Право

Удар по российской Конституции

Удивительно, какими приспособленческими качествами обладает российское общество. Не успел Президент страны Дмитрий Медведев внести в Государственную Думу проект закона об изменении порядка назначения Председателя Конституционного Суда и двух его заместителей, как закон уже принят Думой во всех необходимых чтениях и, вероятно, будет одобрен Советом Федерации.
Удар по российской Конституции
На фото Юрий Дмитриев

Удивительно, какими приспособленческими качествами обладает российское общество. Не успел Президент страны Дмитрий Медведев внести в Государственную Думу проект закона об изменении порядка назначения Председателя Конституционного Суда и двух его заместителей, как закон уже принят Думой во всех необходимых чтениях и, вероятно,  будет одобрен Советом Федерации.  Более того,  за столь короткий период (8-26 мая) в печати в его  поддержку  уже высказались известные политологи и юристы.

История вопроса

В июле 1991 г. в России был создан первый в  ее  истории  самостоятельный  орган  конституционного контроля – Конституционный  Суд РСФСР,  в состав которого были назначены 15 судей.  В ходе драматических событий 1993  г.  его деятельность была приостановлена.

Затем в соответствии с новой Конституцией в его состав были назначены еще 4 судьи и им  было поручено подготовить проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации. Закон  был принят в  июле 1994 г.  Конституционный  Суд РСФСР  был единственным в стране органом судебной власти, председатель которого избирался самим судьями из своего состава.

По существу предложения Президента

Первое. Конституционный  Суд  - это единственный орган государственной власти России,  который имеет легальное право  и  возможность  критики Президента,  поскольку он оценивает его указы на предмет их соответствия Конституции страны.  И в случае отрицательного решения  КС указы  перестают  действовать. 

В качестве примера приведу скандально известный Указ Бориса  Ельцина о запрете КПСС. Суд его не отменил,  зато коммунисты (в лице парламентской партии КПРФ) получили легальную трибуну для критики действующей власти.

Второе. Многочисленные апологеты инициативы Президента утверждают, что  его законодательная инициатива не нарушает действующую Конституцию.  В действительности это не так. Статья 102 Конституции среди многочисленных полномочий Совета Федерации не устанавливает его права назначать Председателя и  заместителей Председателя  Конституционного  Суда.

В  ней идет речь только о назначении судей КС (пункт "ж"). Когда  речь  идет  о конкретных руководителях органов власти, Конституция прямо указывает эти полномочия Совета Федерации (пункт "и" той же статьи).

Третье. Поскольку  сегодня  Председатель  Конституционного Суда избирается непосредственно судьями самого Суда из их  состава,  это  позволяет объективно оценить его профессиональные и личные качества. Напомню,  что в  марте  1993  г.  Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин был единственным политиком в стране, который придал гласности на заседании Верховного Совета проект Указа Бориса Ельцина о роспуске этого органа власти и назвал его по существу  -  государственный  переворот. 

В  случае вступления в силу закона, принятого Думой, Председатель Конституционного Суда будет назначаться Советом Федерации  по  представлению Президента. То есть, станет прямо зависеть от воли главы государства.

И последнее.  Почему спешка с принятием закона была необходима, если он относится к кандидатам  на  пост  председателя  суда в 2012 г.? Ответ очевиден...

Начать дискуссию