника его руководитель. Вот задумайтесь на секунду. Лично у вас на столе стоит стрелочный прибор со шкалой от 0 до 100, шкала раскрашена в три цвета:

• Красный: это тревожный сигнал, который означает, что руководитель считает вас бесполезным сотрудником. 

• Желтый: вы достаточно полезны, чтобы продолжать работать в этой компании и получать свою зарплату.

• Зеленый: вы полезнее большинства других сотрудников и достойны особого вознаграждения. Хотите с семьей слетать на Таити за счет компании? А служебный автомобиль?  А беспроцентный кредит?

Уберем основные страхи, которые не позволят конструктивно рассмотреть тему оценки полезности. Мы исходим из того, что:

1. Руководитель, оценивающий вас и любого другого сотрудника, исходит из критериев оценки, которые определила компания. При этом он ценой своей карьеры честен, объективен, справедлив.

2. У вас непротиворечивый руководитель, следуя приказам которого вы можете предсказуемо повышать свою полезность для компании.

Представьте это так. Ваша полезность 67%. Вы открываете 67-ю страницу специального мануала и узнаете, что чтобы повысить свою полезность на один процент вам следует подойти к своему начальнику и попросить поручить вам шефство над новичками. Как только вы выполняете это задание, тут же переходите на следующую страницу. Оценка вашей полезности повышается, того и гляди вы войдете в «зеленую зону». Отпуск на Таити все ближе… 

Как вам это нравится?

Ответ на этот вопрос напрямую связан с двумя вещами - с вашей нынешней полезностью для компании и с вашим желанием быть ей полезным.

Чем более полезным сотрудником вы считаете себя сейчас, тем больше вам по душе оценка полезности, так как вы гарантированно будете в «зеленой зоне». Но если кто-то чувствует, что он бесполезен, то зачем ему датчик, который сделает его бесполезность видимой всем?

Вернусь к воспоминанию о клиенте, который пожелал, чтобы сотрудники знали, какими их видит руководитель. Была сделана карта, на этой карте отображались пять критериев оценки: лояльность, профессионализм и т.д. Каждый критерий оценивался от 1 до 9, при этом каждый балл был описан. То есть, было оговорено, какое поведение оценивается в «лояльность 1 балл», а какое в «лояльность 9 баллов». Каждый мог убедиться, что директор в оценках руководствуется точкой зрения компании, а не своей собственной. Каждый мог посмотреть и понять, что еще ему следует сделать, чтобы иметь оценку «лояльность 7 баллов».

Первая опубликованная оценка вызвала шок. Сотрудники надеялись оказаться в зеленой зоне, но многие были на грани перехода в красную, то есть едва-едва полезны. Неприятно узнавать такое, согласен. Но придуманный нами инструмент очень человеколюбив и оптимистичен. Судите сами, сотрудник не просто видит, насколько он полезен, но в ту же минуту узнает, что он должен делать, чтобы быть более полезным. Если только он захочет этого. Но если сотрудник не хочет быть полезным компании, то кто ему поможет?  

Я не могу знать, насколько полезны вы. Но я знаю, если вы лояльны своей компании и если хотите, чтобы ваши усилия вознаграждались по справедливости, то вам следует знать свою текущую оценку полезности. Вы хотите знать, что надо делать, чтобы повысить свою полезность, и вы хотите получить особенные бонусы за свою особенную полезность.

Уже через некоторое время у клиента не осталось бесполезных и даже малополезных сотрудников. Некоторые ушли, многие резко повысили свою полезность. При этом важно отметить, что эти сотрудники имели внутреннюю мотивацию на повышение полезности, то есть не руководитель их упрашивал взять шефство над новичками, а сотрудники терзали руководителя и требовали еще новичков, над которыми можно было бы шефствовать. Понимаете разницу? Видите ее?

Примерно через пять лет этот клиент решил изменить систему мотивации. Просто захотел чего-то нового. Сотрудники не позволили ему сделать это. Подумав, руководитель согласился, что нынешняя система работает хорошо, а менять ее просто ради новизны не полезно для компании.  

Комментарии

2
  • Свих Г.Р.
    Критерии оценок с т.зр. компании и руководителя нередко различаются. Слишком часто личная лояльность (если не использовать другой терминологии) становится определяющим фактором: "он может быть и сукин сын, но он наш сукин сын".
  • PJ7
    Согласен с svikh, а еще часто бывает, что лояльность сотрудника находится в "красном секторе", однако полезность (профессионализм, удачливость, знания и т.д.) не позволяют сказать руководителю правду такому человеку и расстаться с ним.
    Сразу предупреждаю возражения - "решайте сами с кем вам плыть с командой профессионалов бунтарей или лоялных лузеров" .
    Знаю этот совет, сам частенько его даю, но толку от него мало.

    А еще было бы интересно увидеть это барометр лояльности на столе руководителя, какой там у Вас цвет ШЕФ?
    Вот этот цвет может стать решающим для компании...

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Отчетность в СФР

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

До 25 июля 2024 года компании и ИП с сотрудниками должны отчитаться по взносам на «травматизм». Разбираемся, как заполнить отчётную форму.

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Интересные материалы

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.