ЕСН

Скоро бухгалтерам будет сложнее начислять взносы в ФОМС

В распоряжении редакции оказались два законопроекта по обязательному медицинскому страхованию. Они разработаны правительством РФ и в ближайшее время будут рассмотрены депутатами. Если законы примут, у бухгалтеров прибавится работы.
Леченье, что мученье

Василий ЕГОРОВ

Опубликовано Журнал "Московский бухгалтер" N10/2002г.

В распоряжении редакции оказались два законопроекта по обязательному медицинскому страхованию. Они разработаны правительством РФ и в ближайшее время будут рассмотрены депутатами. Если законы примут, у бухгалтеров прибавится работы.

В больнице.
Врач спрашивает только что поступившего больного:
"Ну как. Жить хотите или лечиться будем?"
Современный анекдот.

Прощай, единый налог

Никто не сомневается в том, что современную систему медицинского обслуживания надо менять. Наше лечение лучше всего характеризует анекдот, приведенный в эпиграфе. Можно только приветствовать то, что правительство РФ разработало два законопроекта о медицинском страховании*. Но содержание этих проектов наводит на грустные мысли. Чиновники хотят все изменить, но не думают о последствиях реформ. Впрочем, мы не будем рассматривать все нововведения. Остановимся лишь на тех, которые заинтересуют бухгалтера.

Сейчас правильность уплаты страховых взносов проверяют налоговики. Но правительство указало, что с этой работой они не справляются. Поэтому планируется, что сотрудники фонда сами будут контролировать уплату взносов в ФОМС. Значит, количество проверяющих увеличится. Кроме того, почти все контролеры требуют, чтобы им сдавали какую-либо отчетность. Не думаем, что фонд медицинского страхования станет исключением из общего правила.

Пока работники фонда не могут проверять правильность уплаты взносов в ФОМС. Ведь эти платежи - часть единого социального налога. Однако правительство планирует выделить взносы из состава ЕСН. По словам чиновников, это нужно, поскольку "анализ социально-правовых аспектов :страховых взносов на ОМС вскрывает их неналоговую природу". ОбЪяснение, мягко говоря, невразумительное. Можно было пояснить и попроще. Например, сказать, что правительство давно обещает снизить ставки ЕСН, но не хочет, чтобы в бюджет и внебюджетные фонды поступало меньше денег. Поэтому и предлагается разделить взносы в ФОМС и ЕСН. Потом ставка ЕСН уменьшится, и правительство отрапортует о выполнении обещаний. Правда, платежи организаций не снизятся. Ведь "сэкономленный" налог они будут перечислять в ФОМС. Но когда власти интересовались положением налогоплательщиков?

Кажется, что наши "законотворцы" действуют по завету Полиграф Полиграфовича Шарикова* "Да что тут предлагать?: Взять все, да и поделить". Чиновники не думают, что, разделив платежи, они создают предпосылки для установления разных правил расчета ЕСН и взносов в ФОМС. А если это произойдет, бухгалтеру придется выполнять лишнюю работу. Он будет отдельно определять налог и платежи в фонд. Заметим, что многие занимаются подобной работой уже десять месяцев, по-разному начисляя ЕСН и взносы в ПФР**. Так что пора забыть полное название ЕСН - единый социальный налог. Когда этот налог вводился, нас заверяли, что взносы во все фонды будут рассчитываться по одинаковым правилам. К сожалению, чиновники легко забывают свои обещания. Также легко они создают новые проблемы для бухгалтеров.

Смертельное неудобство

Планируется, что ФОМС будет вести лицевой счет по каждому жителю России. По такому счету будут указываться все суммы, перечисленные организациями на его медицинское страхование. Подобный учет уже ведет ПФР. Сотрудники фонда заполняют лицевые счета, используя отчетность, предоставляемую работодателями. Казалось бы, также нужно учитывать и взносы на медицинское страхование. Но с этим не согласен министр труда и социального развития Александр Починок.

Починок настаивает на том, чтобы фирма перечисляла взносы за каждого работника отдельной платежкой. Например, если в организации работает 50 человек, ее бухгалтеру придется ежемесячно оформлять полсотни поручений на уплату взносов в ФОМС. Значит, за год ему нужно составить 600 таких платежек. По мнению Александра Петровича, ничего сложного в этом нет. Он отметил, что для бухгалтера такое требование неудобно (всего-то!).

Мы считаем, что этот бессмысленный приказ трудно выполнить даже небольшим предприятиям. А уж бухгалтерам организаций, на которых работают тысячи человек, придется ежегодно печатать десятки тысяч платежек. Нетрудно догадаться, что на это будут затрачены огромные средства. Да и времени такая работа займет немало. К тому же далеко не все банки сумеют обслуживать такое предприятие. Да и сами работники ФОМС не смогут ежедневно обрабатывать тысячи платежек. Надеемся, что депутаты и президент РФ поймут абсурдность требований господина Починка. Иначе законы, которые они примут, никто не исполнит. Кроме того, и без Александра Петровича у нас есть много желающих создать бухгалтерам "дополнительные неудобства".

Бухгалтер и фонд неразделимы

Планируется, что страховые полисы будут выдаваться на основании специальных заявлений граждан. Мы думаем, что сотрудники ФОМС и страховых компаний сами не станут собирать эти документы. Скорее всего, они потребуют, чтобы работники сдавали заявления в бухгалтерию своего предприятия. А потом бухгалтеру придется относить заявления в ту страховую компанию, где будет зарегистрирован сотрудник. Эта компания передаст полученную информацию в фонд. Потом работнику выпишут полис, и бухгалтеру снова придется тратить свое время. Он должен будет взять этот документ и отдать сотруднику. Отметим, что фирмы и сейчас обязаны получать полисы за своих работников. Но им не нужно собирать заявления.

Возможно, что организацию заставят подавать и другую информацию.

Таблица

Гражданин должен

Срок представления информации

Сообщать об изменении персональных данных. К ним относится место жительства и работы, паспортные данные застрахованного сотрудника, его фамилия:

В течение 30 дней с момента изменения этих данных

Сообщать, с кем у него заключены трудовые или гражданско-правовые договоры

Ежегодно

Впрочем, можно смириться с тем, что у бухгалтеров станет больше обязанностей. Полагаем, что они согласятся выполнять дополнительную работу, лишь бы улучшилось медицинское обслуживание. Однако думаем, что и этого не произойдет.

Реформа во благо чиновников

По традиции любая реформа в России приводит к увеличению количества чиновников. Вот и на этот раз правительство РФ сообщило, что "необходимо создание единого института социального страхования". А для того, чтобы "прокормить" всех сотрудников этого "института", нужны деньги. Скорее всего, они будут взяты из отчислений на медицинское страхование.

Кроме того, дополнительных средств потребует и Пенсионный фонд РФ. Он будет страховать всех неработающих пенсионеров. Следовательно, фонду потребуются деньги не только на страховку пенсионеров, но и на зарплату новых сотрудников, занятых страхованием. Обратим внимание на еще одно нововведение. Пока больницы получают деньги не только от ФОМС, но и из бюджета. Однако планируется, что бюджетные деньги будут зачисляться на счет фонда, а он станет распределять их по лечебным учреждениям. Так что больницам и больным можно забыть о своевременном бюджетном финансировании. Сначала деньги получит ФОМС, потом он их распределит, а может, и "прокрутит" в доверенном банке. И только после этого средства поступят в больницы.

Отметим, что в правительственных законопроектах есть один положительный момент. Планируется установить предельные тарифы на те медицинские услуги, которые оплачиваются фондом. Лечебные учреждения не смогут завышать их стоимость. Но им не запрещено оказывать дополнительные услуги. А к ним можно отнести все что угодно. Любой врач может сказать, что у него много желающих лечиться по официальным тарифам. Поэтому таким больным надо ждать своей очереди. Но если они не хотят умереть в этой очереди, то есть выход - доплатить за срочность. Тогда больного сразу начнут лечить. Так происходит сейчас, также будет и после правительственных реформ. Непонятно только, зачем платить деньги на медицинское страхование.

От редакции. Еще раз подчеркнем, что в статье обсуждаются только законопроекты. Иногда считают, что их вообще не стоит рассматривать. Ведь проект - это еще не закон. Так что нет смысла изучать нормы, которые пока не нужно применять. Но мы с такой позицией не согласны. Лучше не ждать, когда будет издан невыполнимый закон, а потом пытаться его применять и надеяться на внесение исправлений. Чиновникам надо указывать на их ошибки, как только они были допущены. Может быть, тогда у нас сразу будут приниматься нормальные законы. И пессимистичные выводы нашего автора не оправдаются.



* Речь идет о проектах законов "Об обязательном медицинском страховании в РФ" и "О Фонде обязательного медицинского страхования РФ".

* Герой повести М. А. Булгакова "Собачье сердце".

** По федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, ЕСН и взносы в ПФР начисляются с одной налоговой базы. Но они определяются по разным правилам. ЕСН не облагается большая часть зарплаты, выплаченной инвалидам. А при расчете взносов в ПФР эта льгота не применяется.

Комментарии

7
  • Нехорошев А.Ф.
    Однозначно необходим отдельный персональный учет уплаченных гражданином лично и работодателем (за счет прибавочной стоимости по Марксу) за гражданина налогов и сборов. Только в таком случае обыватель увидит, что на каждый полученный на руки рубль официальной зарплаты он уплачивает (или за него в счет его труда) еще 86 копеек государству. При таком порядке, обладая этой информацией, каждый гражданин плюнет в лицо чиновнику заявившему о недостатке денег на образование, медицину. Откроются глаза у простых людей на масштабы росиийского чиновничьего воровства и бесхозяйственности. Хотя я сам отчасти бухгалтер и мне сложнее такой порядок расчетов, тем не менее каждый гражданин нашей страны должен иметь трудовую социальную книжку (или социальный счет) в которой пожизненно будет вестись запись уплаченных налогов. И тогда налогоплательщик уплативший десятки и даже сотни тысяч рублей налогов за год не поймет врача муниципальной лечебницы отказавшего ему в бесплатном приеме. А сами люди будут прагматичнее относиться к выборам депутатов и президентов, как это происходит в цивилизованных странах.
  • Хранитель_врат
    Наверное, Вы правы. Но беда в том, что народу все равно. А даже если и нет, ну плюнет он в чиновника, а тот утрется и будет дальше заявлять. А президента и депутатов у нас не избирают, а назначают (мало ли, что там народ в урны покидал). Кроме того, я не против отдельного учета по каждому человеку, но зачем же сотни платежек печатать. Подай раз в год отчетность (по принципу пенсионной), и дело с концом.
    В общем, намерения благие, а у меня только больше работы
  • Хранитель_врат
    Эти чиновники уже в горле стоят со своими изменениями, вот их бы заставить отчитываться перед ИМНС, я бы с радостью посмотрел "как все легко и просто"