Основные средства

Колесим по бухучету

Одними из комплектующих транспортного средства являются автомобильные шины. Их учет во многом зависит от того, использует ли владелец авто всесезонную резину или предпочитает «переобувать» машину два раза в год при смене зимнего и летнего сезонов.

Экспертиза статьи: С.В. Мягкова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Одними из комплектующих транспортного средства являются автомобильные шины. Их учет во многом зависит от того, использует ли владелец авто всесезонную резину или предпочитает «переобувать» машину два раза в год при смене зимнего и летнего сезонов.

Одна из проблем, над которой задумывается бухгалтер, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины (об особенностях расходов, связанных со служебным транспортом мы писали в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2008). Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена шин учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Часть авто или запасная часть?

Встречаются организации, которые, пытаясь экономить на налоге на имущество, разделяют основное средство на несколько инвентарных объектов, где стоимость каждого — не более 20 000 рублей. При этом используется норма абзаца 2 пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), согласно которой при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Однако выделить в качестве отдельного инвентарного объекта шины нельзя, так как машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. А именно это является одним из условий пункта 4 ПБУ 6/01, одновременное выполнение которых необходимо, чтобы актив был отражен в учете как основное средство.

Кроме того, не содержит такой группировки, как «Автомобильные шины», и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).
Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно, для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях. В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 10-5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте. При этом в данной инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н
6. <...>
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Полезные документы

К сожалению, на сегодняшний день нет специальных нормативных актов, которые регулировали бы учет автомобильных шин. Дело в том, что с 1 января 2008 года утратил силу один полезный документ — Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р. Выполнение этих правил было обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Теперь же свой порядок учета организации могут разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике. Причем, составляя данные положения, вполне оправданно использовать за основу вышеуказанные правила. Так, например, для учета работы автомобильной шины можно завести соответствующую карточку, где отражалась бы информация о датах ввода ее в эксплуатацию и списания, о техническом состоянии шины, данные о фактическом пробеге, о возможных дефектах и повреждениях, об остаточном рисунке протектора и т. д. Форма этой карточки ранее утверждалась Минтрансом России в качестве приложения к Правилам АЭ 001-04.
Один из показателей, используемых в качестве основания для списания шины, — это норма эксплуатационного пробега. Организация может установить данный показатель самостоятельно, с учетом данных завода-изготовителя и технических характеристик резины. Здесь хотелось бы упомянуть еще один документ Минтранса России, который также утратил силу, — Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. На практике многие организации продолжают ими пользоваться и сегодня.

Тем более что 7 декабря 2006 года Минтранс России выпустил информационное письмо № 0132-05/394, где указал, что в целях обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин указанный документ РД 3112199-1085-02 действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Особенности учета при замене шин

Большинство вопросов у бухгалтера возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля, в том числе и для сезонной замены. Нужно отметить, что вариантов учета в данной ситуации немало. Мы остановимся лишь на некоторых возможных. При этом каждая организация самостоятельно определяет для себя наиболее приемлемый.
Чтобы разобраться с особенностями учета, обратимся сначала к специальному документу — отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153), где в пункте 42 сказано, что в состав материальных расходов входит стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, а также автомобильных шин. Что касается расходов на восстановление износа и ремонт шин, то они включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации (п. 43 инструкции, утв. приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153).

Согласно общим правилам бухгалтерского учета МПЗ по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Отсюда можно сделать вывод, что стоимость шин и расходы на их замену должны учитываться единовременно, в момент их первой установки на автомобиль. Для этого используется проводка: Дебет 20 Кредит 10-5. Так как впоследствии возможно, что неизношенные шины вернутся обратно на склад, то резина, которую сняли с автомобиля, приходуется обратной проводкой: Дебет 10-5 Кредит 20. Такой подход основан на норме пункта 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ. В ней сказано, что возврат на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. При этом сданные материалы приходуются с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

            Пример
В декабре организация приобрела для автомобиля Volkswagen комплект зимней резины стоимостью 25 000 руб. (в т. ч. НДС — 3814 руб.). В связи со сменой сезона в этом же месяце шины установили на автомобиль. В соответствии с нормами, утвержденными учетной политикой фирмы и разработанными на основе Временных норм РД 3112199-1085-02, для данного автомобиля зимние шины зарубежного производства с типоразмером 18/165R14 списываются после пробега 55 000 км.
В апреле, после окончания зимнего сезона, комплект зимней резины с пробегом 28 000 км сменили на летнюю.
Отразим в бухгалтерском учете следующие проводки:
В декабре
ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 60
–          21 186 руб. (25 000 – 3814) — оприходованы зимние шины;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
–          3814 руб. — отражен НДС по приобретенным шинам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
–          3814 руб. — НДС принят к вычету;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
–          25 000 руб. — произведена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10-5
–          21 186 руб. — списана стоимость шин при установке на автомобиль.
В апреле
Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит:
28 000 км : 55 000 км × 21 186 руб. = 10 786 руб.
Таким образом, цена возможного использования шин составит:
21 186 – 10 786 = 10 400 руб.
Соответственно, проводки нужно сделать следующие:
ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 20, 26, 44
–          10 400 руб. — отражен возврат зимних шин на склад (с учетом износа).

Рассмотрим и совершенно противоположный подход. Есть организации, которые для аналитического учета движения шин открывают субсчета второго порядка к субсчету 10-5 «Запасные части»: 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе», 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». Приобретенный комплект резины учитывается по Дебету счета 10-5-1. Затем при установке на автомобиль формируется проводка: Дебет 10-5-2 Кредит 10-5-1. После окончания сезона шины возвращаются на склад проводкой: Дебет 10-5-1 Кредит 10-5-2. Списываются шины на расходы только после того, как полностью выработают свою норму пробега и полностью придут в негодность. Однако такой подход весьма спорный. Ведь, по сути, стоимость эксплуатируемых сегодня шин может увеличить себестоимость перевозок в будущем. Причем не факт, что шина не выйдет из строя еще до того, как выработает свою норму пробега.
Еще одним вариантом является списание затрат на приобретение шин равномерно, в течение всего периода их эксплуатации, с учетом фактического пробега за отчетный период. Рассмотрим этот способ на основе данных из приведенного выше примера.

            Пример
За декабрь фактический пробег зимней резины составил 3000 км. В бухгалтерской справке произведен расчет суммы затрат, связанных с износом шин в декабре:
21 186 руб. (стоимость шин) : 55 000 км (норматив их пробега) × 3000 км (фактический пробег) =1156 руб.
Таким образом, в декабре установка зимних шин будет отражена в бухгалтерском учете проводкой:
ДЕБЕТ 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации» КРЕДИТ 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе»
–          21 186 руб. — установлены зимние шины.
31 декабря и каждый месяц до окончания зимнего сезона на основании фактических данных о пробеге в учете будет проводиться следующая запись:
ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10-5-2
–          1156 руб. — списаны затраты, связанные с износом шин.
В конце сезона бухгалтер сделает проводку:
ДЕБЕТ 10-5-1 КРЕДИТ 10-5-2
–          на оставшуюся стоимость зимней резины с учетом списанных затрат.

Что касается налогового учета, то расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В свою очередь, прочие расходы относятся к косвенным, которые учитываются при налогообложении прибыли в текущем (налоговом) периоде (пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ). Это означает, что если в бухгалтерском учете списание расходов, связанных с заменой шин, проводится не в момент их введения в эксплуатацию, то между бухгалтерским и налоговым учетом возникает временная разница, что приведет к необходимости применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Вследствие этого налог на прибыль, подлежащий уплате в следующем за отчетным периоде, нужно будет увеличить на сумму отложенного налогового обязательства.

Рекорды скорости

Как показывает практика, для того, чтобы стать самым быстрым водителем, не обязательно иметь 100-процентное зрение. Это всему миру доказал 33-летний житель ЮАР. Слепой водитель развил на своем автомобиле скорость 269 километров в час. Рекорд был зафиксирован на взлетно-посадочной полосе одного из аэродромов. Рядом с водителем сидел штурман, который и сообщал, куда в данный момент нужно поворачивать руль. Тренировка перед заездом составила 5 часов. Ни одна страховая компания не рискнула застраховать жизнь отважного водителя. В результате лихач собрал 9500 долларов, которые пошли на нужды общества слепых.

Один из рекордов скорости, вошедших в Книгу Гиннесса, установил электромобиль, разработанный и построенный японскими студентами. Уникальное авто, которое удалось разогнать до скорости 75 миль в час (120 км/ч), работает от обычных «пальчиковых» батареек. Для машины весом всего 38 килограммов (без веса водителя) их понадобилось 192 штуки. 
Еще один интересный факт из США. Там установлен рекорд скорости для автомобиля на биотопливе. 39-летний изобретатель и энтузиаст решил доказать всему миру, что на биотопливе могут ездить не только малолитражки, но и серьезные спортивные машины.  Биотопливо представляет собой смесь из 85 процентов этилового спирта и 15 процентов бензина. На этом спиртосодержащем растворе автомобиль и развил скорость 302 километра в час.

У скорости есть и свои антирекорды. Так, печальная статистика превышения скорости нашими соотечественниками на дорогах других государств свидетельствует о том, что россияне здесь стабильно держатся в числе лидеров. Так, недавно полицейские Швейцарии недалеко от города Базеля задержали лихачей, которые устроили гонку на дороге. Двоим молодым людям 22 и 23 лет удалось разогнать свои авто до скорости 182 километра в час, что на 60 километров в час выше допустимого на автомагистралях этой страны значения. Однако надо заметить, что это еще не предел. Ведь накануне наш соотечественник был задержан в Испании за скорость 200 километров в час. Результат и в первом и во втором случае предсказуемый — лишение водительских прав.

Подготовила Татьяна Чернова

Начать дискуссию